Решение суда о взыскании недоимки по страховым взносам № 2а-156/2020 ~ М-103/2020

78RS0004-01-2020-000179-83

Дело № 2а-156/2020                        29 июня 2020 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Зеленогорский районный суд города Санкт-Петербурга в составе председательствующего судьи Заведеевой И.Л.

при секретаре Соколовой М.К.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № по Санкт-Петербургу к ФИО2 о взыскании недоимки по страховым взносам,

УСТАНОВИЛ:

МИ ФНС России № по Санкт-Петербургу обратилась в суд с административным иском к ФИО2 о взыскании недоимки по: страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд РФ в сумме 14 755 рублей 91 копейки, пени в размере 51 рубль 40 копеек; страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, сумме 3 460 рублей 51 копейки, пени в размере 12 рублей 05 копеек.

В обоснование заявленных требований административный истец указывает, что административный ответчик ФИО2 в период с 28.04.2017г. по 01.07.2019г. осуществлял предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя

ФИО2 состоит на налоговом учете в МИ ФНС России № по Санкт-Петербургу.

Ввиду неуплаты страховых взносов в срок, административному ответчику согласно ст. 69 НК РФ было направлено требование № от 31.07.2019г. об уплате страховых взносов и пени, начисленных в соответствии со ст. 75 НК РФ.

Требование об уплате налогов и пени в добровольном порядке административным ответчиком до настоящего времени не исполнено.

Определением мирового судьи от 02.03.2020г. отменен судебный приказ от 05.02.2020г. о взыскании с ФИО2 задолженности по страховым взносам.

Административный истец в судебное заседание явилcя, настаивал на удовлетворении требований.

Административный ответчик ФИО2 в судебное заседание явился, против удовлетворения требований возражал.

Суд, изучив материалы дела, выслушав объяснения сторон, проанализировав в совокупности все собранные по делу доказательства, приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации, закрепляя свободу труда, право каждого свободно выбирать род деятельности и профессию, право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34, ч. 1 ст. 37), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39).

В ст. 22.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее по тексту Закон № 129-ФЗ) указан порядок государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Как следует из п. 2 ст. 11 Закона № 129-ФЗ, моментом государственной регистрации предпринимателя признается внесение регистрирующим органом записи о предпринимателе в Единый Государственный Реестр Индивидуальных предпринимателей.

Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) ведут налоговые органы.

В Правилах ведения ЕГРИП установлен перечень сведений об индивидуальном предпринимателе, подлежащих внесению в ЕГРИП, в том числе в указанный реестр записываются сведения о прекращении деятельности гражданина в качестве индивидуального предпринимателя, при этом указывается дата и способ прекращения деятельности. После государственной регистрации индивидуального предпринимателя или внесения изменений в ЕГРИП налоговый орган обязан представить необходимую информацию в государственные органы, внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования).

Судом установлено, что административный ответчик ФИО2 в период с 28.04.2017г. по 01.07.2019г. осуществлял предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя

ФИО2 состоит на налоговом учете в МИ ФНС России № по Санкт-Петербургу.

Доводы ФИО2 о том, что в спорный период никакой деятельности в качестве индивидуального предпринимателя им не осуществлялось, являются несостоятельными и противоречат материалам дела.

Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов, и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах в спорный период регулировались Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее по тексту - Закон № 212-ФЗ) (ч. 1 ст. 1 Закона № 212-ФЗ).

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее по тексту - Закон № 167-ФЗ) индивидуальные предприниматели являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию, а также плательщиками страховых взносов согласно п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 212-ФЗ.

Согласно п. 1 ст. 28 Закона № 167-ФЗ, страхователи, указанные в п. 2 п. 1 ст. 6 настоящего Федерального закона, уплачивают страховые взносы в фиксированном размере в порядке, установленном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".

Согласно ч. 2 ст. 16 Закона № 212-ФЗ страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено частью 8 настоящей статьи.

В соответствии со ст. 18 указанного Закона плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом.

В силу п. 3 ст. 19 Закона № 212-ФЗ до принятия решения о взыскании, орган контроля за уплатой страховых взносов направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в соответствии со ст. 22 настоящего Федерального закона.

Согласно ст. 22 Закона № 212-ФЗ требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов признается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов. Данное требование должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не указан в этом требовании.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" ФИО2 с 28.04.2017г. по 01.07.2019г. являлся плательщиком страховых взносов.

05.02.2020г. мировым судьей судебного участка № Санкт-Петербурга на основании заявления административного истца вынесен судебный приказ о взыскании с административного ответчика вышеуказанной задолженности по страховым взносам.

Определением мирового судьи судебного участка № Санкт-Петербурга от 02.03.2020г. судебный приказ был отменен в связи с поступившими возражениями ФИО2 (л.д.5).

Также установлено, что 07.08.2019г. административным истцом в адрес административного ответчика направлено письменное требование о погашении в срок до 24.09.2019г. задолженности по страховым взносам (л.д.7-8).

Согласно ч. 4.1 названной статьи, если плательщики страховых взносов прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность после начала очередного расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, прекращен либо приостановлен статус адвоката, прекращены полномочия нотариуса, занимающегося частной практикой. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, включительно.В случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения деятельности иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.

Сумма страховых взносов исчисляется плательщиками страховых взносов отдельно в отношении Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Уплата страховых взносов осуществляется отдельными расчетными документами, направляемыми в Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на соответствующие счета Федерального казначейства.

Так, Конституционный Суд РФ в определении от ДД.ММ.ГГГГ №-О РФ указал на то, что, учитывая цели обязательного пенсионного страхования, социально-правовую природу и предназначение страховых взносов, Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (подпункт 2 пункта 1 статьи 6, абзац третий пункта 1 статьи 7) и Федеральный закон "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (пункт 2 части 1 статьи 5, часть 1 статьи 14, часть 1 статьи 18 и пункт 1 части 2 статьи 28) закрепляют круг лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование.

В качестве застрахованных лиц и одновременно страхователей по обязательному пенсионному страхованию в него включаются лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой (адвокаты, индивидуальные предприниматели и нотариусы, занимающиеся частной практикой), которые обязаны уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Граждане, самостоятельно обеспечивающие себя работой, подвержены такому же социальному страховому риску в связи с наступлением страхового случая, как и лица, работающие по трудовому договору; уплата страховых взносов обеспечивает формирование их пенсионных прав, приобретение ими права на получение трудовой пенсии (Определения от ДД.ММ.ГГГГ №-О, от ДД.ММ.ГГГГ №-О-О, от ДД.ММ.ГГГГ №-О-О); индивидуальным предпринимателям, наравне с другими гражданами гарантируется бесплатное оказание медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования, сформированных с учетом страховых взносов.

Как и иные лица, относящиеся к категории самостоятельно обеспечивающих себя работой, индивидуальные предприниматели действуют на принципах автономии воли и имущественной самостоятельности.

В силу ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Учитывая изложенное, руководствуясь положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суд полагает, что ФИО2 не был освобожден от уплаты страховых взносов, в связи с чем имеются правовые основания для их взыскания в судебном порядке.

На основании пп.2 п.1 ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов, являющимися страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования признаются индивидуальные предприниматели.

Согласно п.1 ст. 432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период, производится индивидуальным предпринимателем самостоятельно в соответствии со ст. 430 НК РФ.

В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, в срок, установленный НК РФ, налоговый орган определяет в соответствии со ст. 430 НК РФ сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.

Таким образом, ФИО2 обязан был исчислить и уплатить страховые взносы за 2019г.

ПФР-14 755,91 руб. (29 354 руб.:12х6 мес.+2 446,17 руб.:31х1 дн.);

ФФОМС-3 460,51 руб. (6 884 руб.:12х6 мес.+573,67 руб.:31х1 дн.);

где-29 356 руб.-страховой взнос на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за 2019г.-пп.1 п.1 ст. 430 НК РФ (часть вторая) от 05.08.2000г. № 117-ФЗ;

-6 884 руб.- страховой взнос на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за 2019г.-пп.2 п.1 ст. 430 НК РФ (часть вторая) от 05.08.2000г. № 117-ФЗ;

-6 мес. 1 дн.- период предпринимательской деятельности ФИО2 в 2019г.

Ввиду неуплаты страховых взносов в срок, ФИО2 согласно ст. 69 НК РФ направлено требование № от 31.07.2019г. об уплате страховых взносов и пени, начисленных в соответствии со ст. 75 НК РФ (л.д.7-8).

Доказательств оплаты страховых взносов ФИО2 не представлено.

Соответственно, с ФИО2 подлежат взысканию недоимки: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии, в сумме 14 755 рублей 91 копейки, страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, сумме 3 460 рублей 51 копейки.

Согласно ст. 75 НК РФ исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями, которые в соответствии с пунктами 3 и 4 указанной статьи начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации по смыслу ст. 57 Конституции Российской Федерации налоговое обязательство состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, установленный законом; неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога; поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок (постановление от ДД.ММ.ГГГГ №-П, определение от ДД.ММ.ГГГГ №-О-П).

Согласно п.4 ст. 75 НК РФ пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Суд, проверив представленные расчеты пени, находит их арифметически верными.

Своего расчета пени административным ответчиком не представлено.

Расчет пени по страховым взносам ФФОМС за 2019г.

Так, за период с 17.07.2019г. по 28.07.2019г. (12 дней) взысканию подлежат пени по страховым взносам ФФОМС в сумме 10,38 рублей; за период с 29.07.2019г. по 30.07.2019г. (2 дня)-1,67 рублей, а всего в сумме 12,05 рублей.

Расчет пени по страховым взносам ПФР за 2019г.

Так, за период с 17.07.2019г. по 28.07.2019г. (12 дней) взысканию подлежат пени по страховым взносам ПФР в сумме 44,27 рублей; за период с 29.07.2019г. по 30.07.2019г. (2 дня)-7,13 рублей, а всего в сумме 51,40 рублей.

Размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с административного ответчика, рассчитывается судом в соответствии со ст. 114 (часть 1) Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и статьей 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, и равен 731 рубль 19 копеек.

Руководствуясь ст. ст. 175-179 КАС РФ, суд

РЕШИЛ

Административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № по Санкт-Петербургу удовлетворить.

Взыскать с ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.рождения, ур.Ленинграда, последнее известное место жительства: Санкт-Петербург, <адрес> А <адрес>, в бюджет Пенсионного фонда РФ страховые взносы на выплату страховой пенсии, в сумме 14 755 рублей 91 копейки, пени в размере 51 рубль 40 копеек;

Взыскать с ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.рождения, ур.Ленинграда, последнее известное место жительства: Санкт-Петербург, <адрес> А <адрес>, в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования РФ страховые взносы на обязательное медицинское страхование в сумме 3 460 рублей 51 копейки, пени в размере 12 рублей 05 копеек.

Взыскать с ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.рождения, ур.Ленинграда, последнее известное место жительства: Санкт-Петербург, <адрес> А <адрес> федеральный бюджет государственную пошлину в размере 731 рубль 19 копеек.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья

Дата принятия решения суда в окончательной форме 15.07.2020г.

Судья


 

РЕШЕНИЯ СУДОВ ПО ИСКАМ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ:

Решение суда о взыскании задолженности по транспортному налогу

МИ ФНС России № по Санкт-Петербургу обратилась в суд с административным иском к ФИО2 о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2017г. на общую сумму 4 829 рублей 58 копеек.В обоснование заявленных требований административный истец указа...

Решение суда о взыскании задолженности по обязательным платежам

МИ ФНС России № по Санкт-Петербургу обратилась в суд с административным иском к ФИО2 о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2017г. в сумме 3 724 рубля; задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2017г. в размере 965 рубле...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru