Решение суда № 2-343/2017 ~ М-6809/2016

                        

Дело № 2-343/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Первомайский районный суд города Омска

в составе председательствующего судьи И.С. Кириенко

при секретаре Топоровой Л.Р.,    

рассмотрев в открытом судебном заседании 21 февраля 2017 года в г. Омске гражданское дело по иску Геллерт Т. В. к Муниципальному предприятию г. Омска «Тепловая компания», обществу с ограниченной ответственностью «Уют-Центр» о возложении обязанности по обеспечению установки и вводу в эксплуатацию общедомовых приборов учета тепловой энергии, горячего и холодного водоснабжения,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратились в суд с обозначенным иском к МП г. Омска «Тепловая компания», ООО «Уют-Центр».

В обоснование заявленных требований указала, что на основании законодательства РФ дом, расположенный по адресу: <адрес>, должен был обеспечен общедомовыми приборами учета тепловой и другой энергии в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Обязательства по обеспечению учета потребляемой энергии имеется у МП г. Омска «Тепловая компания». Обязательства по оснащению дома приборами учета имеются у управляющей компании ООО «Уют-центр», занимающейся содержанием общего имущества. В соответствии с пп. «к» п. 11 Правил №491 содержание общего имущества включает в себя обеспечение установки и ввода в эксплуатацию общедомовых приборов учета тепловой энергии, холодной и горячей воды. Но в нарушение требований законодательства ответчиками не были приняты меры по обеспечению дома приборами учета в установленные сроки. Указанные организации в ответ на обращение истца составили акт об отсутствии технической возможности установки приборов учета, что не соответствует действительности. Полагала, что управляющая организация обязана обеспечить техническую возможность установки приборов учета. Собственники дома оплачивают текущий ремонт в Управляющую компанию. На основании изложенного просила обязать ответчиков обеспечить установку общедомовых приборов учета тепловой энергии, горячего и холодного водоснабжения, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию в МКД по адресу: <адрес>.

Истец Геллерт Т.В. в судебном заседании исковые требования поддержала по изложенным в иске доводам, просила удовлетворить. Указала, что содержание общего имущества дома включает в себя обеспечение установки приборов учета. Собственники делегировали все полномочия по установке приборов управляющей компании, это является ее обязанностью. Обязательство по установке приборов учета также возлагается на тепловую компанию. Собственники, оплачивая по нормативу, переплачивают ресурсоснабжающим организациям. Ответчики нарушают ее права и права других собственников.

В судебном заседании представитель ответчика ООО «Уют-Центр» Тимошкин С.А., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования не признал, подтвердил, что общество является управляющей организаций МКД по адресу: <адрес> 2011 года. Техническая возможность для установки прибора учета тепловой энергии, горячей воды в указанном доме отсутствует, для установки указанных приборов необходимо провести реконструкцию отопления всего дома. Решения об установке в доме каких-либо общедомовых приборов учета собственниками МКД с решением вопроса о финансировании расходов по их установке не принималось. Установка приборов учета не относится к содержанию и текущему содержанию жилого дома, указанные расходы в тариф не включены, управляющая же организация занимается содержание жилья и текущим ремонтом дома.

Представитель ответчика МП г. Омска «Тепловая компания» - Кудашова Т.С., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебно заседании исковые требования не признала, поддержала доводы письменного отзыва, так же указала, что техническая возможность установки общедомового прибора учета тепловой энергии и горячего водоснабжения отсутствует.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В силу ч. 3 ст. 161 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

В соответствии со ст. 161, 162 ЖК РФ собственники жилых помещений обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, в данном случае собственники выбрали управляющей компанией ООО «Уют-Центр», что подтверждается представленными в материалы дела документами, и не отрицается сторонами.

Согласно статье 161 ЖК РФ и пункту 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 491 (далее - Правила), надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений (в том числе путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией) или товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.

В ходе судебного разбирательства установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ функции по управлению многоквартирным жилым домом <адрес> осуществляет ООО «Уют-Центр».

Между собственниками спорного многоквартирного дома и ООО «Уют-Цетр» заключен договор управления спорным домом.

МП г. Омска «Тепловая компания» является организацией поставляющей тепловую энергию в указанный МКД, находящиеся в управлении ООО «Уют-Центр».

Обращаясь в суд с иском, истец указывают, что ответчики, как ресурсоснабжающая и управляющая компания не выполнили свои обязанности по установке общедомовых приборов учета.

Как предусмотрено п.7 ст. 9 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется, в том числе, путем установления обязанности проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

В соответствии со ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктом 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений (в том числе путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией) или товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.

Согласно ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в данном случае - собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.

Как следует из ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 28 и 31 Правил, в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией бремя расходов на содержание общего имущества обязаны нести собственники помещений в этом многоквартирном доме, причем размер причитающейся с них платы определяется решением общего собрания собственников с учетом предложений управляющей организации.

Частью 5 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ предусмотрено, что собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию до 1 июля 2012 года.

При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

Согласно ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ, в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома.

Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий.

Пунктом 10 Правил предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в том числе, соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

Согласно подпунктам «и», «к» пункта 11 Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий; обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).

Пунктом 8 Перечня предусмотрена обязанность ответственного лица по установке коллективного (общедомового) прибора учета электрической энергии, при этом в качестве ответственного лица указана управляющая организация.

Из приведенных норм следует, что действующим жилищным законодательством и Законом N 261-ФЗ мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома, обязанность по установке общедомовых приборов учета тепловой энергии и горячей воды в многоквартирных домах возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома.

Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности.

Обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды входит в обязанности управляющей организации в силу положений части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации и подпункта «к» пункта 11 Правил.

При этом исходя из ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ, ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункта 11 Правил, обязанность по оплате расходов по установке общедомовых приборов учета используемых энергетических ресурсов в доме, собственниками которого избран способ управления - управляющей организацией, лежит на управляющей организации с возмещением расходов за счет средств, полученных от собственников помещений.

Согласно положениям части 12 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ до 01 июля 2013 года в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.

Пунктом 12 ст. 13 Федерального закона Российской Федерации от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что в случае невыполнения гражданами - собственниками помещений в многоквартирном доме обязанности по оснащению многоквартирного дома коллективными приборами учета, такое оснащение производится организациями, осуществляющими поставку или передачу энергетических ресурсов, за счет средств граждан, не исполнивших данную обязанность.

Таким образом, проанализировав в совокупности и взаимосвязи положения частей 5 и 12 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ, суд пришел к выводу, что обязанность по оплате расходов энергоснабжающих организаций на установку коллективных (общедомовых) приборов учета энергетических ресурсов возложена на лиц, не исполнивших в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета.

При этом, в силу закона обязанность по оснащению жилых домов, за исключением указанных в части 6 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ, и многоквартирных жилых домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, возложена на собственников жилых домов и собственников помещений в многоквартирных домах.

Поскольку истец проживает не в частном, а в многоквартирном доме установка приборов учета расхода тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение, расхода холодной и горячей воды на многоквартирный дом относится ко всем собственникам многоквартирного дома, для произведения указанных работ необходимо решение общего собрания собственников МДК, в связи с чем, управляющая компания или ресурсоснабжающая организация без решения собственников не вправе устанавливать общедомовые приборы учета по собственной инициативе.

Согласно акту от 21.11.2016г. для установки прибора учета отопления и горячего водоснабжения на указанном доме необходимо проведение капитального ремонта системы отопления и горячего водоснабжения, доказательств обратного истцом не представлено.

В силу ст. 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации задачами гражданского судопроизводства являются рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан.

Соответственно, оспаривание тех или иных юридических или фактических действий должно иметь своей целью восстановление нарушенного в результате незаконных действий права, нуждающегося в судебной защите.

В судебном заседании установлено, что технической возможности для установления общедомовых приборов учета без проведения капитального ремонта отопительной системы всего многоквартирного дома не возможна, общим собранием собственников решение о проведении капитального ремонта отопительной системы всего дома и установке общедомовых приборов учета тепловой энергии, горячей и холодной воды не принималось.

В связи с чем, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

    В удовлетворении исковых требований Геллерт Т. В. к Муниципальному предприятию г. Омска «Тепловая компания», обществу с ограниченной ответственностью «Уют-Центр» о возложении обязанности по обеспечению установки и вводу в эксплуатацию общедомовых приборов учета тепловой энергии, горячего и холодного водоснабжения отказать.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Первомайский районный суд города Омска в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.

Решение вступило в законную силу 28.03.2017 года.


 

Решения судов по спорам с жилищно-коммунальными компаниями

Решение суда о защите прав потребителя

Истец обратилась с указанным иском в суд. В обоснование заявленных требований указала, что является собственником квартиры по адресу: .Обслуживание вышеуказанного дома осуществляется ООО «УК «Управдом-7» на основании договора управления многокварт...

Решение суда о защите прав потребителей

Истец Садовская О.А. обратилась в суд с требованием к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Партнер» о защите прав потребителей, ссылаясь на проживание на основании договора социального найма по адресу: . Дом обслуживает ...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru