Решение суда об обязании совершить определенные действия № 2-6560/2020 ~ М-5600/2020

Дело № 2-6560/2020 78RS0002-01-2020-008185-33

                                     01 октября 2020 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Выборгский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Никандровой С.А.,

при секретаре Филипповой Г.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Выборгского района Санкт-Петербурга, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к Жилищно-строительному кооперативу № 963 об обязании совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Выборгского района Санкт-Петербурга обратился в суд с исковым заявлением к Жилищно-строительному кооперативу № 963 (далее ЖСК № 963), в котором просил обязать ответчика, в 30-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу, организовать место для накопления отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I – IV класса опасности, соответствующие требованиям законодательства; взыскать с ответчика в доход государства государственную пошлину в размере 300 руб.

В обоснование заявленных требований истец указал, что прокуратурой Выборгского района Санкт-Петербурга в ходе проверки ЖСК № 963, осуществляющего деятельность по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, выявлены нарушения требований действующего законодательства в области охраны окружающей среды, в связи с чем истец обратился в суд.

Представитель истца – помощник прокурора Выборгского района Санкт-Петербурга – Ильин Н.В. в судебном заседании заявленные требования поддержал, настаивал на их удовлетворении.

Представитель ответчика ЖСК № 963 - Шашурина А.Р., действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, против удовлетворения исковых требований возражала.

Суд, исследовав представленные по делу письменные доказательства, оценив относимость, допустимость и достоверность каждого из доказательств в отдельности, а также их взаимную связь и достаточность в совокупности, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, приходит к следующему.

В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации, пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статьей 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», каждый имеет право на благополучную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим нарушением.

В силу части 2 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся в частности размещение отходов производства и потребления.

Согласно нормам статьи 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных для жизнедеятельности человека.

Частями 1 и 2 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, а также обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.2010 № 681 утверждены Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде.

В силу пункта 1 названных Правил, они обязательны для юридических лиц (независимо от организационно-правовой формы) и индивидуальных предпринимателей, в том числе осуществляющих управление многоквартирными домами на основании заключенного договора или заключивших с собственниками помещений многоквартирного дома договоры на оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, а также физических лиц.

При этом «потребителями ртутьсодержащих ламп» являются юридические лица или индивидуальные предприниматели, не имеющие лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV класса опасности, а также физические лица, эксплуатирующие осветительные устройства и электрические лампы с ртутным заполнением; «накопление» определено законодателем как хранение потребителями ртутьсодержащих ламп, за исключением физических лиц, разрешенного в установленном порядке количества отработанных ртутьсодержащих ламп; «местом первичного сбора и размещения» является место для предварительного сбора и временного размещения отработанных ртутьсодержащих ламп перед передачей их специализированным организациям для дальнейшего сбора, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения (пункт 2 указанных Правил).

Согласно пунктам 4 и 5 Правил потребители ртутьсодержащих ламп (кроме физических лиц) осуществляют накопление отработанных ртутьсодержащих ламп отдельно от других видов отходов.

Не допускается самостоятельное обезвреживание, использование, транспортирование и размещение отработанных ртутьсодержащих ламп потребителями отработанных ртутьсодержащих ламп, а также их накопление в местах, являющихся общим имуществом собственников помещений многоквартирного дома, за исключением размещения в местах первичного сбора и размещения и транспортирования до них (пункт 6 Правил).

Потребители ртутьсодержащих ламп (кроме физических лиц) для накопления поврежденных отработанных ртутьсодержащих ламп обязаны использовать тару (пункт 7).

Органы местного самоуправления организуют сбор и определяют место первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп (кроме потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах и имеющих заключенный собственниками указанных помещений договор управления многоквартирными домами или договор оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах), а также их информирование (пункт 8 Правил).

У потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах, сбор и размещение отработанных ртутьсодержащих ламп обеспечивают лица, осуществляющие управление многоквартирными домами на основании заключенного с собственниками помещений многоквартирных домов договора управления или договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах, в местах, являющихся общим имуществом собственников многоквартирных домов и содержащихся в соответствии с требованиями к содержанию общего имущества, предусмотренными Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (пункт 8(1) Правил).

Место первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах, определяется собственниками помещений в многоквартирных домах или по их поручению лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами на основании заключенного договора управления или договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах, по согласованию с соответствующей специализированной организацией (п. 8(2) Правил).

В силу статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

В соответствии с пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома; соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

В силу подпункта «д(1)» пункта 11 названных Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя организацию мест для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности.

Хранение отработанных ртутьсодержащих ламп производится в специально выделенном для этой цели помещении, защищенном от химически агрессивных веществ, атмосферных осадков, поверхностных и грунтовых вод, а также в местах, исключающих повреждение тары (пункт 15 данных Правил).

В соответствии с пунктом 3.6 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» накопление и временное хранение промотходов на производственной территории осуществляется по цеховому принципу или централизованно. Условия сбора и накопления определяются классом опасности отходов, способом упаковки и отражаются в Техническом регламенте (проекте, паспорте предприятия, ТУ, инструкции) с учетом агрегатного состояния и надежности тары. При этом хранение твердых промотходов I класса разрешается исключительно в герметичных оборотных (сменных) емкостях (контейнеры, бочки, цистерны), II - в надежно закрытой таре (полиэтиленовых мешках, пластиковых пакетах).

Пунктом 26(2) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290, предусмотрена организация накопления отходов I - IV классов опасности (отработанных ртутьсодержащих ламп и другое) и их передача в организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению таких отходов.

Как усматривается из представленных в материалы дела документов, ЖСК № 963 осуществляет управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>.

Прокуратурой Выборгского района Санкт-Петербурга проведена проверка исполнения требований жилищного законодательства ЖСК № 963.

В ходе проверки ЖСК № 963, осуществляющего деятельность по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, установлены нарушения требований действующего законодательства в области охраны окружающей среды, в частности, выявлено отсутствие у ЖСК № 963 мест для накопления отходов I – II классов опасности, а также договора на их вывоз, о чем составлен соответствующий акт.

Прокурор в обоснование заявленных требований указал, что выявленные прокуратурой Выборгского района Санкт-Петербурга недостатки влекут нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности.

Ответчик при рассмотрении дела не оспаривал того, что места для накопления, первичного сбора и размещения отходов I - II классов опасности не организует, ссылался на тот факт, что такие отходы отсутствуют.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание приведенные выше положения действующего законодательства, учитывая, что именно ЖСК № 963 является лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, обязанным в соответствии с пунктом 8(1) Правил обращения с отходами производства и потребления, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 № 681, обеспечивать сбор и размещение отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирном доме, однако такую обязанность надлежащим образом не исполняет, места для накопления, первичного сбора и размещения отходов I-II классов опасности (отработанных ртутьсодержащих ламп), а также их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности, не организует, что не оспаривалось представителем ответчика при рассмотрении дела, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.

При этом, судом учитывается тот факт, что заявленное истцом требование направлено на защиту прав собственников многоквартирного дома, влечет разрешение созданной ответчиком ситуации, при которой каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

Доводы ответчика, изложенные в ходе рассмотрения дела, о том, что ЖСК № 963 не является организацией, которая занимается размещением отходов в смысле, придаваемой этой деятельности нормами Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», не могут быть приняты во внимание, поскольку организация и содержание мест накопления отходов I - II классов опасности, включая их обслуживание и очистку, в силу указанного Федерального закона законодателем на федерального оператора не возложена. Выполнение указанных работ возложена на организации, которые осуществляют обслуживание многоквартирного дома в силу следующего.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 30 марта 1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

Согласно части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Обязанность содержать многоквартирные дома в надлежащем состоянии предусмотрена Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491.

Из системного анализа приведенных положений закона следует, что установка на обслуживающей территории сборников для отходов I - II классов опасности и их содержание в соответствии с СанПиН № 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» и СанПиН № 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» является обязанностью управляющей компании в силу осуществляемой деятельности по управлению многоквартирным домом.

Таким образом, выбрав способ управления домом ЖСК, собственники многоквартирного дома, передали соответствующие функции, в том числе, по установке на придомовой территории контейнеров для указанных отходов и их передачу специализированной организации жилищно-строительному кооперативу, которое обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с требованиями закона. При этом осуществление обязанности по содержанию общего имущества многоквартирного дома, обслуживание и очистка придомовой территории многоквартирного дома с нарушением действующих санитарных нормативов ведет к нарушению как прав собственников многоквартирного дома, так и собственников близлежащих домов на благоприятную окружающую среду.

Доводы ответчика, изложенные в отзыве на исковое заявление, о том, что отходы в виде люминесцентных или иных ртутьсодержащих ламп отсутствуют, в силу вышеизложенного, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных в защиту неопределенного круга лиц прокурором требований.

Также, на основании положений статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, с ответчика в доход бюджета Санкт-Петербурга подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ

Исковое заявление Прокурора Выборгского района Санкт-Петербурга, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к Жилищно-строительному кооперативу № 963 об обязании совершить определенные действия удовлетворить.

Обязать Жилищно-строительный кооператив № 963 в 30-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу организовать места для накопления отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I –IV классов, соответствующие требованиям законодательства.

Взыскать с Жилищно-строительного кооператива № 963 в доход бюджета Санкт-Петербурга государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Выборгский районный суд Санкт-Петербурга.

Судья                                    

/Решение суда изготовлено в окончательной форме 08 октября 2020 года/


 

РЕШЕНИЯ СУДОВ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ:

Решение суда о расторжении договора купли-продажи, истребовании товара,с участием в деле, в качестве третьего лица без самостоятельных требований на стороне истца, ООО «Строительно-торговая компания «Альтернатива»

Истец указывал, что в соответствии с договором купли-продажи № 5 от 10.01.2020, третье лицо ООО «Строительно-торговая компания «Альтернатива» (продавец) продало ответчику Романову А. В. (покупатель), автомобиль «BMW X5 M50D», год выпуска 2018, VIN...

Решение суда о взыскании компенсации морального вреда

Истец обратился в суд с иском к ответчикам, в котором просила взыскать в солидарном порядке с ответчиков компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей.В обоснование заявленных требований истец ссылался на то, что 10.04.2018 год ООО «Балтийс...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru