Решение суда о принудительном обмене квартиры № 2-30/2013 (2-3094/2012;) ~ М-2780/2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 апреля 2015 года г.Москва

Головинский районный суд г. Москвы

в составе председательствующего судьи Мрыхиной О.В.

при секретаре Науменко Д.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-30/13 по иску ФИО13, действующей за себя и в интересах несовершеннолетнего ФИО20 о принудительном обмене квартиры,

УСТАНОВИЛ:

Истец Шкандыбин Р.П. обратился в суд с иском к ответчику Шкандыбиной И.С., действующей за себя и в интересах несовершеннолетнего Шкандыбина М.Р., о принудительном обмене квартиры, просит произвести принудительный обмен двухкомнатной квартиры социального найма, расположенной по адресу: <адрес>, в соответствии с которым проживающие в указанной квартире лица переселяются: Шкандыбина И.С. и Шкандыбин М.Р. в однокомнатную квартиру социального найма общей площадью 31,90 кв.м., в том числе жилой 19,90 кв.м. по адресу: <адрес>; Шкандыбин Р.П. в комнату 13,70 кв.м. социального найма в двухкомнатной коммунальной квартире, общей площадью 47,30 кв.м., по адресу: <адрес>; Никитин В.Д. и Кисель Т.В., проживающие в однокомнатной квартире социального найма по адресу: <адрес> и Рогач Е.И., проживающая в комнате социального найма двухкомнатной коммунальной квартиры по адресу: <адрес>, переселяются в двухкомнатную квартиру социального найма по адресу: <адрес>. Свои требования истец мотивировал тем, что в соответствии с договором социального найма, он зарегистрирован и проживает в квартире по адресу: <адрес>. В квартире также зарегистрированы и проживают Шкандыбина И.С., несовершеннолетний Шкандыбин М.Р.. Квартира состоит из двух изолированных жилых комнат, жилой площадью 33,90 кв.м.. В настоящее время брак между ним и Шкандыбиной И.С. расторгнут, совместное проживание в одной квартире стало невозможным, фактически квартира перестала быть отдельной, превратившись в коммунальную. Ответчику Шкандыбиной И.С. неоднократно предлагался разъезд, однако она своего согласия на размен квартиры не дает.

В судебном заседании представитель истца Шкандыбина Р.П., действующая на основании доверенности Шкандыбина Л.А., заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в иске доводам.

Ответчик Шкандыбина И.С., действующая за себя и в интересах несовершеннолетнего Шкандыбина М.Р., представитель ответчика Смирнов А.М., действующий на основании доверенности, в судебное заседание явились, возражали против удовлетворения заявленных исковых требований, указывая, что предлагаемая ответчику для обмена квартира является малогабаритной, находится в другом районе города, на последнем этаже жилого дома, снос которого запланирован на 2015г.-2015г., школы для ребенка рядом нет, также несовершеннолетнему нужна отдельная комната.

Представитель третьего лица органа опеки и попечительства Муниципалитета ВМО Ховрино в г.Москве, действующая на основании доверенности Филаретова Т.П., в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных исковых требований, указывая, что предлагаемый вариант обмена не отвечает интересам несовершеннолетнего Шкандыбина М.Р..

Третьи лица Никитин В.Д., Кисель Т.В., Рогач Е.И., о дате, месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие, с предложенным вариантом обмена согласны (л.д.32).

Третье лицо ДЖП и ЖФ г.Москвы о дате, месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился, мнения по иску не представил.

Выслушав объяснения представителя истца, ответчика, представителя ответчика, предстаивтеля органа опеки и попечительства Муниципалитета ВМО района Ховрино г.Москвы, проверив материалы дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают:

1) из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему;

2) из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей;

3) из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности;

4) в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом;

5) в результате создания произведений науки, литературы, искусства, изобретений и иных результатов интеллектуальной деятельности;

6) вследствие причинения вреда другому лицу;

7) вследствие неосновательного обогащения;

8) вследствие иных действий граждан и юридических лиц;

9) вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.

Согласно п.1 ст. 9 ГК РФ г

раждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.

Согласно ч. 1 ст. 432 ГК РФ

договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Согласно ч. 1 ст. 60 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.

Согласно ст. 72 Жилищного кодекса РФ 1.

Наниматель жилого помещения по договору социального найма с согласия в письменной форме наймодателя и проживающих совместно с ним членов его семьи, в том числе временно отсутствующих членов его семьи, вправе осуществить обмен занимаемого ими жилого помещения на жилое помещение, предоставленное по договору социального найма другому нанимателю.

2. Проживающие совместно с нанимателем члены его семьи вправе требовать от нанимателя обмена занимаемого ими жилого помещения по договору социального найма на жилые помещения, предоставленные по договорам социального найма другим нанимателям и находящиеся в разных домах или квартирах.

3. Если между нанимателем жилого помещения по договору социального найма и проживающими совместно с ним членами его семьи не достигнуто соглашение об обмене, любой из них вправе требовать осуществления принудительного обмена занимаемого жилого помещения в судебном порядке. При этом учитываются заслуживающие внимания доводы и законные интересы лиц, проживающих в обмениваемом жилом помещении.

4. Обмен жилыми помещениями, которые предоставлены по договорам социального найма и в которых проживают несовершеннолетние, недееспособные или ограниченно дееспособные граждане, являющиеся членами семей нанимателей данных жилых помещений, допускается с предварительного согласия органов опеки и попечительства. Органы опеки и попечительства отказывают в даче такого согласия в случае, если обмен жилыми помещениями, предоставленными по договорам социального найма, нарушает права или законные интересы указанных лиц. Решения органов опеки и попечительства о даче согласия на обмен жилыми помещениями или об отказе в даче такого согласия принимаются в письменной форме и предоставляются заявителям в течение четырнадцати рабочих дней со дня подачи ими соответствующих заявлений. Предоставление заявителям решений органов опеки и попечительства о даче согласия на обмен жилыми помещениями или об отказе в даче такого согласия может осуществляться через многофункциональный центр.

Согласно ст. 73 Жилищного кодекса РФ

обмен жилыми помещениями между нанимателями данных помещений по договорам социального найма не допускается в случае, если:

1) к нанимателю обмениваемого жилого помещения предъявлен иск о расторжении или об изменении договора социального найма жилого помещения;

2) право пользования обмениваемым жилым помещением оспаривается в судебном порядке;

3) обмениваемое жилое помещение признано в установленном порядке непригодным для проживания;

4) принято решение о сносе соответствующего дома или его переоборудовании для использования в других целях;

5) принято решение о капитальном ремонте соответствующего дома с переустройством и (или) перепланировкой жилых помещений в этом доме;

6) в результате обмена в коммунальную квартиру вселяется гражданин, страдающий одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.

Как установлено в судебном заседании из объяснений сторон, материалов дела, истец Шкандыбин Р.П. и ответчик Шкандыбина И.С., несовершеннолетний Шкандыбин М.Р. занимают по договору социального найма отдельную двухкомнатную квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью 63,7 кв.м., жилой площадью 33,9 кв.м.. Нанимателем указанной квартиры является Шкандыбина И.С. (л.д.23, 11).

В указанной квартире зарегистрированы по месту жительства: наниматель Шкандыбина И.С., сын Шкандыбин М.Р., бывший муж Шкандыбин Р.П. (л.д.21-22).

Брак между Шкандыбиным Р.П. и Шкандыбиной И.С. прекращен 31.08.2007 года (л.д.69).

Никитин В.Д., Кисель Т.В. занимают по договору социального найма однокомнатную квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, площадью жилого помещения 31,9 кв.м., общей площадью (без летних) 31,9 кв.м., жилой площадью 15,9 кв.м. (л.д.24-25). В указанной квартире зарегистрированы Никитин В.Д., его жена Кисель Т.В. (л.д.10).

Рогач Е.И. занимает по договору социального найма одну комнату в коммунальной квартире, площадью жилого помещения 20,7 кв.м., общей площадью (без летних) 20,7 кв.м., жилой площадью 13,7 кв.м., расположенную по адресу: <адрес> (л.д.26). В указанной комнате зарегистрирована по месту жительства Рогач Е.И. (л..д.9).

Из объяснений представителя истца в судебном заседании следует, что между истцом и ответчиком Шкандыбиной И.С. после расторжения брака сложились конфликтные отношения, проживать в одной квартире невозможно. Также Шкандыбина И.С. препятствует проживанию Шкандыбина Р.П. в спорной квартире. Ответчик не дает согласия на размен квартиры.

Из объяснений ответчика, представителя ответчика в судебном заседании следует, что предлагаемая для обмена квартира не устраивает ответчика, так как в 2015г.-2015г. запланирован снос дома, в котором она расположена. Квартира расположена в пятиэтажном доме без лифта, на последнем этаже, школы возле дома нет, детской поликлиники нет, нет парка для прогулок ребенка, отдельной комнаты для ребенка в квартире также нет. В результате запланированного сноса жилого дома несовершеннолетний вновь вынужден будет менять школу.

В судебном заседании представитель истца не оспаривала, что жилой дом, в котором расположена квартира, предлагаемая для обмена Шкандыбиной И.С. с ребенком, подлежит сносу, однако, распоряжение о сносе пока не издано.

Представитель органа опеки и попечительства Муниципалитета ВМО района Ховрино в г.Москве, действующая на основании доверенности Филаретова Т.П. в судебном заседании пояснила, что истец не обращался в орган опеки и попечительства за получением согласия органа опеки и попечительства на предложенный им вариант обмена спорной квартиры. Предложенный истцом вариант обмена жилой площади не отвечает интересам несовершеннолетнего, поскольку ухудшает его жилищные условия. Шкандыбина И.С. до заключения брака со Шкандыбиным Р.П. и предоставления ей спорной квартиры в связи со сносом дома, являлась нанимателем двухкомнатной квартиры.

Как разъяснено в п.34 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» о

бязательным условием обмена занимаемого по договору социального найма жилого помещения является получение нанимателем письменного согласия всех проживающих совместно с ним членов его семьи, в том числе временно отсутствующих, а также наймодателя (часть 1 статьи 72 ЖК РФ), а если в жилом помещении проживают несовершеннолетние, недееспособные или ограниченно дееспособные граждане, являющиеся членами семьи нанимателя, - также согласия органов опеки и попечительства. Наймодатель, согласно части 4 статьи 74 ЖК РФ, вправе отказать в даче согласия на обмен жилыми помещениями только в случаях, предусмотренных статьей 73 ЖК РФ и частью 5 статьи 72 ЖК РФ, содержащей требование о соблюдении учетной нормы общей площади на каждого вселяющегося в результате обмена члена семьи. Отказ наймодателя в даче согласия на обмен жилыми помещениями может быть оспорен нанимателем и членами его семьи в судебном порядке по правилам искового производства.

По правилам искового производства рассматриваются и разрешаются также дела по искам проживающих совместно с нанимателем членов его семьи о принудительном обмене жилого помещения (часть 3 статьи 72 ЖК РФ), если между нанимателем и членами его семьи не достигнуто соглашение об обмене.

При этом под заслуживающими внимания доводами и интересами лиц, проживающих в обмениваемом жилом помещении, которые должны учитываться судом при разрешении данных дел, следует понимать наличие обстоятельств, препятствующих им в силу возраста, состояния здоровья, места работы, учебы и т.п. пользоваться предоставляемым в порядке обмена жилым помещением. Если спор об обмене возник между бывшими членами семьи, занимающими отдельную квартиру, несогласие одного или нескольких из них переехать в жилое помещение, расположенное в коммунальной квартире, само по себе не является основанием для отказа в удовлетворении иска, поскольку при распаде семьи, повлекшем необходимость обмена, данные лица фактически уже не пользуются отдельной квартирой.

При таких обстоятельствах, оценивая доказательства в их совокупности, допустимости, достоверности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, с учетом конкретных обстоятельств дела, учитывая, что в суд не представлено согласия в письменной форме наймодателя жилого помещения на обмен жилого помещения, в нарушение п.4 ст. 72 ЖК РФ не представлено согласие органов опеки и попечительства на обмен жилого помещения, в котором проживает несовершеннолетний Шкандыбин М.Р., 10.01.2002 года рождения, принимая во внимание возражения представителя органа опеки и попечительства в судебном заседании против предложенного истцом варианта обмена, а также возражения ответчика, согласно которым квартира, предложенная для обмена, расположена на последнем этаже, в доме старой постройки, малогабаритная, удовлетворение заявленных исковых требований приведет к необходимости смены ребенком учебного учреждения, района проживания, что может негативно сказаться на его психическом состоянии, суд приходит к выводу о том, что законных оснований для удовлетворения требований Шкандыбина Р.П. о принудительном обмене квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, не имеется, а поэтому в удовлетворении иска должно быть отказано в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

В иске ФИО14, действующей за себя и в интересах несовершеннолетнего ФИО15 о принудительном обмене квартиры – отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через канцелярию по гражданским делам Головинского районного суда города Москвы.

Судья:

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 апреля 2015 года г.Москва

Головинский районный суд г. Москвы

в составе председательствующего судьи Мрыхиной О.В.

при секретаре Науменко Д.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-30/13 по иску ФИО16 в лице законного представителя ФИО19 о принудительном обмене квартиры,

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

В иске ФИО17 в лице законного представителя ФИО18 о принудительном обмене квартиры – отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через канцелярию по гражданским делам Головинского районного суда города Москвы.

Судья:


 

РЕШЕНИЯ СУДОВ ПО ЖИЛИЩНЫМ СПОРАМ

Решение суда об определении доли в оплате коммунальных услуг

Истцы Захарова Г.А., Захаров Д.М. обратились в суд с иском к ответчикам Захарову В.А., Захарову Т.В., Захарову А.В., ГКУ «ИС Головинского района» г. Москвы и просят определить долю в платежах за квартиру и коммунальные услуги: истцам - равную 2/5 ...

Решение суда об обязании заключить договор социального найма

Истец ФИО4 обратилась в суд с иском к ответчику Департаменту жилищной политики и жилищного фонда и просит обязать его заключить с ней договор социального найма на комнату площадью 18,6 кв.м. в коммунальной квартире, расположенной по адресу: , вклю...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru