Решение суда о компенсации морального вреда № 2-2773/2017 ~ М-1186/2017

Дело № 2-2773/17

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 мая 2017 года                                г.Барнаул

Центральный районный суд г.Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего Симон Н.Б.,

при секретаре Грапельман Я.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Министерству Финансов Российской Федерации, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю, ФСИН России о компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к Министерству Финансов Российской Федерации, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю о компенсации морального вреда, указав, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ содержался в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю в палате № для больных туберкулезом, где условия содержания были критическими, унижающими честь и достоинство человека. В палате № пол был бетонный, что очень отрицательно сказывается на здоровье, норма санитарной площади 4 кв.м. на одного человека не соблюдалась, в палате содержалось от 12 до 20 человек. Вместо горячей воды из крана бежала ледяная вода, что противопоказано при туберкулезе. Радиодинамика и кнопки вызова дежурного в палате также не имелось.

На основании изложенного, ФИО1 проси взыскать с Министерства Финансов Российской Федерации компенсацию морального вреда в размере 100 000 руб.

Определением суда в процессе рассмотрения дела в качестве соответчика привлечено ФСИН России, в качестве третьих лиц УФСИН России по Алтайскому краю, ФКУЗ Медико-санитарная часть № 22 ФСИН России.

В судебное заседание истец ФИО1 не явился, извещен надлежащим образом по месту отбывания наказания.

Представитель ответчика Министерства финансов России ФИО10 возражала против требований, представила отзыв на иск, в котором указывает, что истцом не представлено доказательств причинения вреда и причинно–следственной связи с ненадлежащими условиями содержания; заявленная компенсация морального вреда является завышенной, Министерство финансов России не является надлежащим ответчиком по делу.

Представитель ответчика ФСИН России, третьего лица УФСИН России по Алтайскому краю ФИО6 возражала против требований истца, представила письменные возражения, в которых указывается на то, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец был размещен в палате № общей площадью 43,4 кв.м, оборудованной 23-я спальными местами, с учетом истца в палате содержалось от 14 до 22 человек, все заключенные были обеспечены спальными местами, камера была оборудована в соответствии с требованиями действующего законодательства, в период содержания истец был обеспечен всеми необходимыми бытовыми условиями содержания, не повлекшими причинение ему физических и моральных страданий.

Представитель третьего лица ФКУЗ Медико-санитарная часть № 22 ФСИН России ФИО11 возражала против требований истца, ссылалась на отсутствие ухудшение его состояния здоровья в период содержания в СИЗО-1 в палате №, что свидетельствует об отсутствии причинения ему физических и нравственных страданий.

На основании ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть гражданское дело при указанной явке.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.

В п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 года № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» указано на необходимость учитывать, что в соответствии со ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и требованиями, содержащимися в постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству. Унижающим достоинство обращением признается, в частности, такое обращение, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания. Оценка указанного уровня осуществляется в зависимости от конкретных обстоятельств, в частности от продолжительности неправомерного обращения с человеком, характера физических и психических последствий такого обращения. В некоторых случаях принимаются во внимание пол, возраст и состояние здоровья лица, которое подверглось бесчеловечному или унижающему достоинство обращению.

В соответствии со ст. 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

По правилам ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В силу ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с гражданским кодексом Российской Федерации или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с ч. 3 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

На основании пп.1 пункта 3 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации полномочиями выступать в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту обладает соответственно главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования.

С учетом разъяснений пункта 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в соответствии со статьей 16 ГК РФ публично-правовое образование (Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование) является ответчиком в случае предъявления гражданином или юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов. Такое требование подлежит рассмотрению в порядке искового производства. Предъявление гражданином или юридическим лицом иска непосредственно к государственному органу или к органу местного самоуправления, допустившему нарушение, или только к финансовому органу само по себе не может служить основанием к отказу в удовлетворении такого иска. В этом случае суд привлекает в качестве ответчика по делу соответствующее публично-правовое образование и одновременно определяет, какие органы будут представлять его интересы в процессе.

Поскольку вопросы исполнения в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовных наказаний относятся к полномочиям Федеральной службы исполнения наказаний, которая является главным распорядителем средств федерального бюджета средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций (подпункт 1 пункта 3, подпункт 6 пункта 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утв. Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года №1314), на основании приведенных норм и разъяснений в качестве надлежащего ответчика по требованиям о компенсации морального вреда будет являться ФСИН России.

В силу ч. 1 ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Согласно п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина. Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др. При этом судам необходимо устанавливать, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора.

При разрешении настоящего спора суд учитывает общие правила наступления гражданско-правовой ответственности, предусмотренные ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми вред, причиненный личности или имуществу гражданина подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Поэтому для наступления гражданско-правовой ответственности государства за действия должностных лиц на основании ст. 16 и ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации необходима совокупность таких условий, как противоправность действий (бездействия) должностного лица, наличие вреда и доказанность его размера, причинно-следственная связь между действиями причинителя вреда и наступившими у пострадавшего неблагоприятными последствиями. Недоказанность одного из названных условий влечет за собой отказ в удовлетворении исковых требований.

В судебном заседании установлено, что ФИО1 содержался в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю в периоды времени:

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Указанная информация подтверждается ответами ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю, Управления ФСИН России по Алтайскому краю.

По мнению ФИО1 в указанные периоды времени нахождения в СИЗО он содержался в переполненной палате №, на площади менее 4 кв.м. на человека, с бетонным полом, в которой не было горячей воды, радиодинамика и кнопки вызова дежурного.

Судом достоверно установлено, что по прибытии ДД.ММ.ГГГГ в СИЗО-1 заключенный под стражу ФИО1 на период оформления учетных документов был размещен в камере сборного отделения, на срок не более одних суток с соблюдением требований изоляции. ДД.ММ.ГГГГ истец размещен в камере №, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в палате №.

Судом проводится проверка нарушения прав истца только за период с содержания в палате № с учетом заявленных истцом требований.

В спорный период содержания ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в палате № в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю действовали Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденные приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14 октября 2005 года № 189, Федеральный закон от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее - Закон № 103-ФЗ) и Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации.

В силу ст. 4 Закона № 103-ФЗ содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.

Статьей 7 Закона № 103-ФЗ установлено, что местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых являются: следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации; следственные изоляторы органов федеральной службы безопасности; изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел; изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых Пограничных войск Российской Федерации.

Подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в следственных изоляторах, могут переводиться в изоляторы временного содержания в случаях, когда это необходимо для выполнения следственных действий, судебного рассмотрения дел за пределами населенных пунктов, где находятся следственные изоляторы, из которых ежедневная доставка их невозможна, на время выполнения указанных действий и судебного процесса, но не более чем на десять суток в течение месяца. Основанием для такого перевода является постановление прокурора, следователя или лица, производящего дознание, либо решение суда (ст. 13 Закона № 103-ФЗ).

В соответствии со ст. 15 Закона № 103-ФЗ в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.

Согласно ст. 16 Закона № 103-ФЗ в целях обеспечения режима в местах содержания под стражей федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний по согласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации утверждаются Правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

Главой II Закона № 103-ФЗ регулируются права подозреваемых и обвиняемых и их обеспечение во время содержания под стражей (ст. 17 - ст. 31).

В силу ст. 23 Закона № 103-ФЗ подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место, бесплатно выдаются постельные принадлежности, все камеры обеспечиваются вентиляционным оборудованием. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.

Требования к медико-санитарному обеспечению в местах содержания под стражей установлены в ст. 24 Закона № 103-ФЗ, в соответствии с которой на администрацию указанных мест возложена обязанность выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.

На основании п. 40 - п. 45 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14 октября 2005 года № 189, подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются для индивидуального пользования: спальным местом; постельными принадлежностями: матрацем, подушкой, одеялом; постельным бельем: двумя простынями, наволочкой; полотенцем. Указанное имущество выдается бесплатно во временное пользование на период содержания под стражей. Для общего пользования в камеры в соответствии с установленными нормами и в расчете на количество содержащихся в них лиц выдаются: мыло хозяйственное; туалетная бумага. Камеры СИЗО оборудуются: одноярусными или двухъярусными кроватями; столом и скамейками с числом посадочных мест по количеству лиц, содержащихся в камере; шкафом для продуктов; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; бачком с питьевой водой; подставкой под бачок для питьевой воды; урной для мусора; тазами для гигиенических целей и стирки одежды; светильниками дневного и ночного освещения; вентиляционным оборудованием (при наличии возможности); напольной чашей (унитазом), умывальником. При отсутствии в камере водонагревательных приборов либо горячей водопроводной воды горячая вода для стирки и гигиенических целей и кипяченая вода для питья выдаются ежедневно в установленное время с учетом потребности. Подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются ежедневно бесплатным трехразовым горячим питанием по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации. Не реже одного раза в неделю подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку, им предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут. Смена постельного белья осуществляется еженедельно после помывки в душе.

Согласно поступившим в материалы гражданского дела ответам из ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю, в том числе актов проверки температурного режима и системы вентиляции от ДД.ММ.ГГГГ, справок о санитарно-бытовых условиях помещений, и технических паспортов и иных актов, установлено, что условия содержания истца в указанные периоды времени в СИЗО соответствовали действовавшему на тот момент законодательству, каких-либо нарушений условий содержания судом не установлено, информация об обращениях ФИО1 по вопросам ненадлежащих условий содержания в материалах гражданского дела отсутствует.

Обязательное наличие в камере горячей воды нормативными правовыми актами не предусмотрено, горячая вода выдается по мере необходимости.

Согласно справке ФКУЗ МСЧ-22 ФСИН России по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГГГ7 года за период содержания ФИО1 в указанный период в СИЗО-1 ухудшения состояния здоровья не зафиксировано, ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворительном состоянии был этапирован в ЛИУ-8 для отбывания наказания.

В соответствии с ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Ссылаясь на нарушение своих прав ненадлежащими условиями в период содержания, ФИО1 не представлено достоверных доказательств в обоснование своих требований.

Вместе с тем, из представленных в материалы гражданского дела доказательств усматривается, что имели место нарушения прав истца в части обеспечения нормы санитарной площади в камере на одного человека и наличия бетонного пола.

Согласно справкам от ДД.ММ.ГГГГ, представленным ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю, и выписки из технического паспорта площадь палаты №, где содержался истец, составляет 43,4 кв.м., палата оборудована 23 спальными местами, в которой содержалось от 14 до 22 человек, покрытие пола – бетонное.

Поскольку представителями ответчика не оспаривался в этой части факт нарушения условий содержания в спорный период, суд приходит к выводу о том, что указанные обстоятельства сами по себе предполагают причинение истцу нравственных страданий. При этом вина государства заключается в не обеспечении в этой части надлежащих условий содержания, что является основанием для взыскания в пользу истца компенсации морального вреда.

Принимая во внимание установленные судом нарушения, суд приходит к выводу о праве ФИО1 требовать компенсацию морального вреда.

Определяя размер компенсации морального вреда, суд учитывает степень нравственных и физических страданий, фактические обстоятельства, при которых был причинен вред (длительность периода содержания с ненадлежащими условиями пребывания, характер ненадлежащих условий содержания), особенности личности истца, отсутствие каких-либо умышленных действий со стороны должностных лиц, отсутствие ухудшения состояния здоровья истца за период его содержания в палате №, длительность необращения в суд с данным иском, требования разумности и справедливости, в связи с чем полагает требуемую истцом сумму завышенной и приходит к выводу о взыскании в пользу ФИО1 компенсации морального вреда в размере 4 000 руб.

Таким образом, исковые требования ФИО1 подлежат частичному удовлетворению за счет ФСИН России, действующей от имени казны Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 167, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ

исковые требования удовлетворить частично.

Взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний России за счет казны Российской Федерации в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 4 000 руб.

В остальной части требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г. Барнаула в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий Н.Б. Симон

    

Верно:

Судья _____________ Н.Б. Симон

        

Секретарь _____________ Я.Ю. Грапельман


 

РЕШЕНИЯ СУДОВ ПО ВОЗМЕЩЕНИЮ УЩЕРБА ОТ ДЕЙСТВИЙ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ:

Решение суда о компенсации морального вреда

А.М. обратился в суд с требованиями к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю о компенсации морального вреда.В обоснование требований указал на то, что с 23 февраля 2004 года по 03 ...

Решение суда о взыскании компенсации морального вреда

ФИО1 обратился в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда о компенсации морального вреда в связи с ненадлежащими условиями содержания в ИВС ОВД .... края в размере 20 000 рублей.В обосновани...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru