о взыскании денежных средств № 2-1084/2017 (2-7542/2016;) ~ М-7659/2016

Дело № 2-1084/2017 06 февраля 2017 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Смирновой Н.А.,

при секретаре Котар С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокуратуры Санкт-Петербурга к Кузьминой И.Д. о взыскании денежных средств,

УСТАНОВИЛ:

Прокуратура Санкт-Петербурга обратилась в Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга с исковым заявлением к Кузьминой И.Д. о взыскании денежной суммы в размере 84 609 рублей 16 копеек, как незаконно полученной.

В обоснование заявленных требований истец указывал, что Кузьмина И.Д. с <дата> года по <дата> года проходила службу в прокуратуре Санкт-Петербурга, в связи с достижением выслуги 20 лет приказом прокурора Санкт-Петербурга от <дата> года Кузьминой И.Д. с <дата> года назначена пенсионная надбавка к денежному содержанию в соответствии с п. 2 ст. 44 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», как имеющей право на пенсионное обеспечение в связи с наличием выслуги не менее 20 лет и не получающей какую-либо пенсию. В соответствии с вышеуказанным Федеральным законом ответчику выплачивалась пенсионная надбавка к денежному содержанию в размере 50 % пенсии, которая могла быть ей назначена, размер которой за период с <дата> года по <дата> составлял 8 842 рубля 12 копеек в месяц, за период с <дата> года по <дата> года – 9 372 рубля 65 копеек в месяц.

<дата> года Кузьмина И.Д. уволилась из органов прокуратуры Санкт-Петербурга и <дата> года обратилась в пенсионную службу прокуратуры Санкт-Петербурга с заявлением и документами о назначении пенсии за выслугу лет. Между тем, истцом было выявлено, что Кузьмина И.Д. являлась пенсионером в органах пенсионного фонда Российской Федерации, получала страховую пенсию по старости с соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 203 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с <дата> года, выплата пенсии прекращена на основании личного заявления о переводе на пенсию Министерства обороны.

Таким образом, Кузьмина И.Д. в период с <дата> года одновременно получала пенсионную надбавку в органах прокуратуры и пенсию по старости в Пенсионном фонде Российской Федерации, что противоречит абз. 2 п. 2 ст. 44 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» и п. 1.2 Положения о порядке установления и перерасчета ежемесячной надбавки работникам органов и организаций прокуратуры, имеющим право на пенсию за выслугу лет, утвержденного приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 05 июня 2013 года № 236.

Пенсионная надбавка за указанный период выплачивалась ответчику необоснованно по причине не уведомления ею прокуратуры Санкт-Петербурга о получении пенсии в органах Пенсионного фонда Российской Федерации, в результате чего образовалась переплата в сумме 84 609 рублей 16 копеек. Ответчик извещалась истцом о необходимости возврата данной суммы, однако денежные средства ответчиком не возвращены. При указанных обстоятельствах истец обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением.

Представитель прокуратуры Санкт-Петербурга в суд явилась, на удовлетворении заявленных исковых требований настаивала.

Ответчик Кузьмина И.Д. в суд явилась, против удовлетворения иска возражала, поддержала доводы возражений, представленных в материалы дела.

Исследовав материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В ходе судебного разбирательства по делу судом установлено, что Кузьмина И.Д., <сведения о личности>, с <дата> года проходила службу в прокуратуре Санкт-Петербурга. Последняя замещаемая Кузьминой И.Д. перед увольнением должность - <сведения о личности>

<сведения о личности>

Как указывает истец, при назначении пенсионной надбавки к денежному содержанию сведения о неполучении Кузьминой И.Д. каких-либо видов пенсии не истребовались, поскольку на момент возникновения права на пенсионную надбавку, Кузьмина И.Д. не достигла общеустановленного пенсионного возраста (55 лет).

Размер назначенной Кузьминой И.Д. пенсионной надбавки составлял в период с <дата> года 8 842 рубля 12 копеек в месяц, в период с <дата> (по день увольнения) – 9 372 рубля 65 копеек в месяц (л.д. 13-14).

<дата> года Кузьмина И.Д. уволилась <сведения о личности> с заявлением и документами о назначении пенсии за выслугу лет (л.д. 9).

Для назначения пенсии за выслугу лет Кузьминой И.Д. <сведения изъяты>, выданный Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга <дата> года, согласно которого Кузьмина И.Д. являлась пенсионером в органах Пенсионного фонда Российской Федерации и удовлетворена пенсией по <дата> выплата ей пенсии прекращена в связи с переходом на пенсию Генеральной прокуратуры (л.д. 17).

Согласно справке от <дата> года, выданной Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга по запросу прокуратуры Санкт-Петербурга, Кузьмина И.Д., являлась получателем страховой пенсии по старости с соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с <дата> года по <дата> года, выплата пенсии прекращена на основании личного заявления о переводе на пенсию Министерства обороны. С <дата> года Кузьминой И.Д. производилась фиксированная выплата к пенсии с <дата> года – 4 383 рубля 59 копеек, с <дата> года – 4 558 рублей 93 копейки (л.д. 18-19).

Пенсионное обеспечение граждан в Российской Федерации регулируется Федеральными законами от 15 декабря 2001 года 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон 166-ФЗ от 15 декабря 2001 года), и от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года), Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее - Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1).

В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона 166-ФЗ от 15 декабря 2001 года, ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года., ч. 1 ст. 7 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору, как правило, в наиболее высоком размере.

В случаях, предусмотренных законодательством, допускается одновременное получение двух пенсий.

Положения п. 3 ст. 3 Федерального закона 166-ФЗ от 15 декабря 2001 года, ст. 7 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 предусматривают исчерпывающий перечень категорий граждан, имеющих право на одновременное получение двух пенсий.

Согласно абз. 4 ст. 7 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, при наличии условий для назначения страховой пенсии по старости имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных настоящим Законом, и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях».

Вместе с тем следует учитывать, что право на одновременное получение двух пенсий возникает у граждан, получающих пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1, а из страховой пенсии по старости исключается фиксированная выплата к страховой пенсии по старости.

В соответствии с п. 2 ст. 44 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации») пенсионное обеспечение прокуроров, научных и педагогических работников и членов их семей осуществляется применительно к условиям, нормам и порядку, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, и членов их семей (за исключением положений части второй статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1).

Учитывая, что согласно положений ч. 1 ст. 6 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 одним из условий реализации права на пенсионное обеспечение является увольнение со службы, законодатель предусмотрел для прокуроров, имеющих право на пенсию за выслугу лет, но не воспользовавшихся данным правом и продолжающих исполнять служебные обязанности, дополнительную гарантию в виде права на установление ежемесячной надбавки к денежному содержанию (абзац 2 п. 2 ст. 44 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»). При этом указанные лица имеют право выбора - увольняться и получать пенсию за выслугу лет либо продолжать службу.

В силу абз. 2 ч. 2 ст. 44 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурорам, научным и педагогическим работникам, имеющим право на пенсионное обеспечение, предусмотренное настоящим пунктом, выслугу не менее 20 лет и не получающим какую-либо пенсию, выплачивается ежемесячная надбавка к денежному содержанию в размере 50 процентов пенсии, которая могла быть им назначена.

В соответствии с п. 1.1 Положения о порядке установления и перерасчета ежемесячной надбавки работникам органов и учреждений прокуратуры, имеющим право на пенсию за выслугу лет, утвержденного Приказом Генпрокуратуры России от 05 июня 2013 года №236 (далее – Положение), на основании п. 2 ст. 44 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» ежемесячная надбавка устанавливается к денежному содержанию прокурорам, научным и педагогическим работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации (далее - работники), имеющим выслугу не менее 20 лет и классный чин прокурорского работника, в размере 50 процентов пенсии за выслугу лет, которая могла быть им назначена.

Согласно п.1.2. указанного Положения ежемесячная надбавка устанавливается работникам, имеющим право на пенсию за выслугу лет в соответствии с пунктом «а» ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 и не получающим других пенсий (кроме пенсии по случаю потери кормильца на детей).

Пунктом 1.8. Положения определено, что ежемесячная надбавка устанавливается со дня, когда у работника возникло право на пенсию за выслугу лет, но не ранее дня прекращения (приостановления) выплаты других пенсий.

Исходя из анализа норм Федерального закона 166-ФЗ от 15 декабря 2001 года, Федерального закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года, Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1, Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», Положения о порядке установления и перерасчета ежемесячной надбавки работникам органов и учреждений прокуратуры, имеющим право на пенсию за выслугу лет, в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что проходя службу в органах прокуратуры и получая ежемесячную надбавку к денежному содержанию в размере 50% пенсии за выслугу лет, которая могла быть назначена в соответствии с п. 2 ст. 44 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ответчик реализовал свое право на пенсионное обеспечение. Такое пенсионное обеспечение может быть назначено и выплачиваться только при отсутствии получения работником других пенсий.

Довод ответчика о том, что она имела право одновременно получать пенсионную надбавку в прокуратуре Санкт-Петербурга и пенсию по старости в органе Пенсионного фонда Российской Федерации суд считает основанными на неправильном толковании вышеприведенных правовых норм.

Судом установлено и подтверждено материалами дела, что ответчик, являясь получателем пенсионной надбавки с <дата> года, обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга за назначением пенсии по старости, в связи с чем ей со <дата> года выплачивалась фиксированная выплата к страховой пенсии, однако не поставила в известность орган, занимающийся выплатой ежемесячной надбавки, о получении ей страховой пенсии по старости, таким образом за период с <дата> года (дата достижения Кузьминой И.Д. установленного пенсионного возраста) по <дата> года (дата увольнения) образовалась переплата в сумме 84 609 рублей 32 копеек.

Представленный истцом расчет неосновательно полученной ответчиком суммы является арифметически правильным, проверен судом, ответчиком не оспорен. Встречного расчета суду не представлено.

Согласно ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

Лицо, которое неосновательно получило или сберегло имущество, обязано возвратить или возместить потерпевшему все доходы, которые оно извлекло или должно было извлечь из этого имущества с того времени, когда узнало или должно было узнать о неосновательности обогащения (п. 1 ст. 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии со ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

Довод ответчика об отсутствии недобросовестности и злоупотребления с ее стороны, что является основанием для невзыскания с ответчика 84 609 рублей 16 копеек, отвергается судом.

Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.

Согласно трудового договора, заключенного между прокуратурой Санкт-Петербурга и Кузьминой И.Д., занимающая должность <сведения о личности>, Кузьмина И.Д. обязана соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», другие федеральные законы и нормативно-правовые акты.

При таком положении Кузьмина И.Д. с учетом условий, установленных ч. 2 ст. 44 Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», получая ежемесячную надбавку, обязана была подать рапорт о назначении ей пенсии в органах Пенсионного фонда Российской Федерации.

Рапорт о выдаче справки о возникновении права на пенсию по Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации» для предоставления в отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Красногвардейскому району Санкт-Петербурга, поданный Кузьминой И.Д. <дата> года начальнику отдела кадров прокуратуры Санкт-Петербурга, также как и справка о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за <дата> года, на которые ссылается ответчик, сведений о получении ей пенсии по старости не содержат.

Таким образом, с рапортом или с заявлениями в какой-либо форме непосредственно с целью сообщения об обстоятельствах получения иной пенсии, влекущих прекращение выплаты ежемесячной надбавки, во исполнение своей обязанности, предусмотренной законом, ответчик в прокуратуру Санкт-Петербурга не обращалась.

Оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд, руководствуясь положениями Федерального закона 166-ФЗ от 15 декабря 2001 года, Федерального закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года, Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1, Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ст.ст. 1102, 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации, принимая во внимание, что в период с <дата> года ответчик получала страховую пенсию по старости в Пенсионном Фонде Российской Федерации, а ежемесячная надбавка к денежному содержанию выплачивается прокурорам, не получающим какую-либо пенсию, приходит к выводу о том, что ответчик неосновательно обогатилась.

При таких обстоятельствах, учитывая, что в указанный период, ответчик не сообщила истцу о наступлении обстоятельств, влекущих за собой прекращение выплаты ежемесячной надбавки к денежному содержанию, что привело к неосновательной выплате ответчику вышеуказанных денежных сумм, суд приходит к выводу о взыскании с ответчика суммы неосновательного обогащения в размере 84 609 рублей 16 копеек.

Согласно подп. 3 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации по делам, рассматриваемым судом общей юрисдикции, при подаче искового заявления имущественного характера, административного искового заявления имущественного характера, подлежащих оценке, при цене иска от 20 001 рубля до 100 000 рублей - 800 рублей плюс 3 процента суммы, превышающей 20 000 рублей.

В соответствии с подп. 2 п. 2 ст. 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица и организации признаются плательщиками в случае, если они выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации.

На основании приведенных правовых положений по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в случае если истец освобожден от уплаты государственной пошлины, т.е. не уплачивает ее при подаче искового заявления, в т.ч. по искам имущественного характера, подлежащего оценке, и решение суда принято в его пользу, то ответчик уплачивает государственную пошлину в бюджет в размере, установленном подп. 3 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, в соответствии с ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию в доход бюджета Санкт-Петербурга государственная пошлина, от уплаты которой был освобожден истец в силу положений подп. 9 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации и которая за имущественное требование, подлежащее оценке, составляет 2 738 рублей 27 копеек.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ

исковые требования удовлетворить.

Взыскать с Кузьминой И.Д. в доход бюджета денежные средства в размере 84 609 рублей 16 копеек, государственную пошлину в размере 2 738 рублей.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга.

Судья         подпись

Мотивированное решение изготовлено 10 февраля 2017 года.


 

Решения судов по взысканию неосновательного обогащения:

о взыскании денежных средств, полученных в результате неосновательного обогащения, процентов за пользования чужими денежными средствами

Истец Загоруйко Н.В. обратилась в Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга с иском к ООО «З.» о взыскании денежных средств, полученных в результате неосновательного обогащения, в размере 120 000 рублей, процентов за пользования чужими денеж...

о возврате неосновательного обогащения и процентов за пользование чужими денежными средствами

АО «АЛЬФА-БАНК» обратилось в суд с иском к Евстратовой С.Г. о возврате неосновательного обогащения в размере «сумма» руб., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере «сумма» руб., расходов по уплате госпошлины в сумме «сумма» р...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru