Решение суда о признании незаконными действий (бездействий ) при рассмотрении обращений № 2а-1445/2017 ~ М-45/2017

Дело №2А- 1445/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(дата) Советский районный суд г. Н. Новгорода в составе

Председательствующего судьи Синайко Е.А.,

При секретаре Тёриной М.С.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Н. Новгороде административное дело

По административному иску Р.Е.В. к ГСУ СК РФ по г. Москве, заместителю руководителя второго отдела управления процессуального контроля ГСУ СК РФ по ... М.Т.Л. о признании незаконными действий (бездействий ) при рассмотрении обращений,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Р.Е.В. обратился в суд с административным иском, в котором просит признать незаконными действия (бездействия) заместителя Руководителя второго отдела процессуального контроля ГСУ СК РФ по ... при рассмотрении его обращений. В обоснование заявленных требований административный истец заявил следующее.

(дата) административный истец через интернет-приемную СК РФ по ... на основании ст. 125 УПК РФ направил жалобы, адресованные в Чертановский районный суд ..., а также ходатайство, в котором просил разъяснить генерал-майора юстиции Д.А.А. о существе обвинения, предъявленного административному истцу Р.Е.В. Направленным обращениям были присвоены следующие номера №...

(дата) административным истцом получен ответ №...) за подписью заместителя руководителя второго отдела управления процессуального контроля ГСУ СК РФ по ..., из текста которого ему стало известно о направлении в адрес Чертановского районного суда ....

Вместе с тем, административным истцом через интернет приемную были направлены несколько жалоб. Поскольку судьба иных жалоб неизвестна, административный истец обратился за разъяснением            какие именно документы направлены в Чертановский районный суд ....

(дата) административным истцом получен ответ №...), в котором сообщалось о том, что его обращениям присвоены номера 77юлск-1324,77юлск-1325, 77юлск-1326, 77юлск-1327. Указанные обращения направлены для рассмотрения руководителю СУ по ЮАО ГСУ СК России по ....

Таким образом, административному истцу представлены противоречивые сведения о движении его обращений.

(дата) административным истцом получено постановление Чертановского районного суда ... по результатам рассмотрения его жалобы на незаконное лишение свободы сотрудниками полиции адвоката Р.Е.В.. Следовательно, остальные жалобы переданы не тому адресату, кому они предназначены.

Административный истец полагает, что в данном конкретном случае нарушены его права на доступ к правосудию, в связи с чем просит признать незаконными действия заместителя руководителя второго отдела управления процессуального контроля ГСУ СК РФ по ..., выразившиеся в непередаче жалоб в суд и ходатайства о разъяснении предъявленного обвинения генерал-майору юстиции Д.А.А., обязать устранить допущенное нарушение.

Административный истец Р.Е.В. о времени и месте рассмотрения дела извещен судебными повестками, в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении дела не заявил, направил в судебное заседание своего представителя по доверенности и ордеру К.А.В.

При таких данных суд полагает возможным рассмотреть настоящее административное дело в отсутствии административного истца, с участием его представителя по доверенности и ордеру К.А.В.

Представитель административного истца Р.Е.В. по доверенности и ордеру К.А.В. в судебном заседании доводы и требования административного иска поддержал в полном объеме. Указал о том, что актуальность заявленных требований не утрачена, дал пояснения по существу дела.

Административные ответчики - ГСУ СК РФ по ..., заместитель руководителя второго отдела управления процессуального контроля ГСУ СК РФ по ... М.Т.Л. о времени и месте рассмотрения административного дела извещены судебными повестками факсимильной связью, в судебное заседание не явились, представили ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствии, указали о необоснованности заявленных требований.

Кроме того, в силу ст. 96 КАС РФ - Административные истцы - органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания (предварительного судебного заседания) лишь посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в указанный в части 7 настоящей статьи срок. Указанные лица, а также получившие первое судебное извещение по рассматриваемому административному делу иные лица, участвующие в деле, обладающие государственными или иными публичными полномочиями, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении административного дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.

Лица, указанные в части 8 настоящей статьи, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении административного дела, если суд располагает сведениями о том, что данные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе, за исключением случаев, когда меры по получению информации не могли быть приняты ими в силу чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств.

При таких данных суд полагает возможным и необходимым рассмотреть дело в отсутствии административных ответчиков.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы административного дела, установив юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от (дата) N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации" в следственных органах Следственного комитета в соответствии с их полномочиями рассматриваются заявления и иные обращения, содержащие сообщения о преступлениях, ходатайства по уголовным делам, жалобы на действия (бездействие) и решения руководителей следственных органов Следственного комитета и следователей в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

Решение, принятое руководителем следственного органа Следственного комитета или следователем, не препятствует обращению соответствующего лица к прокурору или в суд. Поступающие в следственные органы и учреждения Следственного комитета иные заявления, обращения и жалобы рассматриваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" от (дата) N 59-ФЗ, государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; запрашивает необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменные ответы по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

Приказом Следственного комитета РФ от (дата) N 17 в целях установления в системе Следственного комитета РФ единого порядка рассмотрения обращений и приема граждан в соответствии с Федеральным законом от (дата) N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", утверждена Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе Следственного комитета Российской Федерации.

Инструкция устанавливает единый порядок рассмотрения и разрешения в органах и учреждениях Следственного комитета РФ обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, запросов и обращений членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, членов Общественной палаты Российской Федерации, работников иных организаций и должностных лиц.

Согласно п. 3.2 Инструкции, рассмотрение обращения (жалобы, запроса) включает в себя выполнение одного из следующих действий: разрешение; оставление без разрешения; передача на разрешение в нижестоящий следственный орган; направление в другие органы; приобщение к ранее поступившему обращению (жалобе, запросу).

В соответствии с п. 3.10 Инструкции руководителям следственных управлений Следственного комитета по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных, в том числе военных, следственных управлений Следственного комитета передаются (направляются), в том числе, обращения лиц, содержащие сведения о коррупции, злоупотреблении служебным положением и иных правонарушениях, допущенных подчиненными работниками следственных органов Следственного комитета, а также высшими должностными лицами Российской Федерации, выявленных на территории данного субъекта Российской Федерации.

В структурных подразделениях центрального аппарата Следственного комитета, в соответствии с п. 2.3 Инструкции, в пределах предоставленных полномочий разрешаются обращения и жалобы граждан, юридических и должностных лиц, представителей общественных организаций на решения руководителей следственных органов по субъектам Российской Федерации, приравненных к ним специализированных, в том числе военных, следственных органов Следственного комитета.

Обращения граждан, должностных и иных лиц разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации. В том случае, когда установленный срок разрешения обращения истекает в выходной или праздничный день, последним днем разрешения считается следующий за ним рабочий день (п. 5.1 Инструкции).

Судом установлены следующие фактические обстоятельства.

В производстве ГСУ СК РФ по ... находится уголовное дело №... в отношении Р.Е.В., возбужденное по признакам преступления, предусмотренного ст. 30 ч. 3, 159 ч. 4 УК РФ

Административный истец - Обвиняемый Р.Е.В., (дата) через интернет-приемную СК РФ по ... на основании ст. 125 УПК РФ направил жалобы, адресованные в Чертановский районный суд ..., а также ходатайство, в котором просил разъяснить генерал-майора юстиции Д.А.А. о существе обвинения, предъявленного административному истцу Р.Е.В. Направленным обращениям были присвоены следующие номера №....

(дата) административным истцом получен ответ №...) за подписью заместителя руководителя второго отдела управления процессуального контроля ГСУ СК РФ по ..., из текста которого ему стало известно о направлении в адрес Чертановского районного суда ....

(дата) административным истцом получено постановление Чертановского районного суда ... по результатам рассмотрения его жалобы на незаконное лишение свободы сотрудниками полиции адвоката Р.Е.В.

По утверждению административного истца, судьба иных обращений ему неизвестна.

Как указано в п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от (дата) N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" доказывание по административным делам осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон при активной роли суда (пункт 7 статьи 6, статья 14 КАС РФ).

Указанный принцип выражается в том числе в принятии предусмотренных Кодексом мер для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств в целях правильного разрешения дела (часть 1 статьи 63, части 8, 12 статьи 226, часть 1 статьи 306 Кодекса).

Из письменных пояснений административного ответчика - заместителя руководителя второго отдела управления процессуального контроля ГСУ СК России по ... М.Т.Л., все обращения административного истца Р.Е.В. направлены по принадлежности в Тверской районный суд .... Документов, подтверждающих указанные обстоятельства, административным ответчиком не были представлены.

Руководствуясь приведенным выше принципом, принимая меры для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, судом проверены сведения указанные административным ответчиком. По общедоступным сведениям системы ГАС «Правосудия» в производство Тверского районного суда ... за период 2016 года жалоб Р.Е.В., в том числе, в порядке ст. 125 УПК РФ, не поступало.

В свою очередь, административным ответчикам неоднократно предлагалось представить в судебное заседание документы, в обоснование приведенных доводов о необоснованности требований административного истца. Однако до удаления суда в совещательную комнату таковые доказательства административными ответчиками не были представлены.

Оценивая исследованные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь приведенными выше права, суд приходит к выводу о том, что административными ответчиками не представлено достаточных и убедительных доказательств, на основании которых возможен вывод о том, что обращения административного истца Р.Е.В. рассмотрены в порядке, установленными п. 3.2 Инструкции, в связи с чем доводы административного истца заслуживают внимание.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что административными ответчиками при рассмотрении обращений административного истца Р.Е.В., а именно:

допущены действия (бездействия), выразившиеся в непринятии решения в порядке п. 3.2 Инструкции и неизвещении Р.Е.В. о принятом решении.

Указанные бездействия затрудняют Р.Е.В. доступ к правосудию, в связи с чем признаются судом незаконными, а административный иск - подлежащим удовлетворению.

На административных ответчиков возлагается обязанность в течение 05 дней со дня вступления решения в законную силу устранить указанные нарушения.

Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ,

РЕШИЛ

Административный иск Р.Е.В. удовлетворить.

Признать незаконными действия ГСУ, СК РФ по ..., заместителя Руководителя второго отдела управления процессуального контроля ГСУ СК РФ по ... М.Т.Л., выразившиеся в ненаправлении для рассмотрения

Обязать заместителя Руководителя второго отдела управления процессуального контроля ГСУ СК РФ по ... М.Т.Л., в течение 05 дней со дня вступления решения в законную силу устранить указанные нарушения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья                             подпись                                                        Е.А. Синайко

(марка обезличена)


 

РЕШЕНИЯ СУДОВ ПО ИСКАМ К ОРГАНАМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ:

Решение суда о признании незаконным распоряжения №... от 14.06.2016г. и его отмене

административный истец обратился в суд с указанным административным иском, при этом в обоснование заявленных требований указал следующее.В отношении истца была проверка на предмет соблюдения земельного законодательства по распоряжению №... от (дат...

Решение суда об отказе в регистрации по месту жительства

административный истец Панюхина М.А., действующая в своих интересах, а также в интересах своих несовершеннолетних детей Панюхиной В.А., Панюхиной А.А. и Панюхиной Т.А., обратилась в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения ...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru