Решение суда о признании действий незаконными № 2а-2666/2017 ~ М-2396/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 июня 2017 года                            г. Самара

Ленинский районный суд г. Самары в составе

председательствующего судьи Грищенко Э.Н.,

при секретаре Булаткиной Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному иску Аюпова Ш. А. к Департаменту градостроительству г.о.Самара о признании действий незаконными,

УСТАНОВИЛ:

    Аюпов Ш.А. обратился в Ленинский районный суд <адрес> с административным иском к Департаменту градостроительству г.о.Самара о признании действий незаконными, указав, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 799 кв.м, с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> (Управление Росреестра по <адрес>) от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым существующие ограничения (обременения) права на земельном участке истца - не зарегистрированы. Согласно выписке из ИСОГД г.о.Самара №<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, в отношении территории, на которой расположен его земельный участок имеются красные линии, которые относят часть данного участка к территориям общего пользования. Также в данной Выписке из ИСОГД указано, что согласно положениям действующего законодательства наличие планировочных ограничений в виде красных линий в совокупности с иной информацией является предметом ведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности. В соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ разработка, утверждение либо изменение красных линий осуществляется путем разработки проектов планировки соответствующих территорий. Однако, в отношении территории, на которой расположен земельный участок с кадастровым номером №, разработка документации по планировке территории до настоящего времени не осуществлялась, распорядительные акты не принимались. Считает, что порядок нанесения красных линий на территорию земельного участка истца, установленный Градостроительным кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами Российской Федерации в области градостроительства, иным законодательством Российской Федерации, принимаемыми в соответствии с ними законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления был нарушен. Наличие красных линий на принадлежащем ему земельном участке считает незаконным и нарушающим его права, так как часть участка отнесена к территории общего пользования, то есть является ограничением его прав. Ссылаясь на указанные обстоятельства, просил признать действия Департамента градостроительства г.о.Самара по внесению в базу данных информационной системы градостроительной системы градостроительной деятельности Департамента градостроительства г.о.Самара, устанавливающие линии проезда и красные линии на земельном участке с кадастровым номером №, принадлежащем ему незаконными, обязать устранить выявленные нарушения путем корректировки линии проезда и красных линий, установленных на принадлежащем истцу земельном участке с кадастровым номером №.

    В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Нагорный А.Н. заявленные требования поддержал по изложенным в иске основаниям. При этом пояснил, что о наличии проезда и красных линий на земельном участке по адресу: <адрес> административному истцу стало известно из документов, представленных административным ответчиком в материалы гражданского дела, рассматриваемого Кировским районным судом <адрес> осенью 2015 года, по которому Аюпов Ш.А. был привлечен в качестве третьего лица по спору между его соседями по земельному участку. Также указал, что права административного истца нарушаются наличием красных линий на его земельном участке и возможностью впоследствии установить на территории, отнесенной к местам общего пользования, ограничений и сервитутов, при этом не отрицал, что в настоящее время права истца в отношении земельного участка каким-либо образом не ограничены и не нарушены.

Представитель административного ответчика по доверенности Кочергина Л.В. в судебном заседании в удовлетворении административного иска просила отказать по доводам, изложенным в отзыве, в том числе по мотивам пропуска срока на обращение административного истца в суд. При этом пояснила, что право собственности Аюпова Ш.А. на спорный земельный участок в ЕГРП было зарегистрировано в период «дачной амнистии» как на ранее учтенный земельный участок без согласования границ земельного участка, а в ИСОГД Департаментом сведения вносились об основных автодорогах на основании Генерального плана г.о.Самара от 2008 года, о второстепенных дорогах, переулках проездах - на основании калек, а о местных проездах, проходах - на основании планшетов М 1:500. Также указала, что у Департамента отсутствуют полномочия по внесению изменений в ИСОГД без соответствующего решения органа местного самоуправления.

    Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

    Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Из материалов дела следует, что Аюпову Ш.А. на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 799 кв.м с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.7).

Согласно сведениям из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности городского округ Самара часть земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес><данные изъяты>, принадлежит к территории общего пользования, поскольку расположена в границах красных линий застройки (проезд к земельным участкам с кадастровыми номерами: №, №) (л.д.8, 39, 41-42).

Согласно ч. 12 ст. 1 ГрК РФ к территории общего пользования относятся территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

Факт принадлежности части принадлежащего истцу земельного участка к территории общего пользования (проездам к земельным участкам с кадастровыми номерами 63:01:0204001:540 и 63:01:0204001:555) подтверждается представленными в материалы дела выкопировкой и выпиской из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности г.о. Самара (л.д.8, 9, 39, 41-42).

В силу ч. 1 ст. 56 ГрК РФ информационные системы обеспечения градостроительной деятельности представляют собой организованный в соответствии с требованиями настоящего Кодекса систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений.

Ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности осуществляется органами местного самоуправления городских округов путем сбора, документирования, актуализации, обработки, систематизации, учета и хранения сведений, необходимых для осуществления градостроительной деятельности; органы государственной власти или органы местного самоуправления, соответственно принявшие, утвердившие, выдавшие документы, содержащиеся в которых сведения подлежат размещению в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, в течение семи дней со дня принятия, утверждения, выдачи указанных документов направляют соответствующие копии в орган местного самоуправления городского округа, применительно к территории которого принимаются, утверждаются, выдаются указанные документы. Орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня получения соответствующих копий размещают их в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности (ч.ч.1 и 2 ст. 57).

Из содержания приведенных норм права следует, что информационные системы обеспечения градостроительной деятельности включают в себя первичную информацию в виде сведений о документах в форме копий этих документов, материалов, размещаемых в данной системе в неизмененном виде, и сведения о документах, материалах и иные сведения как результат их упорядочения, обработки, систематизации, учета, сбора, документирования, актуализации.

Согласно п.«в» ч. 4 ст. 56 ГрК РФ информационные системы обеспечения градостроительной деятельности включают в себя сведения, в том числе о документах территориального планирования муниципальных образований, материалах по их обоснованию.

Положениями п.3 ч. 1 ст. 18 ГрК РФ установлено, что генеральный план городского округа является документом территориального планирования муниципального образования.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 ГрК РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно п.6 Положения об информационном обеспечении градостроительной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 09.06.2006 года №363 «Об информационном обеспечении градостроительной деятельности», информационная система имеет 9 основных разделов, в том числе раздел III «Документы территориального планирования муниципального образования, материалы по их обоснованию», содержащий сведения, предусмотренные ч.«в» п.4 ст. 56 ГрК РФ, состоит из общей и специальной части. Специальная часть раздела III содержит, в том числе и ссылки на подраздел, содержащий актуализированные карты (схемы), раздела «Геодезические и картографические материалы».

В силу ч. 5 ст. 23 ГрК РФ на указанных в пунктах 2 - 4 части 3 данной статьи картах отображаются: 1) планируемые для размещения объекты местного значения поселения, городского округа, относящиеся к следующим областям: а) электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение; б) автомобильные дороги местного значения; в) физическая культура и массовый спорт, образование, здравоохранение, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов в случае подготовки генерального плана городского округа; г) иные области в связи с решением вопросов местного значения поселения, городского округа; 2) границы населенных пунктов (в том числе границы образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 3) границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения.

Согласно ст. 28 Устава г.о.Самара полномочиями по ведению информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа Самара наделен Департамент градостроительства г.о.Самара.

В соответствии с Положением об информационной системе обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара, утвержденным Распоряжением Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ №<адрес>, исключительные полномочия по ведению информационной системы обеспечения градостроительной деятельности в г.о.Самара, содержащей, в числе прочего, информацию о наличии планировочных ограничений в виде красных линий, а также по предоставлению сведений, содержащихся в системе, принадлежат Департаменту градостроительства г.о. Самара.

Положениями п.11 ст. 1 ГрК РФ предусмотрено, что красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

Красные линии включаются в состав проекта планировки территории, ввиду чего их разработка, утверждение и изменение осуществляется путем разработки проектов планировки соответствующих территорий (ч.3 ст. 42 ГрК РФ).

В соответствии со ст. 46 ГрК РФ решение об утверждении документации по планировке территории (проекты планировки территории и проекты межевания территории) принимается главой муниципального образования с учетом публичных слушаний.

Внесение изменений в Генеральный план г.о.Самара осуществляется на основании решения Главы городского округа Самара в соответствии с требованиями ст. 9 ГрК РФ с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана и утверждается представительным органом местного самоуправления городского округа, т.е. Думой городского округа Самара.

В соответствии с указанными нормами, а также Уставом городского округа Самара, полномочия по корректировке, нанесению красных линий, отнесению земельных участков к территории общего пользования не отнесены к полномочиям Департамента.

Таким образом, установление планировочных ограничений в виде красных линий к компетенции Департамента градостроительства г.о.Самара не относится. Красные линии наносятся Департаментом на основании сведений, содержащихся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, куда последние, в свою очередь, перенесены с топографического материала (планшетов).

Из представленной в материалы дела выкопировки из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности г.о.Самара усматривается, что красные линии нанесены Департаментом строго по границе территории общего пользования (проездов). Границы земельного участка административного истца в настоящее время выходят за указанные линии, налагаясь, тем самым, на территорию общего пользования.

Сведений о том, что в отношении данной территории уполномоченным органом принимался проект планировки территории, устанавливающий иные границы территории общего пользования и соответствующие им красные линии, не имеется.

В судебном заседании установлено, что право собственности Аюпова Ш.А. на земельный участок площадью 799 кв.м, с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> зарегистрировано на основании выданного ему в ДД.ММ.ГГГГ свидетельства о праве собственности на землю в период «дачной амнистии» как на ранее учтенный земельный участок, что также подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.7).

Внесение Департаментом сведений в информационную систему обеспечения градостроительной деятельности г.о.Самара об основных автодорогах на основании Генерального плана г.<адрес>, утвержденного решением Думы г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ №, о второстепенных дорогах, переулках проездах на основании калек, о местных проездах, проходах на основании планшетов М 1:500 о незаконности действий Департамента по нанесению красных линий на основе существующего топографического материала не свидетельствует.

При таких обстоятельствах суд считает, что Департамент градостроительства г.о.Самара, указав в ИСОГД сведения о том, что часть земельного участка Аюпова Ш.А. принадлежит к территории общего пользования, действовал законно, в рамках предоставленных полномочий.

    Доводы представителя административного истца о неправильном нанесении Департаментом красных линий противоречат материалам дела. Как указано выше, красные линии нанесены по границе территории общего пользования, а именно по проездам к рядом расположенным с земельным участком административного истца другим земельным участкам, что подтверждается выкопировкой из информационной системы.

Нанесение Департаментом красных линий по границам территории общего пользования в отсутствие утвержденного проекта планировки территории является правильным, соответствует градостроительному законодательству. В этой связи доводы представителя административного истца о том, что в отношении рассматриваемой территории, решение об утверждении проекта планировки города не принималось, и, следовательно, красные линии не устанавливались, не могут быть приняты во внимание, поскольку о незаконности действий Департамента не свидетельствуют.

В силу п.1 ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административных дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на суд возложена обязанность по выяснению, среди прочего, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

Обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) должностных лиц возлагается на лицо, обратившееся в суд.

Вопреки положениям п.1 ст. 226 КАС РФ административным истцом не представлены доказательства нарушения его прав, свобод и законных интересов либо создания препятствий к их осуществлению действиями Департамента градостроительства г.о.Самара по внесению в информационную систему обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара сведений в отношении земельного участка с кадастровым номером № о принадлежности его части к территории общего пользования и, как следствие, наличию красных линий.

В соответствии с положениями ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (часть 1). Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8).

Судом установлено, что о факте наличия красных линий, нанесенных на территорию принадлежащего административному истцу земельного участка и отнесении части его территории к местам общего пользования последнему стало известно осенью 2015 года, более того, с заявлением о предоставлении сведений из ИСОГД Аюпов Ш.А. обратился ДД.ММ.ГГГГ, и, как следует из решения Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по иску Аюпова Ш.А. к Департаменту градостроительства г.о.Самара о признании незаконным решения, вступившего в законную силу, на указанное выше заявление ответ заявителю был дан ДД.ММ.ГГГГ, однако с иском о признании действий Департамента незаконными Аюпов Ш.А. обратился лишь ДД.ММ.ГГГГ, при этом об уважительных причинах пропуска срока обращения в суд не указал.

Таким образом, доводы представителя административного ответчика о пропуске установленного процессуальным законом срока на обращение в суд с настоящим административным иском, заслуживают внимания и, в том числе, являются основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления.

Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд считает, что правовых оснований для удовлетворения административного иска Аюпова Ш.А. не имеется.

Исходя из изложенного и руководствуясь ст.ст.175, 178-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ

Административное исковое заявление Аюпова Ш. А. оставить без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 26.06.2017 года.

Судья                    (подпись)            Э.Н.Грищенко

Копия верна:

Судья

Секретарь


 

РЕШЕНИЯ СУДОВ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ:

Решение суда о взыскании неосновательного обогащения

ООО «Жилищно-коммунальная система» обратилось в Ленинский районный суд с иском к П.О.В. о взыскании неосновательного обогащения, мотивировав свои требования следующим.ООО «ЖКС» осуществляет фактическую деятельность по содержанию и обслуживанию общ...

Решение суда о взыскании неустойки, компенсации морального вреда, штрафа

Истица обратилась в суд с иском к ООО «Мегастрой» о взыскании неустойки, компенсации морального вреда, штрафа указав, что дд.мм.гггг между ней и ответчиком был заключен договор долевого участия в строительстве многоквартирных домов №, в соответств...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru