Решение суда об оспаривании бездействия № 2а-2441/2017 ~ М-717/2017

Дело № 2а-2441/2017

Мотивированное решение изготовлено 19.04.2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Екатеринбург 14 апреля 2017 г.

Чкаловский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Матвеева М.В., при секретаре Петровой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Вашурина В.В. к призывной комиссии Чкаловского района города Екатеринбурга, отделу Военного комиссариата Свердловской области по Чкаловскому району города Екатеринбурга, призывной комиссии Свердловской области, федеральному казённому учреждению «Военный комиссариат Свердловской области» о признании незаконным решения призывной комиссии и об оспаривании бездействия,

УСТАНОВИЛ:

Вашурин В.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к призывной комиссии Чкаловского района города Екатеринбурга, отделу Военного комиссариата Свердловской области по Чкаловскому району города Екатеринбурга, призывной комиссии Свердловской области, федеральному казённому учреждению «Военный комиссариат Свердловской области» о признании незаконным решения призывной комиссии Чкаловского района города Екатеринбурга о зачислении его в запас как лицо, не прошедшее военную службу по призыву не имея на то законных оснований и признании незаконным бездействия призывной комиссии Свердловской области, выразившееся в ненадлежащем рассмотрении его жалобы.

В обоснование заявленных требований указал, что решением призывной комиссии Чкаловского района города Екатеринбурга от ДД.ММ.ГГГГ № он зачислен в запас Вооруженных Сил Российской Федерации на основании абз. 6 п. 1 ст. 52 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» как гражданин не прошедший военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Вместе с тем, административный истец утверждает, что от призыва на военную службу он не уклонялся. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он состоял на воинском учете в разных отделах Военного комиссариата Свердловской области, однако надлежащему меди­цинскому освидетельствованию был подвергнут призывной комиссией лишь единожды при первоначальной постановке на воинский учёт. Более того, отдел Военного комиссариата Свердловской области по г. <данные изъяты> и г. <данные изъяты> (далее по тексту - ВК г. <данные изъяты>), в нарушение ч. 1 ст. 10 Закона о воинской обязанности и военной службе и подп. «д» п. 50 Положения о во­инском учёте, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федера­ции от 27.11.2006 №719 (далее по тексту - Положение о воинском учёте), необосно­ванно отказал Вашурину В.В. в удовлетворении его заявления о постановке на воин­ский учёт, в результате чего, данный гражданин был лишён возможности призвать­ся на военную службу.

Вашурин В.В. ДД.ММ.ГГГГ обратился в Призывную комиссию Свердловской области с жалобой на указанное выше решение от ДД.ММ.ГГГГ Призывной комиссии Чкаловского района г. Екатеринбурга.

Данная жалоба, в нарушение требований ч. 7 ст. 28 Закона о воинской обязанности и военной службе, до настоящего времени не рассмотрена, о дате, времени, месте её рас­смотрения Вашурин В.В. не уведомлен.

В судебном заседании административный истец Вашурин В.В. заявленные требования поддержал в полном объеме.

Представитель административного ответчика – призывной комиссии Чкаловского района г. Екатеринбурга Канивец И.А. в судебном заседании против удовлетворения иска возражал.

Представитель административных ответчиков - ФКУ «Военный комиссариат по Свердловской области», отдела Военного комиссариата Свердловской области по Чкаловскому району города Екатеринбурга Бажутова Е.В. в судебном заседании против удовлетворения иска возражала по доводам, изложенным в письменных возражениях на иск.

Суд с учетом мнения явившихся в судебное заседание участников процесса определил рассмотреть дело при установленной явке сторон.

Суд, заслушав мнение явившихся в судебное заседание участников процесса, исследовав и оценив материалы дела, находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

При разрешении такого административного искового заявления для удовлетворе­ния требований необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемо­го решения закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушение этим решением прав либо свобод административного истца (ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации и гл. 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает: воинский учет; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

Пунктом 1.1 статьи 28 названного Федерального закона, вступившего в силу с 01 января 2014 года, предусмотрено, что при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 этого Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.

В силу пункта 34 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года № 663) при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным п. п. 1 и 2, подпунктом «в» пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 01 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.

Из анализа вышеприведенных положений следует, что при зачислении в запас необходимым условием для признания состоящего на воинском учете гражданина, достигшего возраста 27 лет, не прошедшим военную службу по призыву, при отсутствии на то законных оснований, является наличие в документах воинского учета данных о непрохождении им военной службы без законных на то оснований после 01 января 2014 года.

По общему правилу, предусмотренному пунктом 1 статьи 25 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 01 апреля по 15 июля и с 01 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации.

Судом установлено, что заключением призывной комиссии Чкаловского района г. Екатеринбурга от ДД.ММ.ГГГГ № Вашурин В.В. зачислен в запас на основании абз. 6 п. 1 ст. 52 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ, как не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.

Из материалов дела усматривается, что Вашурин В.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ состоял на воинском учете в разных отделах Военного комиссариата Свердловской области.

Вашурин В.В. ДД.ММ.ГГГГ снялся с учёта в Военном комиссариате г. <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> и <данные изъяты> районов Свердловской области.

В тот же день Вашурин В.В. обратился в ВК г. <данные изъяты> с заявле­нием о постановке на воинский учёт, о чем свидетельствует его заявление с резолюцией о принятии. К данному заявлению были приложены: копия направления для постановки на воинский учёт, копия паспорта Бату­рина В.В., копия свидетельства о регистрации по месту пребывания, копия удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу. Данное заявление с приложенны­ми к нему копиями необходимых документов было принято руководителем ВК г. <данные изъяты>. Однако на воинский учёт в ВК г. <данные изъяты> Вашурин В.В. поставлен не был.

В соответствии с положениями п. 1, 3 ст. 26 названного Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает:

явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии;

явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы.

Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.

На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата.

Как установлено п. 4 данной статьи, порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Таким образом, из положений статьи 26 Федерального закона вытекает, что обязанность по организации призыва граждан, подлежащих призыву на военную службу, входит в обязанности военного комиссариата и призывной комиссии.

С учетом того, что призывник должен извещаться о призывных мероприятиях повесткой, суд принимает во внимание, что в личном деле призывника отсутствуют подтверждения тому, что Вашурину В.В. были вручены повестки в юридически значимый период.

Учитывая установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о ненадлежащей организации призыва в отношении Вашурина В.В. в юридически значимый период.

При таких обстоятельствах, суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению заявленные требования о признании незаконным решения призывной комиссии Чкаловского района г. Екатеринбурга, выраженное в протоколе от ДД.ММ.ГГГГ № в части зачисления Вашурина В.В. в запас Вооруженных сил Российской Федерации как гражданина не прошедшего военную службу по призыву, не имея на то законных оснований и возложении обязанности на призывную комиссию Чкаловского района г. Екатеринбурга устранить нарушения прав административного истца.

Требования административного истца о признании незаконным бездействия призывной комиссии Свердловской области в части ненадлежащего уведомления Вашурина В.В. о результатах рассмотрения его обращения от ДД.ММ.ГГГГ также подлежат удовлетворению, поскольку как усматривается из ответа, направленного Вашурину В.В. ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 36), он был направлен по ненадлежащему адресу: <адрес>, тогда как административный истец проживает по адресу: <адрес>.

Таким образом, суд приходит к выводу о ненадлежащем уведомлении административного истца о результатах рассмотрения его обращения от ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ

Административное исковое заявление Вашурина В.В., - удовлетворить.

Признать незаконным решение призывной комиссии Чкаловского района г. Екатеринбурга, выраженное в протоколе от ДД.ММ.ГГГГ № в части зачисления Вашурина В.В. в запас Вооруженных сил Российской Федерации как гражданина не прошедшего военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.

Возложить обязанность на призывную комиссию Чкаловского района г. Екатеринбурга устранить нарушения прав административного истца и сообщить в суд и административному истцу об исполнении настоящего решения суда не позднее, чем в течение месяца со дня получения решения.

Признать незаконным бездействие призывной комиссии Свердловской области в части ненадлежащего уведомления Вашурина В.В. о результатах рассмотрения его обращения от ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательном виде с подачей жалобы через Чкаловский районный суд г. Екатеринбурга.

Судья М.В. Матвеев


 

Решения судов по оспариванию решений, действий (бездействий) военного комиссариата:

Решение суда об оспаривании решения призывной комиссии

Изначально административный истец Кислов А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к призывной комиссии МО № 54, ФКУ «Военный комиссариат города Санкт-Петербурга», врачу, руководящему работой по медицинскому освидетельствованию гр...

Решение суда об отказе в проведении медицинского освидетельствования

ФИО2 обратился в суд с вышеназванным административным исковым заявлением, указав на то, что решением призывной комиссии отдела военного комиссариата Железнодорожного района г.Воронежа от дд.мм.гггг он признан ограниченно годным к военной службе (к...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru