Решение суда об оспаривании бездействия № 2а-5815/2017 ~ М-2884/2017

Дело № 2а-5815\2017

Мотивированное решение изготовлено 01 июня 2017 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 июня 2017 года Ленинский районный суд города Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего судьи Васильковой О.М., при секретаре Филипповой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Албычева В. С. к Министерству здравоохранения <данные изъяты> области об оспаривании бездействия,

УСТАНОВИЛ:

Албычев В.С. с учетом уточнения, обратился в суд с административным иском к Министерству здравоохранения по <данные изъяты> области о понуждении незамедлительно обеспечить закупку жизненного необходимого препарата «Секукинумаб» на весь курс лечения в соответствии с медицинскими назначениями комиссии врачей-специалистов, направив препарат по месту лечения – Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Уральский научно-исследовательский институт дерматовенерологии и иммунопатологии» <адрес>

В обоснование заявленного иска указано, что Албычев В.С. является инвалидом второй группы бессрочно в связи с наличием заболевания, полученного в период военной службы. С <данные изъяты> административный истец получал бесплатное лечение в <данные изъяты> а также в филиале <данные изъяты> в <данные изъяты> генно-инженерным препаратом <данные изъяты> Впоследствии данный препарата в связи со снижением эффективности был отменен, как и иные препараты. На основании медицинского заключения Албычеву В.С. был назначен <данные изъяты> однако административным ответчиком в выдаче данного препарата было отказано с рекомендацией получения медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования. Таким образом, поскольку ответчик уклоняется от организации обеспечения лечения с указанием на то, что оказание медицинской помощи возможно только в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в <данные изъяты> области, а данный отказ, по мнению Албычева В.С., является незаконным, административный истец обратился в суд с настоящими требованиями.

В судебном заседании административный истец и его представитель на требованиях настаивали.

В судебном заседании представители административного ответчика просили в удовлетворении иска отказать, поскольку обеспечение Албычева В.С. медицинским препаратом производится за счет средств обязательного медицинского страхования. В настоящее время, проводятся все необходимые и предусмотренные законодательством мероприятия по оказанию Албычеву В.С. надлежащей медицинской помощи.

В судебном заседании представитель ГБУ СО «Уральский научно-исследовательский институт дерматовенерологии и иммунопатологии» указала, что в настоящее время Албычеву В.С. обеспечивается надлежащая медицинская помощь препаратом <данные изъяты> применение которого возможно исключительно в условиях стационара. При этом на основании контракта, лекарственным средством Албычев В.С. будет обеспечен как минимум на год.

В судебное заседание не явился представитель Министерства финансов <данные изъяты> области, Территориального фонда обязательного медицинского страхования <данные изъяты> области, о проведении судебного разбирательства извещены.

От Фонда поступил отзыв, в котором указано, что лечение Албычева В.С. препаратом <данные изъяты> может быть обеспечено за счет средств обязательного медицинского страхования, что и осуществлено в настоящее время.

С учетом мнения явившихся участников процесса, суд определил рассмотреть заявленный административный иск при установленной явке.

Заслушав пояснения участников процесса, изучив в совокупности представленные доказательства, суд отказывает в удовлетворении административного иска по следующим основаниям.

В силу ст.ст. 218, 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (ч. 9).

При разрешении публично-правового спора для удовлетворения заявленных требований необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого решения (действия) закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушение этим решением (действием) прав либо свобод заявителя.

Административный истец является инвалидом <данные изъяты> группы и страдает заболеванием – папулезный и бляшечный всесезонный псориаз, частичная эритродермия, торпидное часторецедивирующее, течение.

Согласно Протоколу Комиссии по рациональному назначению лекарственных препаратов <данные изъяты> <данные изъяты> Албычеву В.С. необходимо для лечения заболевания обеспечение препаратом <данные изъяты>

Как следует из заключения <данные изъяты> учитывая, что псориатический процесс носит непрерывно рецидивирующий характер, резистентный к проводимым методам лечения, с поражением кожи, ногтевых пластинок и суставов, непереносимость цитостатической терапии, выражнность клинических проявлений, резкое нарушение качества жизни, пациенту показана терапия генно-инженерным препаратом <данные изъяты> в дозе <данные изъяты> мг. Подкожно с начальной дозы на недели <данные изъяты> а затем месячной корректировки дозирования, начиная с <данные изъяты>-й недели – инициирующий курс <данные изъяты> недель, затем оценка эффективности терапии и решение вопроса ол ее продолжении.

Административный истец указал на наличие именно у административного ответчика обязанности по обеспечению данным лекарственным препаратом, однако данные доводы не основаны на законе.

Министерство здравоохранения РФ, в соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 608, является федеральным органом исполнительной власти, Министерство здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, обязательного медицинского страхования, обращения лекарственных средств для медицинского применения, включая вопросы организации профилактики заболеваний, в том числе инфекционных заболеваний и СПИДа, медицинской помощи, медицинской реабилитации и медицинских экспертиз (за исключением медико-социальной экспертизы и военно-врачебной экспертизы), фармацевтической деятельности, включая обеспечение качества, эффективности и безопасности лекарственных средств для медицинского применения, обращения медицинских изделий, санитарно-эпидемиологического благополучия населения (за исключением разработки и утверждения государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов), медико-санитарного обеспечения работников отдельных отраслей экономики с особо опасными условиями труда, медико-биологической оценки воздействия на организм человека особо опасных факторов физической и химической природы, курортного дела, а также по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере здравоохранения, включая оказание медицинской помощи, внедрение современных медицинских технологий, новых методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, проведение судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз, организацию среднего профессионального, высшего и дополнительного профессионального медицинского и фармацевтического образования и предоставление услуг в области курортного дела.

В соответствии с пунктом 2 указанного Положения Минздрав России Министерство здравоохранения Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, Федерального медико-биологического агентства, федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий, а также координацию деятельности Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Согласно пункту 7 Положения Минздрав России в установленной сфере деятельности не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации.

Статья 7 Конституции Российской Федерации устанавливает, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Положениями статьи 41 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В силу положений пункта "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Как следует из статьи 13 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, из числа заболеваний, указанных в части 2 настоящей статьи, утверждается Правительством Российской Федерации.

В целях обеспечения граждан, страдающих заболеваниями, включенными в перечень, утвержденный в соответствии с частью 3 настоящей статьи, лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания осуществляется ведение Федерального регистра лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности

В соответствии с ч. 5 ст. 37 Федерального закона РФ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

В силу пунктов 3, 4 постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 года N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения", органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой при амбулаторном лечении по перечням групп населения и категориям заболеваний, которые утверждены данным Постановлением. При этом Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых, лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденными указанным Постановлением, инвалидам все без исключения лекарственные средства по медицинским показаниям по рецептам врача при амбулаторном лечении предоставляются бесплатно.

Полномочия Российской Федерации по организации обеспечения лекарственными средствами граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, в том числе и лекарственное обеспечение, переданы для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Средства на осуществление данных полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета, зачисляемых на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 10 Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в <данные изъяты> области при оказании в рамках Программы первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в условиях дневного стационара, в амбулаторных условиях в неотложной форме, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи в стационарных условиях, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях осуществляется бесплатное обеспечение граждан лекарственными препаратами для медицинского применения, включенными в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, ежегодно утверждаемый Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", и медицинскими изделиями, включенными в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках Программы.

Согласно ст. 14 Федерального закона РФ «О ветеранах» внеочередное оказание медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (в том числе прохождение ежегодной диспансеризации) в медицинских организациях (в том числе в госпиталях ветеранов войн), подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, - законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Лекарственный препарат <данные изъяты> не входит в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на <данные изъяты> утвержденные Распоряжениями Правительства Российской Федерации от 26.12.2015 № 2724-р от 28.12.2016 г., № 2885-р и в стандарты медицинской помощи, утвержденные Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Назначение Албычеву В.С. медицинского препарата назначено в стационарных условиях, а не амбулаторно. При этом как пояснили представители административного ответчика, данный препарат может быть применен только в стационарных условиях, что также подтверждается представленной суду инструкцией к препарату.

Таким образом, как верно указано представителями административного ответчика, именно за счет средств Фонда обязательного медицинского страхования должно быть обеспечено лечение Албычева В.С. <данные изъяты>

Согласно письму Министерства здравоохранения <данные изъяты> области от <данные изъяты> вопрос организации проведения лечения в рамках Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в <данные изъяты> области Албычева В.С. решен. <данные изъяты> для проведения инициирующего курса лечения <данные изъяты> пациент приглашен в <данные изъяты>

Кроме этого, как следует из письма Территориального фонда обязательного медицинского страхования <данные изъяты> области, в связи с тем, что на данный препарат не выделена подгруппа <данные изъяты> в составе <данные изъяты> «Лечение с применением генно-инженерных биологических препаратов» с соответствующим тарифом и лечение назначено <данные изъяты> пациенту предложено с отчетного периода <данные изъяты> данную помощь оказывать в условиях стационара и случаи кодировать по <данные изъяты> «Лечение с применением генно-инженерных биологических препаратов в случае отсутствия эффективности базисной терапии». ТФОМС будет осуществлять реестровый контроль предъявляемых случаев, а также закуп препарата <данные изъяты>

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что на Министерство здравоохранения <данные изъяты> области нормами действующего законодательства не возложена обязанность по обеспечению административного истца вышеназванным лекарственным препаратом, поскольку данное обеспечение производится за счет средств Фонда обязательного медицинского страхования, и, учитывая тот факт, что медицинская помощь в настоящее время Албычеву В.С. оказывается именно в установленном порядке, суд отказывает в удовлетворении требований.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ

Административный иск оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: подпись О.М.Василькова

копия верна

судья:

секретарь:


 

РЕШЕНИЯ СУДОВ ПО ИСКАМ К ОРГАНАМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ:

Решение суда об оспаривании решения

Решением Министерства общественной безопасности области от Кузьминых Ю.С. не согласовано проведение публичных мероприятий – пикетов, с использованием быстровозводимой сборно-разборной конструкции в период времени с по адресам цель публичных меропр...

Решение суда о признании незаконным бездействия, обязании принять меры по привлечению к административной ответственности, обязании предоставить ответы по существу обращений

Рыбакова Л.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением /с учетом принятых судом уточнений/, в котором просит признать незаконным бездействие Кировской городской прокуратуры Ленинградской области, выразившееся в неосуществлении надлеж...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru