Решение суда о взыскании компенсации морального вреда № 2-2301/2017 ~ М-1568/2017

Дело № 2-2301/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 мая 2017 года г. Барнаул

Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:

судьи                 Кайгородовой О.Ю.,

при секретаре Сестовой Ю.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Министерству финансов Российской Федерации в лице УФК РФ по АК, Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации, УФСИН России по Алтайскому краю о взыскании компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратился в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице УФК по АК о компенсации морального вреда, указав, что ДД.ММ.ГГГГ был заключен под стражу и отправлен в СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю, где содержался до ДД.ММ.ГГГГ за исключением времени отсутствия на период этапирования в ИВС МО МВД России «Тюменцеский» АК, а также содержался под стражей с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, за исключением времени отсутствия на период этапирования в ИВС МО МВД России «Каменский» АК.

Весь период находился в бесчеловечных условиях содержания и подвергался унижающему достоинство обращению. В камерах, в которых истец содержался, перегороженными двухъярусными нарами, нарушалась норма санитарной площади на одного человека. Ненормальные условия сна усугублялись общей суетой и шумом, из-за большого числа находящихся в ней заключенных, кроме того свет в камерах постоянно был включен; в камерах обитали насекомые, бельевые вши, клопы, тараканы, мокруши.

Сантехнические удобства в камерах отсутствовали, унитаз не был оборудован сливным бочком, вода из крана подавалась не регулярно, 4 часа в сутки, на унитазе отсутствовали сиденья и крышка. Чугунный унитаз находился в углу и был поднят на пьедестал 50-80 см. от уровня пола и отделен лишь с одной стороны перегородкой в 1 м. от жилой площади камеры, штор не было. Полы в камере были бетонные, стены были покрыты плесенью. Принудительная система вентиляции не работала, в летний период времени в камерах стояла постоянна сырость и удушающая атмосфера, в зимний период в камере было невыносимо холодно, заключенные вынуждены были спать в одежде. Дезинфекция камер не производилась. Во время приема пищи не хватало скамеек с числом посадочных мест по количеству лиц содержащихся в камере, не было шкафа для продуктов, полочки для туалетных принадлежностей, бачка для питьевой воды, урной для мусора, тазика для гигиенических целей и стирки одежды. В 2010 году постельное белье, постельные принадлежности не выдавались, в 2014 году выдавались всего 1 раз на все время заключения и в очень плохом состоянии. В камерах не было радио, периодической печати, газеты, литературы. Истца ограничивали в праве на обращения за защитой своих прав в суд и прокуратуру путем отказа в отправлении его корреспонденции, мотивируя отказ тем, что корреспонденцию необходимо отправлять за свой счет, в своих конвертах, однако денежных средств истец не имел. Искусственное освещение в камерах было плохое, была одна лампа накаливания 40 Вт освещала всю площадь камеры. В СИЗО отсутствовала своевременная медицинская помощь, не было врачей – специалистов, был только врач-терапевт. Один раз в неделю лишали прогулок, мотивирую режимными мероприятиями либо погодными условиями. Пища по содержанию компонентов и калорийности не соответствовала суточным нормам.

Вышеуказанные нарушения причинили истцу физические и нравственные страдания. На основании изложенного, ФИО2 просил взыскать с Министерства финансов Российской Федерации компенсацию морального вреда в размере 150 000 руб.

Определениями Центрального районного суда г. Барнаула в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление ФСИН России по Алтайскому краю, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю.

В процессе рассмотрения дела в качестве соответчиков привлечены ФСИН России, УФСИН России по Алтайскому краю

В судебном заседании представитель ответчика ФСИН России, Управления ФСИН России по Алтайскому краю ФИО4 полагала исковые требования не подлежащими удовлетворению в полном объеме по доводом, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление. Указала на недоказанность неправомерных действий сотрудников ФКУ СИЗО-1, факта причинения вреда здоровью истца.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.

Представитель Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю представил в суд отзыв на исковые требования, в котором просил в удовлетворении иска отказать.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю согласно письменного отзыва, возражал против удовлетворения исковых требований, просил в удовлетворении иска отказать.

На основании ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть гражданское дело при указанной явке.

Заслушав объяснения представителей третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.

В п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 года № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» указано на необходимость учитывать, что в соответствии со ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и требованиями, содержащимися в постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству. Унижающим достоинство обращением признается, в частности, такое обращение, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания. Оценка указанного уровня осуществляется в зависимости от конкретных обстоятельств, в частности от продолжительности неправомерного обращения с человеком, характера физических и психических последствий такого обращения. В некоторых случаях принимаются во внимание пол, возраст и состояние здоровья лица, которое подверглось бесчеловечному или унижающему достоинство обращению.

В соответствии со ст. 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

По правилам ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В силу ч. 1 ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При разрешении настоящего спора суд учитывает общие правила наступления гражданско-правовой ответственности, предусмотренные ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми вред, причиненный личности или имуществу гражданина подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Поэтому для наступления гражданско-правовой ответственности государства за действия должностных лиц на основании ст. 16 и ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации необходима совокупность таких условий, как противоправность действий (бездействия) должностного лица, наличие вреда и доказанность его размера, причинно-следственная связь между действиями причинителя вреда и наступившими у пострадавшего неблагоприятными последствиями. Недоказанность одного из названных условий влечет за собой отказ в удовлетворении исковых требований.

В судебном заседании установлено, что ФИО2 содержался в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю в камерах № в следующие периоды времени:

-с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (камера №) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (камера №) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (камера №) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (камера №) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (камера №) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (камера №).

В 2010 году ФИО2 из СИЗО-1 .... этапирован в ИВС Тюменцевского РОВД ДД.ММ.ГГГГ, возвращен в СИЗО-1 ДД.ММ.ГГГГ, вновь ДД.ММ.ГГГГ этапирован в ИВС Тюменцевского РОВД для Тюменцевского районного суда АК, возвращен в СИЗО-1 ДД.ММ.ГГГГ. После поступления документов о вступлении приговора в законную силу, ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ направлен в учреждение ИК-4 .....

Согласно справкам по личному делу начальника ОСУ СИЗО-1, ФИО2 содержался в СИЗО-1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (убыл в ФКУ ИК-4 УФСИН ФИО1 по АК), ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (убыл в ФКУ ИК-5 УФСИН ФИО1 по АК).

В соответствии со справкой начальника отдела режима СИЗО-1 от ДД.ММ.ГГГГ, алфавитной карточкой (сведения 2010 года), камерной карточке следует, что за время содержания в СИЗО-1, заключенный под стражу ФИО2 содержался в камерах №№,40,16,158,86,51,17,14,7. Камерную карточку на заключенного ФИО2в. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ уничтожена в связи с истечением срока хранения.

Указанная информация подтверждается ответами ФКУ СИЗО-1 УФСИН ФИО1 по .... и ФИО1 по .....

Таким образом, из представленных сведений, подтверждается нахождение истца в ФКУ СИЗО-1, в период, указанный в иске.

В период содержания ФИО2 в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю действовали Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 12 мая 2000 года № 148, Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденные приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14 октября 2005 года № 189, Федеральный закон от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее - Закон № 103-ФЗ) и Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации.

В силу ст. 4 Закона № 103-ФЗ содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.

В соответствии со ст. 15 Закона № 103-ФЗ в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.

В силу ст. 23 Закона № 103-ФЗ подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место, бесплатно выдаются постельные принадлежности, все камеры обеспечиваются вентиляционным оборудованием. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.

Требования к медико-санитарному обеспечению в местах содержания под стражей установлены в ст. 24 Закона № 103-ФЗ, в соответствии с которой на администрацию указанных мест возложена обязанность выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.

На основании п. 40 - п. 45 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14 октября 2005 года № 189, подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются для индивидуального пользования: спальным местом; постельными принадлежностями: матрацем, подушкой, одеялом; постельным бельем: двумя простынями, наволочкой; полотенцем. Указанное имущество выдается бесплатно во временное пользование на период содержания под стражей. Для общего пользования в камеры в соответствии с установленными нормами и в расчете на количество содержащихся в них лиц выдаются: мыло хозяйственное; туалетная бумага. Камеры СИЗО оборудуются: одноярусными или двухъярусными кроватями; столом и скамейками с числом посадочных мест по количеству лиц, содержащихся в камере; шкафом для продуктов; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; бачком с питьевой водой; подставкой под бачок для питьевой воды; урной для мусора; тазами для гигиенических целей и стирки одежды; светильниками дневного и ночного освещения; вентиляционным оборудованием (при наличии возможности); напольной чашей (унитазом), умывальником. При отсутствии в камере водонагревательных приборов либо горячей водопроводной воды горячая вода для стирки и гигиенических целей и кипяченая вода для питья выдаются ежедневно в установленное время с учетом потребности. Подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются ежедневно бесплатным трехразовым горячим питанием по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации. Не реже одного раза в неделю подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку, им предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут. Смена постельного белья осуществляется еженедельно после помывки в душе.

Из поступивших в материалы гражданского дела ответов из ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю, УФСИН России по Алтайскому краю, в том числе справок о санитарно-бытовых условиях помещений, о содержании, о качестве питания, технических паспортов, иных актов, следует, что условия содержания истца в установленные периоды времени в СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю соответствовали действовавшему на тот момент законодательству.

Камеры сборного отделения в СИЗО-1 оборудованы в соответствии стребованиями пункта 15 приказа № 189 Министерства юстиции РФ от 14.10.2005 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы»: деревянными лавками для сидения; розеткой для подключения электроприборов; системой приточно-вытяжной вентиляции, которая работает в соответствии с графиком, утвержденным начальником учреждения; краном с водопроводной водой, раковиной; светильником дневного и ночного освещения; санитарным узлом. Камера № оборудована в соответствии с требованиями приказа Министерства юстиции РФ от 14.10.2005 №189 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы»: индивидуальным спальным местом; полкой для туалетных принадлежностей; полкой для посуды; полкой для продуктов; столом со скамейками с числом посадочных мест по количеству лид, содержащихся в камере; санитарным узлом; краном с водопроводной водой, раковиной; светильником дневного и ночного освещения; настенным зеркалом; розеткой для подключения электроприборов; урной для мусора; бачком для питьевой воды; вешалкой для верхней одежды; радиодинамиком для вещания общегосударственных программ; тазиком; кнопкой для вызова администрации; системой приточно-вытяжной вентиляции, которая работает в соответствии с графиком, утвержденным начальником учреждения в камере имеется бытовой вентилятор; инвентарём для уборки камеры (совок, щетка, тряпка). Уборка в камерах производится дежурным по камере, который назначается начальником корпусного отделения дежурной смены по утренней проверки под роспись. Санитарное состояние камерных помещений соответствует установленным нормам. Температурный режим и влажность соответствует установленным нормам. Проверка температурного режима проверяется ежедневно во время утренних проверок.

Согласно справке главного энергетика ГКБО СИЗО-1 камерные помещения №№ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ были оборудованы санитарными узлами. Санитарные узлы смонтированы в соответствии с нормами проектирования следственных изоляторов и тюрем, утвержденных приказом Минюста России №-дсп от 28.05.2001, а именно оборудование санитарных узлов представляло собой напольную чашу (унитаз), размещенную в кабинах с дверьми, открывающимися наружу. Кабины имели перегородку высотой 1м от пола уборной. Оборудование санитарных узлов включало в себя наличие чаши «Генуя», оборудованной гидрозатвором, и подведенной водопроводной трубой с вмонтированным шаровым краном, предназначенным для слива в центральную канализацию. Санитарные узлы расположены в правом либо левом ближнем от входа углу камер. Расстояние санитарного узла от стола для приема пищи в камерах № находилось на максимально возможном удалении.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ сантехническое оборудование камерных помещений находилось в технически исправном состоянии.

Холодное водоснабжение осуществляется централизовано от сети ООО «Барнаульский Водоканал» перебоев в горячей и холодной воде за период содержания ФИО2, а именно в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в камерах СИЗО-1 не допускалось.

Таким образом доводы истца о нерабочем сантехническом оборудовании, не соблюдении зоны приватности и нахождение чугунного унитаза в непосредственной близости от места приема пищи и спального места, не нашли своего подтверждения.

О наличии перегородки в 1 метр истцом указано в самом исковом заявлении, дополнительное наличие штор, на что ссылается истец в иске, законом не предусмотрено.

Согласно справки главного энергетика ГКБО СИЗО-1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ камеры №№ оборудованы были деревянным покрытием пола, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ камеры №№    № оборудованы бетонным покрытием пола (ввиду систематического приведения негодность деревянного покрытия пола подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными), камера № в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ оборудована деревянным покрытием пола.

Таким образом, довод истца о наличии в камере бетонных полов, частично подтвержден.

Также суд находит частично обоснованными доводы истца в части переполняемости камер.

Так, из представленных в материалы дела ФКУ СИЗО-1 сведений, ФИО2 содержался в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (камера №) общей площадью 16,2 кв.м., оборудованной 4-я спальными местами, с учетом ФИО2 содержалось от 2 до 3 человек, все заключенные были обеспечены спальными местами;

-с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (камера №) общей площадью 18,5 кв.м., оборудованной 8-ю спальными местами, с учетом ФИО2 содержалось от 5 до 8 человек, все заключенные были обеспечены спальными местами;

-с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (камера №) общей площадью 18,1 кв.м., оборудованной 8-ю спальными местами, с учетом ФИО2 содержалось от 4 до 8 человек, все заключенные были обеспечены спальными местами;

-с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (камера №) общей площадью 16,9 кв.м., оборудованной 6-э спальными местами, с учетом ФИО2 содержалось от 2 до 3 человек, все заключенные были обеспечены спальными местами;

-с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (камера №) общей площадью 21,4 кв.м., оборудованной 10-ю спальными местами, с учетом ФИО2 содержалось от 3 до 5 человек, все заключенные были обеспечены спальными местами;

-с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (камера №) общей площадью 19,4 кв.м., оборудованной 8-ю спальными местами, с учетом ФИО2 содержалось от 6 до 7 человек, все заключенные были обеспечены спальными местами.

Учитывая изложенное, подтверждено не соблюдение установленных законом требований по площади камер в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (камера №), поскольку при наличии 8 спальных мест размер камеры должен быть не менее 32 кв.м., 5-ти мест 20 кв.м. – камера фактически 18,5 кв.м., в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (камера №) общая площадь камеры 18,1 кв.м – содержалось от 4 до 8 человек и в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (камера №) общей площадью 19,4 кв.м. – содержалось 6-7 человек.

Иные доводы истца, указанные в иске не нашли своего подтверждения.

Согласно представленному в материалы дела письму из прокуратуры АК от ДД.ММ.ГГГГ, адресованное ФИО2, в сентябре 2013 года прокуратурой края установлено, что администрация учреждения не отправляет обращения осужденных в суды и органы прокуратуры не имеющих на лицевом счету денежных средств. УФСИН России по Алтайскому краю отказ в направлении обращений осужденных, не имеющих на лицевых счетах денежных средств, мотивировал, тем что согласно ч. 1 ст. 91 УИК РФ отправка осужденными корреспонденции осуществляется за счет собственных средств. В связи с указанным, прокуратурой края в адрес начальника УФСИН России по АК вносилось представление.

В свою очередь, вышеуказанные сведения подтверждают факт не направления корреспонденции осуждённых в 2013 году, однако не являются безусловным подтверждением наличия данного нарушения в период 2010 года и 2014 года.

Судом предприняты исчерпывающие меры для оказания истцу содействия по получению доказательств в подтверждение его доводов. Однако, длительное необращение в установленном законом порядке за защитой своего нарушенного права привело к истечению сроков хранения номенклатурных дел, регистрационных журналов и их уничтожению, что лишает ответчика возможности представить доказательства, подтверждающие или опровергающие доводы истца, а суд проверить обоснованность данных доводов. Представителями третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, представлены в материалы гражданского дела акты об уничтожении документов за истечением сроков хранения.

В соответствии с ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Ссылаясь на нарушение своих прав ненадлежащими условиями в период содержания ФИО2 не представлено достоверных доказательств в обоснование своих требований.

    

Принимая во внимание, что частично доводы истца нашли свое подтверждение в ходе рассмотрения дела, суд приходит к выводу о праве ФИО2 требовать компенсацию морального вреда.

Определяя размер компенсации морального вреда, суд учитывает степень нравственных и физических страданий, фактические обстоятельства, при которых был причинен вред, характер ненадлежащих условий содержания, особенности личности истца, отсутствие каких-либо умышленных действий со стороны должностных лиц, требования разумности и справедливости, в связи с чем полагает требуемую истцом сумму завышенной и приходит к выводу о взыскании в пользу ФИО2 компенсации морального вреда в размере 1500 руб.

Определяя надлежащего ответчика, суд исходит из следующего.

Статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В соответствии со статьей 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с указанным кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 указанного кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (пункт 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане (пункт 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с положениями подпункта 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности.

Таким образом, по искам о возмещении вреда, причиненного физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц, в том числе должностных лиц службы исполнения наказаний, интересы Российской Федерации представляют главные распорядители средств федерального бюджета по ведомственной принадлежности.

Согласно подпункту 6 пункта 7 Положения о Федеральной службы исполнения наказаний РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2004 N 1314, Федеральная служба исполнения наказаний Российской Федерации осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.

С учетом вышеприведенных положений, обязанность по возмещению вреда, причиненного истцу, должна быть возложена на главного распорядителя средств федерального бюджета по ведомственной принадлежности, то есть на Федеральную службу исполнения наказаний Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 167, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ

Исковые требования ФИО2 к Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации удовлетворить частично.

Взыскать с Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу ФИО2 компенсацию морального вреда в размере 1500 руб.

В остальной части иска отказать.

В удовлетворении требований к Министерству финансов Российской Федерации в лице УФК РФ по АК, УФСИН России по Алтайскому краю отказать в полом объеме.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г. Барнаула в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья О.Ю.Кайгородова


 

РЕШЕНИЯ СУДОВ ПО ВОЗМЕЩЕНИЮ УЩЕРБА ОТ ДЕЙСТВИЙ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ:

Решение суда о компенсации морального вреда

Х.А.А. обратился в суд с иском к Министерству Финансов РФ о компенсации морального вреда в размере р., в связи с ненадлежащими условиями содержания.В обоснование требований указывает, что в период с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг содержался в ИВС УМВД Р...

Решение суда о компенсации морального вреда

С.А. обратился с требованиями к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю о компенсации морального вреда.В обоснование требований указал на то, что приговором Железнодорожного районно...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru