Решение суда № 2-2406/2017 ~ М-2191/2017

Дело №2-2406/17

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 ноября 2017 г. Московский районный суд г.Казани в составе

председательствующего судьи Мухаметзяновой С.Р.,

с участием прокурора                            Вавилина М.В.,

при секретаре                                          Фаткуллиной Я.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Русакова А.И. к Министерству финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации о компенсации морального вреда, причиненного незаконным привлечением к уголовной ответственности,

УСТАНОВИЛ:

Русаков А.И. обратился в суд с иском к Министерству Финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в вышеприведенной формулировке. В обоснование своих требований указал, что Приговором Московского районного суда Республики Татарстан от 27 июня 2008 г. Русаков А.И., обвиняемый в совершении преступления, предусмотренного ст. 162 ч. 2 УК РФ, оправдан за не причастностью к совершению преступления.

Кассационным определением Судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда Республики Татарстан от 12 августа 2008г. приговор Московского районного суда Республики Татарстан от 27 июня 2008 г. оставлен без изменения, кассационное представление государственного обвинителя Хайбуллова А.Л. - без удовлетворения.

Приговором Московского районного суда Республики Татарстан от 27 июня 2008 г. оправданному Русакову А.И. разъяснено его право на реабилитацию.

Таким образом, истец незаконно был подвергнут уголовному преследованию и осуждению. Степень его физических и нравственных страданий увеличивало длительное содержание под стражей в бесчеловечных и унижающих достоинство условиях. Кроме того, в указанный период у него серьезно болела мать, которая перенесла операцию, в связи с чем, он не мог оказать ей какую-либо помощь.

Также следует отметить, что неоднократное незаконное и необоснованное продление сроков содержания под стражей по мотивам лишь одной тяжести обвинения незаконно. Истец не давал поводов следствию и суду, что может скрыться от следствия и суда, и будет заниматься преступной деятельностью, либо намерен помешать установлению истины по делу. Альтернативные меры пресечения вполне могли бы обеспечить его явку на следствие и в суд.

Уголовное судопроизводство по уголовному делу превысило все разумные сроки и длилось более полугода. На протяжении всего времени он содержался под стражей.

На основании изложенного, истец просит суд взыскать с Министерства Финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в его пользу компенсацию морального вреда в размере 1 500 000 рублей.

Истец Русаков А.И. в суд не явился, в настоящее время содержится в ФКУ СИЗО-1 УФСИН РФ по РТ.

Представитель истца иск поддержала, просила его удовлетворить.

Представитель ответчика Министерства Финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Татарстан иск не признал по основаниям, указанным в письменном отзыве.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, исследовав совокупность представленных доказательств, приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации закрепляет право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями органов государственной власти или их должностных лиц (статья 53), реализация которого гарантируется конституционной обязанностью государства в случае нарушения органами публичной власти и их должностными лицами прав, охраняемых законом, обеспечивать потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба (статья 52), а также государственную, в том числе судебную, защиту прав и свобод человека и гражданина (статья 45, часть 1 статья 46).

В силу пункта 1 статьи 8 и положений статьи 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ратифицированной Федеральным законом от 30.03.1998 N 54-ФЗ "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней", каждый имеет право на уважение его личной жизни и право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве.

Конституционным гарантиям находящегося под судебной защитой права на возмещение вреда, в том числе причиненного необоснованным уголовным преследованием, корреспондируют положения Конвенции о защите прав человека и основных свобод (пункт 5 статьи 5) и Международного пакта о гражданских и политических правах (подпункт "a" пункта 3 статьи 2, пункт 5 статьи 9), утверждающие право каждого, кто стал жертвой незаконного ареста, заключения под стражу, на компенсацию.

Согласно положениям ст. ст. 133, 136 УПК РФ право на реабилитацию включает в себя право на возмещение имущественного вреда, устранение последствий морального вреда и восстановление в трудовых, пенсионных, жилищных и иных правах. Вред, причиненный гражданину в результате уголовного преследования, возмещается государством в полном объеме независимо от вины органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда. Право на реабилитацию, в том числе право на возмещение вреда, связанного с уголовным преследованием, имеет подсудимый, в отношении которого вынесен оправдательный приговор. Иски о компенсации за причиненный моральный вред в денежном выражении предъявляются в порядке гражданского судопроизводства.

В соответствии со ст. 1070 ГК РФ, вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ, возмещается за счет казны РФ, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта РФ или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.

Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконной деятельности органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, не повлекший последствий, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, возмещается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ст. 1069 настоящего Кодекса.

В силу ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с ч. 3 ст. 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

На основании ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В соответствии с абзацем 3 ст. 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда: вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ.

Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Как следует из материалов дела Приговором Московского районного суда Республики Татарстан от 26 февраля 2008 года Русаков А.И. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 162 ч. 2 УК РФ и ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком в 5 лет без штрафа с отбыванием в исправительной колонии общего режима, исчисляя срок наказания с ДД.ММ.ГГГГ.

Кассационным определением Судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда Республики Татарстан от 18 апреля 2008г. приговор Московского районного суда Республики Татарстан от 26 февраля 2008 года отменен, дело направлено на новое рассмотрение в ином составе суда. Мера пресечения - заключение под стражу Русакову А.И. оставлена без изменения.

Приговором Московского районного суда Республики Татарстан от 27 июня 2008 г. Русаков А.И., обвиняемый в совершении преступления, предусмотренного ст. 162 ч. 2 УК РФ, оправдан за не причастностью к совершению преступления.

Кассационным определением Судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда Республики Татарстан от 12 августа 2008г. приговор Московского районного суда Республики Татарстан от 27 июня 2008 г. оставлен без изменения, кассационное представление государственного обвинителя Хайбуллова А.Л. - без удовлетворения.

Приговором Московского районного суда Республики Татарстан от 27 июня 2008 г. оправданному Русакову А.И. разъяснено его право на реабилитацию.

Факт незаконного привлечения Русакова А.И. к уголовной ответственности, в том числе незаконное уголовное преследование и незаконное применение в качестве меры пресечения заключение под стражу подтверждается вступившим в законную силу приговором Московского районного суда Республики Татарстан от 27 июня 2008 г. и никем не оспаривается.

Исходя из доказанности факта незаконного уголовного преследования является очевидным факт причинения Русакову А.И. морального вреда, в связи с незаконным привлечением его к уголовной ответственности, поскольку в результате этого пострадали честь, достоинство истца, избранием меры пресечения в виде заключения под стражу было нарушено право Русакова А.И. на свободу передвижения.

Также очевидным и не нуждающимся в доказывании является факт причинения истцу нравственных страданий и переживаний за свою судьбу в ходе ведения следствия и его осуждения.

Таким образом, Русаков А.И. в результате незаконного уголовного преследования со стороны органов следствия имеет право на компенсацию морального вреда.

При определении размера компенсации морального вреда, подлежащего взысканию в пользу Русакова А.И., суд учитывает степень и характер нравственных и физических страданий, причиненных истцу, фактические обстоятельства дела (длительность уголовного преследования, тяжесть предъявленного обвинения по ч. 2 ст. 162 УК РФ, срок нахождения его под стражей, данные о личности Русакова А.И., ранее судимого, возраст, а также то обстоятельство, что в течение длительного времени истец был ограничен в свободе передвижения, лишен привычного уклада жизни, возможности общения с членами семьи и другие заслуживающие внимания обстоятельства.

При таких обстоятельствах, с учетом требований закона о разумности и справедливости взыскания суд возлагает на ответчика обязанность компенсации морального вреда истцу в размере 100 000 рублей.

В силу изложенного, руководствуясь ст. 12,56,194 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Иск Русакова А.И. к Министерству финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации о компенсации морального вреда, причиненного незаконным привлечением к уголовной ответственности, удовлетворить частично.

Взыскать с Министерства Финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу Русакова А.И. компенсацию морального вреда в порядке реабилитации за незаконное привлечение к уголовной ответственности в размере 100 000 рублей.

В остальной части иска отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца через Московский районный суд г. Казани со дня постановления решения в окончательной форме.

Судья:                                                           С.Р. Мухаметзянова


 

РЕШЕНИЯ СУДОВ ПО ВОЗМЕЩЕНИЮ УЩЕРБА ОТ ДЕЙСТВИЙ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ:

Решение суда о возмещении морального вреда, судебных расходов

Марченко С.А. обратился в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице УФК по Волгоградской области о взыскании денежной компенсации морального вреда в размере 3 000 000 рублей, причиненного незаконным уголовным преследованием и...

Решение суда о взыскании компенсации морального вреда, причиненного неправомерными действиями (бездействием) сотрудников государственной службы органов исполнительной власти

Крылов Г.Л. обратился в суд с иском к Министерству финансов РФ в лице Управления казначейства по о взыскании компенсации морального вреда, причиненного неправомерными действиями (бездействием) сотрудников государственной службы органов исполнитель...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru