Решение суда о возложении обязанности исполнить предписание, компенсации морального вреда № 2-4925/2017 ~ М-5108/2017

Дело № 2-4925/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Омск                                    27 ноября 2017 года

Кировский районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Шибанова В.В. при секретаре Угаровой Ю.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к ФКУЗ «Медико-санитарная часть № 55» ФСИН России о возложении обязанности исполнить предписание, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратился в суд с иском к ФКУЗ «Медико-санитарная часть № 55» ФСИН России о возложении обязанности исполнить предписание, компенсации морального вреда, указав, что в больнице ФКУЗ «МСЧ № 55» ФСИН России ему был поставлен диагноз: Двусторонний кокстартроз 4 степени. Асептический некроз головок бедренных костей. Смешанная контрактура обоих тазобедренных суставов. ДД.ММ.ГГГГ. бюро МСЭ ему установлена 2 группа инвалидности. Согласно индивидуальной программы реабилитации (ИПР) от ДД.ММ.ГГГГ ему необходимо эндопротезирование тазобедренных суставов. С декабря 2015 он стоит на очереди в ТБ ФКУЗ МСЧ-36 ФСИН России на эндопротезирование тазобедренного сустава. До настоящего времени приблизительный срок проведения операции не определен. Полагал, что ему гарантировано право на медицинскую помощь в муниципальных и федеральных медицинских учреждениях по месту отбывания наказания. С 2015 года он практически прикован к спальному месту, он не имеет возможности посещать работу, массовые мероприятия. Просит суд обязать ответчика исполнить предписание ИПР о проведении эндопротезирования тазобедренных суставов в условиях специализированного муниципального, федерального медицинского учреждения г. Омска, Омской области, взыскать компенсацию морального вреда в размере 56 000 рублей, взыскать компенсацию за причинение физических страданий в размере 176 000 рублей.

Определением Кировского районного суда г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ. к участию в деле в качестве третьего лица привлечено УФСИН России по Омской области.

Определением Кировского районного суда г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований привлечены Территориальный фонд Обязательного медицинского страхования по Омской области, Министерство здравоохранения по Омской области, ФКУЗ МСЧ-36 ФСИН России, БУЗОО «Клинический медико-хирургический центр Министерства здравоохранения Омской области».

Истец в судебном заседании, участвующий посредством видеоконференцсвязи из ФКЛПУ ОБ-11 УФСИН России по Омской области, исковые требования поддержал в полном объеме, просил суд их удовлетворить. Указал, что с 2014 года он отбывает наказание в виде лишения свободы. До отбытия наказания у него были проблемы со здоровьем, болели ноги, однако за медицинской помощью он не обращался. Заболевание было установлено в период отбывания наказания.

Представитель ответчика ФКУЗ «Медико-санитарная часть № 55» ФСИН России Тарасенок Т.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала согласно представленным возражениям на исковое заявление, в котором сослалась на то, что Доркину К.Н. в период отбывания наказания поставлен диагноз: реактивный артрит, полиартрит, ст. 3, асептический некроз головок бедренных костей, вторичный кокстартроз 4 степени, сложная контрактура обоих тазобедренных суставов. Объем оказанной помощи соответствовал тяжести заболевания, также Доркин К.Н. был обеспечен средствами реабилитации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, в соответствии с которой в протезировании Доркин К.Н. не нуждается.

Представитель третьего лица УФСИН России по Омской области Свотина Т.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований.

Представитель третьего лица Территориального фонда Обязательного медицинского страхования по Омской области Русанова А.М., действующая на основании доверенности, в судебном заседании указала, что эндопротезирование относится к высокотехнологичной медицинской помощи.

Министерство здравоохранения по Омской области в судебное заседание своего представителя не направило, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, из представленного отзыва, следует, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется, в связи с чем возражали против удовлетворения исковых требований.

БУЗОО «Клинический медико-хирургический центр Министерства здравоохранения Омской области» в судебное заседание своего представителя не направило, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, в письменной отзыве разрешение спора оставило на усмотрение суда, также указало, что ДД.ММ.ГГГГ был осуществлен амбулаторный прием Доркина К.Н. врачом-ревматологом учреждения.

Министерство здравоохранения Омской области, будучи надлежаще извещенным, в судебном заседании участия не принимало, в представленном отзыве указало, что в ведении министерства не находятся медицинские учреждения ФСИН России, в связи с чем постановленное решение не затронет его права.

ФКУЗ МСЧ-36 ФСИН России в судебное заседание своего представителя не направило, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, причина неявки суду неизвестна.

Прокурор в своем заключении полагал требования Доркина К.Н. в части проведения операции по эндопротезированию подлежащими удовлетворению, в части компенсации морального вреда — необоснованными.

Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 56 ГПК РФ установлена обязанность каждой стороны доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья граждан (далее - охрана здоровья) — это система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.

Под медицинской помощью в силу указанной статьи понимается комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.

В силу ст. 4 данного закона основными принципами охраны здоровья являются, помимо прочего, доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных законодательством Российской Федерации случаях.

В силу ст. 10 указанного закона доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются, помимо прочего, применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи; предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;

В соответствии с ч. ч. 1, 3 ст. 26 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При невозможности оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы лица, заключенные под стражу или отбывающие наказание в виде лишения свободы, имеют право на оказание медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, а также на приглашение для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных.

В силу ч. 1 ст. 101 УИК РФ лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 5 приведенной статьи порядок оказания осужденным медицинской помощи, организации и проведения санитарного надзора, использования лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений органов здравоохранения и привлечения для этих целей их медицинского персонала устанавливается законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

При этом в соответствии с ч. 7 ст. 101 УИК РФ порядок обеспечения условий для проведения реабилитационных мероприятий, пользования техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида в отношении осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

В силу п. п. 123-125 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста России от 16.12.2016 № 295, лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации.

В исправительных учреждениях осуществляется: медицинское обследование и наблюдение осужденных в целях профилактики у них заболеваний, диспансерный учет, наблюдение и лечение, а также определение их трудоспособности.

При невозможности оказания медицинской помощи в исправительном учреждении осужденные имеют право на оказание медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, а также на приглашение для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций.

Оказание осужденным медицинской помощи в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также приглашение для проведения консультаций врачей-специалистов медицинских организаций при невозможности оказания медицинской помощи осужденным в исправительном учреждении производится в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 № 1466 «Об утверждении Правил оказания лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, медицинской помощи в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также приглашения для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций при невозможности оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы».

Оказание специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи осуществляется в установленном порядке по направлению лечащего врача исправительного учреждения, а при отсутствии в исправительном учреждении врача или в случае нахождения лица, лишенного свободы, на лечении в медицинской организации, с которой у исправительного учреждения заключен договор, — лечащего врача этой медицинской организации.

В силу ст. 11 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы могут при необходимости привлекать к разработке индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов организации, осуществляющие деятельность по реабилитации, абилитации инвалидов. Порядок разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида и ее форма определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

В соответствии со ст. ст. 1069, 1071 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (ст. 151 ГК РФ).

Судом установлено, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, осужден по ст. 111 ч. 4 УК РФ к 8 годам лишения свободы, начало срока ДД.ММ.ГГГГ., содержится в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Омской области.

Согласно протоколу заседания врачебной комиссии филиала «Медицинская часть №3» ФКУЗ МСЧ № 55 ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2, 1984 года рождения установлен диагноз: двусторонний кокстартроз 4 степени, асептический некроз головок бедренных костей, сгибательно-приводяще-ротационная контрактура тазобедренных суставов, хронический вирусный гепатит «С» активность 1. Нуждается в хирургической реабилитации (эндопротезирование тазобедренных суставов).

Также в связи с этим, согласно справке серии МСЭ-2015 №, ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ повторно установлена вторая группа инвалидности по общему заболеванию сроком до ДД.ММ.ГГГГ.

При этом, согласно представленным историям болезни, инвалидом 2 группы ФИО2 был признан с ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно представленным картам стационарного больного в период отбывания наказания ФИО2 находился на стационарном лечении в ФКУЗ МСЧ-55 ФСИН России с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно выписному эпикризу от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 поставлен диагноз: двухсторонний кокстартроз 4 степени, — сопутствующий диагноз: асептический некроз головок бедренных костей, смешанная контрактура обоих тазобедренных суставов. Рекомендовано оперативное лечение (эндопротезирование) после освобождения.

Согласно выписному эпикризу от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 поставлен диагноз: двухсторонний кокстартроз 4 стадии, асептический некроз головок обеих бедренных костей, — осложнение основного: сгибательно-приводяще-ротационная контрактура тазобедренных суставов, — сопутствующий диагноз: хронический простатит, смешанный вариант. Рекомендовано наблюдение у терапевта ИК, медикаментозное лечение, реабилитация по ИПР (ИПР на руках).

Согласно выписному эпикризу от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 поставлен диагноз: двухсторонний кокстартроз 4 стадии, — осложнение основного: асептический некроз головок обеих бедренных костей, комбинированная контрактура тазобедренных суставов, — сопутствующий диагноз:, хронический вирусный гепатит С, активность 1дерматит спины. Рекомендовано наблюдение у терапевта ИК, реабилитация по ИПР (ИПР на руках).

Согласно выписному эпикризу от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 поставлен диагноз: двухсторонний кокстартроз 4 стадии, — осложнение основного: асептический некроз головок обеих бедренных костей, комбинированная контрактура тазобедренных суставов, — сопутствующий диагноз:, хронический вирусный гепатит С, активность 1дерматит спины, миопия слаюой степени обоих глаз. Рекомендовано наблюдение у терапевта ИК, реабилитация по ИПР (ИПР на руках), оперативное лечение в плановом порядке после освобождения или по запросу с выездом из ИК.

В связи с заболеванием ФИО2 в соответствии с письмом ТБ ФКУЗ МСЧ-32 ФСИН России первый поставлен на очередь на эндопротезирование тазобедренного сустава.

Также в соответствии с запросом указанного учреждения от ДД.ММ.ГГГГ по месту отбытия наказания ФИО2 с целью определения срочности и объема оперативного лечения запрошены сведения о диагнозе ФИО2, рентгенограммы, результаты консультаций врачей, результаты ЭКГ, наличие группы инвалидности. Данный запрос поступил по месту отбытия наказания ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ.

На указанный запрос ФКЛПУ ОБ-11 УФСИН России по Омской области ДД.ММ.ГГГГ был дан развернутый ответ.

Также согласно ответу Территориального органа Росздравнадзора по Омской области по жалобе ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 проконсультирован врачом ревматологом, диагноз: «Реактивный артрит, полиартрит, ст. III, асептический некроз головок бедренных костей, вторичный коксартроз 4 степени, сложная контрактура обоих тазобедренных суставов». Рекомендовано тотальное эндопротезирование, курс лечения сосудистыми препаратами, гормонами.

Осужденный ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ был обеспечен техническим средством реабилитации (костыли подмышечные с устройством противоскольжения), о чем имеется соответствующий акт с подписью осужденного.

В соответствии с п.4 примечания к приложению №1 Приказа Минюста РФ от 16 августа 2006 г. № 263 «Об утверждении перечней лечебно- профилактических и лечебных исправительных учреждений уголовно- исполнительной системы для оказания медицинской помощи осужденным» * для оказания ортопедо-травматологической помощи, осужденные мужчины направляются в межобластную туберкулезную больницу УФСИН России по Воронежской области.

Согласно письму ФКУЗ МСЧ-36 ФСИН России осужденный ФИО2 поставлен на очередь на эндопротезирование тазобедренного сустава, однако в связи с отсутствием врача травматолога-ортопеда (вакансия) в филиале «Туберкулезная больница» ФКУЗ МСЧ-36 ФСИН России ориентировочный срок госпитализации не определен

Тотальное эндопротезирование тазобедренных суставов осужденному Дор кину К.11. может быть проведено в специализированном учреждении здравоохранения, согласно Постановления Правительства № № от ДД.ММ.ГГГГ, в случае возникновения экстренной необходимости и поступления финансирования из Федерального бюджета.

В настоящее время неотложного состояния для проведения тотального эндопротезирования у осужденного ФИО2 нет. Рекомендации от врача-травматолога об экстренной необходимости проведения эндопротезирования тазобедренных суставов ФИО6 не давались.

На основании изложенного, нарушений качества оказания медицинской помощи ФИО2 Территориальным органом Росздравнадзора по Омской области не выявлено.

Согласно индивидуальным программам реабилитации от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 не нуждается в протезировании.

В силу п. 1 Правил оказания лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, медицинской помощи в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также приглашения для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций при невозможности оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.12.2012 № 1466 настоящие Правила определяют порядок оказания лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы (далее - лица, лишенные свободы), медицинской помощи в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения (далее - медицинские организации), а также приглашения для проведения консультаций врачей-специалистов медицинских организаций при невозможности оказания лицам, лишенным свободы, медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы.

Согласно п. 3 указанных Правил… под невозможностью оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы понимаются:

а) отсутствие в учреждении уголовно-исполнительной системы врача-специалиста соответствующего профиля или квалификации, оборудования или условий для оказания необходимого объема медицинской помощи;

б) ситуация, при которой отсрочка на определенное время в оказании медицинской помощи, в том числе связанная с ожиданием транспортировки больного в другое учреждение уголовно-исполнительной системы, может повлечь за собой ухудшение его состояния, угрозу жизни и здоровью.

Поскольку соответствующий врач-специалист в системе медицинских учреждений ФСИН отсутствует, ФИО2 в рамках контракта № об оказании медицинских услуг от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ФКУЗ МСЧ-55 ФСИН России и БУЗОО «КМХЦ МЗОО», был осмотрен врачом-ревматологом ДД.ММ.ГГГГ, при этом в своем заключении врач-ревматолог, ссылаясь на тотальное эндопротезирования у ФИО2, рекомендации экстренного характера проведения эндопротезирования тазобедренных суставов не давал.

Обеспечение техническими средствами реабилитации (костыли) в рамках индивидуальной программы реабилитации ФИО2 не отрицал.

При изложенном, ФИО2 ФКУЗ МСЧ-55 ФСИН России организованы медицинские осмотры, обследование, оказана медицинская помощь, разработана программа реабилитации. Проведено медицинское лечение истца, в том числе, по диагностике лечения. По результатам обследования согласно выписке из медицинской карты истцу назначен и проведен комплекс медицинских мероприятий, назначены дальнейшие рекомендации по лечению, определены реабилитационные мероприятия.

Из материалов дела видно, что истцу своевременно оказывалась необходимая медицинская помощь и реабилитационные мероприятия.

В приведенной связи суд не находит обоснованными требования ФИО2 о возложении на ответчика обязанности исполнить предписания индивидуальной программы реабилитации о проведении эндопротезирования. Соответственно, не подлежат удовлетворению и акцессорные требования.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

В удовлетворении исковых требований ФИО2 к ФКУЗ «Медико-санитарная часть № 55» ФСИН России о возложении обязанности исполнить предписание, компенсации морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд с подачей апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Омска в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Судья                                                                             В.В. Шибанов

Решение не вступило в законную силу

Решение не вступило в законную силу


 

РЕШЕНИЯ СУДОВ ПО ВОЗМЕЩЕНИЮ УЩЕРБА ОТ ДЕЙСТВИЙ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ:

Решение суда о возмещении морального вреда, судебных расходов

Марченко С.А. обратился в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице УФК по Волгоградской области о взыскании денежной компенсации морального вреда в размере 3 000 000 рублей, причиненного незаконным уголовным преследованием и...

Решение суда о взыскании компенсации морального вреда, причиненного неправомерными действиями (бездействием) сотрудников государственной службы органов исполнительной власти

Крылов Г.Л. обратился в суд с иском к Министерству финансов РФ в лице Управления казначейства по о взыскании компенсации морального вреда, причиненного неправомерными действиями (бездействием) сотрудников государственной службы органов исполнитель...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru