Решение суда № 2-2351/2017

Дело №2-2351/17

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 октября 2017 г. Московский районный суд г.Казани в составе

председательствующего судьи Мухаметзяновой С.Р.,

с участием прокурора                            Алиасхабова М.А.,

при секретаре                                          Фаткуллиной Я.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фазлыева Р.Р. к Министерству Финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации о компенсации морального вреда в порядке реабилитации за незаконное уголовное преследование,

УСТАНОВИЛ:

Фазлыев Р.Р. обратился в суд с иском к Министерству Финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в вышеприведенной формулировке. В обоснование своих требований указал, что 08 июля 2014 г. следственным отделом СЧ ГСУ МВД по Республике Татарстан в отношении Фазлыева P.P. возбуждено уголовное дело №, по признакам преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 160 УК Ф и начато уголовное преследование по подозрению в совершении тяжкого преступления.

Постановлением следователя СЧ ГСУ МВД по Республике Татарстан от 08 декабря 2014 г. в отношении истца избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении.

08 декабря 2014 г. Фазлыев Р.Р на основании постановления СЧ ГСУ МВД по Республике Татарстан был обвинен в совершении тяжкого преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ. В связи с чем, 26 декабря 2014 г. заместителем прокурора Республики Татарстан утверждено обвинительное заключение по уголовному делу № и направлено вместе с уголовным делом для рассмотрения в Высокогорский районный суд РТ.

Приговором Высокогорского районного суда Республики Татарстан от 28 мая 2015 г. Фазлыев Р.Р. осужден по ч. 4 ст. 159 УК РФ к лишению свободы сроком на 2 года и 6 месяцев со штрафом в размере 100 000 рублей, без ограничения свободы и отбыванием наказания в колонии общего режима. 28 мая 2015 г. Фазлыев P.P. взят под стражу в зале суда и направлен в ФКУ СИЗО-2 УФСИН РФ по РТ г.Казани.

Апелляционным определением Судебной коллегии Верховного суда Республики Татарстан от 24 июля 2015г. приговор Высокогорского районного суда РТ от 28 мая 2015 года в отношении Фазлыева P.P. отменен, дело направлено в тот же суд на новое рассмотрение со стадии судебного разбирательства, иным составом суда. Мера пресечения в виде заключения под стражу отменена, Фазлыев P.P. освобожден из-под стражи немедленно, ему избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении.

Приговором Высокогорского районного суда РТ от 14 ноября 2016г. Фазлыев P.P. признан невиновным и оправдан по обвинению в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 159 УК РФ, на основании п. 2 ч. 2 ст. 302 УПК РФ за непричастностью совершению преступления. На основании ч. 1 ст. 134 УПК РФ за Фазлыевым P.P. признано право на реабилитацию.

Апелляционным определением Судебной коллегии Верховного суда Республики Татарстан от 27 января 2016г. приговор Высокогорского районного суда РТ от 14.11.2016г. в отношении Фазлыева P.P. оставлен без изменения, уточнив, что при постановлении приговора суд руководствовался статьями 302-306 УПК РФ.

Оправданному Фазлыеву Р.Р. вручено извещение о порядке возмещения вреда.

Таким образом, истец незаконно был подвергнут уголовному преследованию и осуждению с 08 июля 2014 года по 14 ноября 2016 года, то есть 29 месяцев 6 дней. В течение указанного периода истец пребывал в статусе подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, осужденного в совершщении тяжкого преступления.

В период с 29 мая 2015 года по 24 июля 2015года (56 дней) истец был лишен свободы, находясь под стражей, содержался в СИЗО -2 УФСИН России по РТ г. Казани.

В течение 29 месяцев и 6 дней истец и его семья испытывали нравственные страдания, связанные с незаконным уголовным преследованием, а также связанные с тем, что в отношении истца органами правопорядка были распространены порочащие сведения о его якобы преступной деятельности, что умаляло его честь, достоинство и доброе имя.

В период 29 мая 2015 г. по 24 июля 2015 г., истец находился в условиях изоляции от своей семьи и общества и не имел возможности свободно передвигаться.

В рамках уголовного преследования он подвергался унизительному для него обращению, которое было вызвано тем, что ему пришлось активно защищать свое доброе имя и оправдываться перед бывшими коллегами.

Данные обстоятельства также существенным образом повлияли на условия жизни самого истца и его семьи - супруги и двоих малолетних детей. Так, в результате незаконного уголовного преследования и незаконного заключения под стражу истец был лишен возможности поправить свое состояние здоровья, возможности трудиться, содержать свою семью, принимать участие в жизни и воспитании своих малолетних детей, вести нормальный полноценный образ жизни. А его семья фактически осталась без поддержки и средств к существованию.

Так, истец воспитывает двоих несовершеннолетних детей - Фазлыева Р.Р., ДД.ММ.ГГГГ и Фазлыеву М.Р., ДД.ММ.ГГГГ, которой на момент заключения истца под стражу исполнилось всего 10 месяцев.

Супруга истца - Фазлыева А.А. с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время находиться в отпуске по уходу за ребенком. То есть вся семья была зависима от социального статуса истца, его возможности трудиться и зарабатывать для семьи средства к существованию.

С момента возбуждения уголовного дела в отношении истца, его семья вынуждена была испытывать материальные затруднения и отказаться от привычного для них образа жизни, по следующим причинам.

Истец не мог официально устроиться на работу в связи с тем, что его работодатель (потерпевший по уголовному делу) распространял в сфере его деятельности в отношении него сведения о его преступном поведении, что безусловно сказалось на характеристике личности истца. Его постоянно вызывали для проведения следственных действий, а затем на судебные заседания. Находясь под подпиской о невыезде, он не мог вести разъездной характер работы, который предусмотрен в специфике его трудовой деятельности.

Не имея постоянного и стабильного источника средств к существованию, истец был вынужден, помимо всего изыскивать средства для оплаты услуг адвоката. После его заключения под стражу данные обязательства легли на плечи его супруги, которая будучи не работающей и не имея средств даже для того, чтобы обеспечить должные условия существования для своих малолетних детей, вынуждена была изыскивать средства для существования своих детей, должного обеспечения супруга в СИЗО и оплаты услуг адвоката.

Помимо этого, после освобождения истца из под стражи, учитывая что его семья не имела постоянного дохода, а сам он не мог официально трудоустроиться, и им помимо средств для приобретения продуктов питания и бытовых нужд требовались средства для оплаты услуг адвоката, его супруга вынуждена была продать принадлежащие ей на праве собственности земельный участок и квартиру.

На основании изложенного, истец просит суд взыскать с Министерства Финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в его пользу компенсацию морального вреда в размере 4 000 000 рублей, а также расходы на оплату услуг представителя в размере 20 000 рублей.

Истец и его представитель иск поддержали, просили его удовлетворить.

Представитель ответчика Министерства Финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Татарстан иск не признал по основаниям, указанным в письменном отзыве.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, исследовав совокупность представленных доказательств, приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации закрепляет право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями органов государственной власти или их должностных лиц (статья 53), реализация которого гарантируется конституционной обязанностью государства в случае нарушения органами публичной власти и их должностными лицами прав, охраняемых законом, обеспечивать потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба (статья 52), а также государственную, в том числе судебную, защиту прав и свобод человека и гражданина (статья 45, часть 1 статья 46).

В силу пункта 1 статьи 8 и положений статьи 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ратифицированной Федеральным законом от 30.03.1998 N 54-ФЗ "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней", каждый имеет право на уважение его личной жизни и право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве.

Конституционным гарантиям находящегося под судебной защитой права на возмещение вреда, в том числе причиненного необоснованным уголовным преследованием, корреспондируют положения Конвенции о защите прав человека и основных свобод (пункт 5 статьи 5) и Международного пакта о гражданских и политических правах (подпункт "a" пункта 3 статьи 2, пункт 5 статьи 9), утверждающие право каждого, кто стал жертвой незаконного ареста, заключения под стражу, на компенсацию.

Согласно положениям ст. ст. 133, 136 УПК РФ право на реабилитацию включает в себя право на возмещение имущественного вреда, устранение последствий морального вреда и восстановление в трудовых, пенсионных, жилищных и иных правах. Вред, причиненный гражданину в результате уголовного преследования, возмещается государством в полном объеме независимо от вины органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда. Право на реабилитацию, в том числе право на возмещение вреда, связанного с уголовным преследованием, имеет подсудимый, в отношении которого вынесен оправдательный приговор. Иски о компенсации за причиненный моральный вред в денежном выражении предъявляются в порядке гражданского судопроизводства.

В соответствии со ст. 1070 ГК РФ, вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ, возмещается за счет казны РФ, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта РФ или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.

Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконной деятельности органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, не повлекший последствий, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, возмещается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ст. 1069 настоящего Кодекса.

В силу ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с ч. 3 ст. 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

На основании ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В соответствии с абзацем 3 ст. 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда: вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ.

Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

В данном случае согласно исследованным материалам уголовного дела № 1-4/16установлено, что постановлением старшего следователя следственной части ГСУ МВД по Республике Татарстан от 08 июля 2014г. возбуждено уголовное дело в отношении Фазлыева Р.Р., ДД.ММ.ГГГГ г.р., по признакам преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 160 УК РФ, и начато его расследование.

08 декабря 2014 года постановлением следователя СЧ ГСУ МВД по РТ в отношении Фазлыева P.P. избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении.

Согласно постановлению следователя СЧ ГСУ МВД по РТ от 08 декабря 2014г. Фазлыев P.P. привлечен в качестве обвиняемого по данному уголовному делу, ему предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ.

Приговором Высокогорского районного суда РТ от 28 мая 2015 года Фазлыев P.P. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ, ему назначено наказание по этой статье в виде лишения свободы на срок два года шесть месяцев со штрафом 100000 (сто тысяч) рублей без ограничения свободы с отбытием в ИК общего режима. Взят под стражу в зале суда.

Апелляционным определением Судебной коллегии Верховного суда Республики Татарстан от 24 июля 2015г. приговор Высокогорского районного суда РТ от 28 мая 2015 года в отношении Фазлыева P.P. отменен, дело направлено в тот же суд на новое рассмотрение со стадии судебного разбирательства, иным составом суда. Мера пресечения в виде заключения под стражу отменена, Фазлыев P.P. освобожден из-под стражи немедленно, ему избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении.

Приговором Высокогорского районного суда РТ от 14 ноября 2016г. Фазлыев P.P. признан невиновным и оправдан по обвинению в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 159 УК РФ, на основании п. 2 ч. 2 ст. 302 УПК РФ за непричастностью совершению преступления. На основании ч. 1 ст. 134 УПК РФ за Фазлыевым P.P. признано право на реабилитацию.

Согласно апелляционному определению Судебной коллегии Верховного суда Республики Татарстан от 27 января 2016г. приговор Высокогорского районного суда РТ от 14.11.2016г. в отношении Фазлыева P.P. оставлен без изменения, с уточнением, что при постановлении приговора суд руководствовался статьями 302-306 УПК РФ.

Оправданному Фазлыеву Р.Р вручено извещение о порядке возмещения вреда.

Факт незаконного привлечения Фазлыева Р.Р. к уголовной ответственности, в том числе незаконное уголовное преследование и незаконное применение в качестве меры пресечения заключение под стражу подтверждается вступившим в законную силу приговором Высокогорского районного суда РТ от 14 ноября 2016г. и никем не оспаривается.

Исходя из доказанности факта незаконного уголовного преследования является очевидным факт причинения Фазлыеву Р.Р. морального вреда, в связи с незаконным привлечением его к уголовной ответственности, поскольку в результате этого пострадали честь, достоинство истца, избранием меры пресечения в виде заключения под стражу было нарушено право Фазлыева Р.Р. на свободу передвижения.

Также очевидным и не нуждающимся в доказывании является факт причинения истцу нравственных страданий и переживаний за свою судьбу в ходе ведения следствия и его осуждения, а также в связи с тем, что пострадала его репутация в глазах окружающих, поскольку ранее истец не привлекался к уголовной ответственности и характеризовался положительно.

Таким образом, Фазлыев Р.Р. в результате незаконного уголовного преследования со стороны органов следствия имеет право на компенсацию морального вреда.

При определении размера компенсации морального вреда, подлежащего взысканию в пользу Фазлыева Р.Р., суд учитывает степень и характер нравственных и физических страданий, причиненных истцу, фактические обстоятельства дела (длительность уголовного преследования, тяжесть предъявленного обвинения по ч. 4 ст. 159 УК РФ, срок нахождения его под стражей, данные о личности Фазлыева Р.Р., ранее не судимого, возраст, наличие на его иждивении двоих несовершеннолетних детей, а также то обстоятельство, что в течение длительного времени истец был ограничен в свободе передвижения, лишен привычного уклада жизни, возможности общения с членами семьи и другие заслуживающие внимания обстоятельства.

При таких обстоятельствах, с учетом требований закона о разумности и справедливости взыскания суд возлагает на ответчика обязанность компенсации морального вреда истцу в размере 100 000 рублей.

Суд считает подлежащими удовлетворению требования истца о взыскании с ответчика судебных расходов по оплате услуг представителя в размере 20 000 рублей в соответствии с требованиями ст. 100 ГПК РФ.

В силу изложенного, руководствуясь ст. 12,56,194 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Иск Фазлыева Р.Р. к Министерству Финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации о компенсации морального вреда в порядке реабилитации за незаконное уголовное преследование, удовлетворить частично.

Взыскать с Министерства Финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу Фазлыева Р.Р. компенсацию морального вреда в порядке реабилитации за незаконное уголовное преследование в размере 100 000 рублей, а также расходы за оказание юридических услуг в размере 20 000 рублей.

В остальной части иска отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца через Московский районный суд г. Казани со дня постановления решения в окончательной форме.

Судья:                                                           С.Р. Мухаметзянова


 

РЕШЕНИЯ СУДОВ ПО ВОЗМЕЩЕНИЮ УЩЕРБА ОТ ДЕЙСТВИЙ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ:

Решение суда о компенсации морального вреда

Печалев В.В. обратился с иском к ГУ МВД РФ по Нижегородской , Министерству Финансов Российской Федерации о компенсации морального вреда. В обоснование требований ссылается на то, что дд.мм.гггг в отделении дознания ОП № УМВД России по городу Нижне...

Решение суда о взыскании компенсации морального вреда

Истец Горохов А.А. обратился в суд с иском к Следственному управлению следственного комитета Российской Федерации по Нижегородской области о компенсации морального вреда.Определением Московского районного суда г.Н.Новгорода от (дата) гражданское д...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru