Решение суда о признании незаконным распоряжения и признании нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма № 2-651/2017 ~ М-442/2017

дело № 2-651/2017      принято в окончательной форме 03.07.2017    

РЕШЕНИЕ

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

28 июня 2017 года          город Ярославль

Ленинский районный суд города Ярославля в составе:

председательствующего судьи Рыбиной Н.С.,

при секретаре Блиновой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мамедли М.С.о. к территориальной администрации Кировского и Ленинского районов мэрии города Ярославля, мэрии города Ярославля о признании незаконным распоряжения и признании нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

    Мамедли М.С.о. обратился в суд с иском к территориальной администрации Кировского и Ленинского районов мэрии города Ярославля о признании незаконным распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ и признании его семьи нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.

    В обоснование исковых требований указано, что на основании распоряжения главы территориальной администрации Ленинского района мэрии города Ярославля семья истца как многодетная была принята на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма и включена в единые списки граждан, нуждающихся в жилых помещениях. Один из детей истца — ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеет хроническое заболевание и признан инвалидом. В связи с тем, что один из сыновей истца болен, данное обстоятельство дает право семье Мамедли на получение жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке в силу пункта 3 части 1 статьи 57 Жилищного кодекса РФ. Распоряжением главы территориальной администрации Кировского и Ленинского районов мэрии города Ярославля № от ДД.ММ.ГГГГ семья истца, как имеющая ребенка-инвалида, была принята на учет нуждающихся в представлении жилого помещения по договору социального найма на основании части 3 статьи 49 и пункта 3 части 1 статьи 57 Жилищного кодекса РФ и включена в единые списки граждан, нуждающихся в жилых помещениях. Несмотря на то, что в семье Мамедли есть ребенок-инвалид, распоряжением главы территориальной администрации Кировского и Ленинского районов мэрии города Ярославля семью истца исключили из учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, так как одной из дочерей истца исполнилось 18 лет. Данным распоряжением права истца нарушены, Мамедли М.С. о. полагает, что данное право должно быть восстановлено путем отмены указанного выше распоряжения.

    Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечена мэрия города Ярославля.

    Истец Мамедли М.С.о. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, его интересы в суде представлял представитель.

    Представитель истца Мамедли М.С.о. - Кононов О.А. (по ордеру — л.д. 33) в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

    Представитель ответчика администрации Кировского и Ленинского районов мэрии города Ярославля по доверенности Вавинова Н.Г. в судебном заседании просила в удовлетворении исковых требований отказать, так как оспариваемое распоряжение было вынесено в соответствии с законом, на момент его вынесения семья истца не являлась нуждающейся в жилом помещении, многодетной, малоимущей не признавалась в установленном законом порядке. Само по себе наличие в семье Мамедли ребенка-инвалида не дает основания для признания семьи нуждающейся в жилом помещении и постановки на учет.

    Представитель ответчика мэрии города Ярославля, третьи лица в судебном заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

    Выслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что в удовлетворении исковых требований должно быть отказано по следующим основаниям.

    Из материалов гражданского дела следует, что семья Мамедли М.С. состоит из четырех человек - самого Мамедли и его детей ФИО1., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (дочь), ФИО2., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (сын), ФИО3., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (дочь).

    Все члены семьи истца зарегистрированы по месту жительства в <адрес>.

    Сособственниками указанной выше комнаты № являются ФИО4 и ФИО5., данное жилое помещение предоставлено семье истца на основании договора безвозмездного пользования имуществом от ДД.ММ.ГГГГ.

    Сын истца ФИО2 по состоянию психического здоровья <данные изъяты> в соответствии со статьей 57 Жилищного кодекса РФ подходит под действие Постановления Правительства РФ от 16 июня 2006 года № 378 и Постановления Правительства РФ от 21 декабря 2004 года № 817, что подтверждается справкой психиатрического диспансера ГБУЗ ЯО «Ярославская областная клиническая психиатрическая больница».

    Распоряжением главы территориальной администрации Ленинского района мэрии города Ярославля № от ДД.ММ.ГГГГ Мамедли М.С.о. и члены его семьи (ФИО1 - дочь, ФИО2 - сын, ФИО3. - дочь) приняты на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, имеющих право в соответствии с частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса РФ на предоставление жилого помещения по договору социального найма.

    Распоряжением главы территориальной администрации Кировского и Ленинского районов мэрии города Ярославля № от ДД.ММ.ГГГГ внесено изменение в распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому Мамедли М.С.о. и члены его семьи приняты на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, имеющих право в соответствии с частью 3 статьи 49, пунктом 3 части 1 статьи 57 Жилищного кодекса РФ на предоставление жилого помещения по договору социального найма. Пунктом 2 указанного выше распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено, что оно распространяется на правоотношения с ДД.ММ.ГГГГ.

    Распоряжением главы территориальной администрации Кировского и Ленинского районов мэрии города Ярославля № от ДД.ММ.ГГГГ семья Мамедли М.С.о. в составе четырех человек исключена с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в соответствии с частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса РФ, в связи с утратой оснований, а именно, с достижением 18-летнего возраста ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

    Суд полагает, что оспариваемое распоряжение главы от ДД.ММ.ГГГГ вынесено в соответствии с законом, исходя из следующего.    

    Федеральный законодатель в Жилищном кодексе РФ, вступившем в силу 1 марта 2005 года, предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.

    В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2); жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения также предоставляются в предусмотренном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3).

    Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.

    Согласно части 1 статьи 52 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.     Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является по общему правилу обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма как из государственного, так и из муниципального жилищного фонда.

    При этом, ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления (пункт 3 части 1 статьи 14, пункт 3 части 2 статьи 52 Жилищного кодекса РФ), наличие же специального закона соответствующего субъекта Российской Федерации о наделении указанных органов полномочиями по ведению такого учета не требуется. Что касается порядка ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, то в силу части 7 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации он устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

    Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 названного Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях; если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям (часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

    В соответствии со статьей 15 Закона Ярославской области от 11 июля 2005 года № 40-з «Об условиях реализации права отдельных категорий граждан на предоставление жилых помещений по договорам социального найма» право на предоставление жилого помещения по договору социального найма в государственном жилищном фонде Ярославской области имеют семьи граждан, воспитывающие трех и более детей в возрасте до 18 лет, а также семьи, в которых родилось одновременно двое детей (при наличии в семье других детей в возрасте до 18 лет) либо в которых родилось одновременно трое и более детей.

    К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, пункт 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ относит граждан, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

    Согласно статье 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (часть 1).

    Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется с частью 3 статьи 40 Конституции РФ.

    По смыслу данной нормы, предоставление таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма вне очереди не предполагает включения их в какую-либо очередь, однако и не исключает возможность их предварительного принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку сам по себе факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, реализацию его права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.

    К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся, в частности, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации перечне (пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ).

    Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

    С 1 января 2005 года федеральный законодатель, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, изменил правила обеспечения жилыми помещениями инвалидов.

    Согласно статье 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 года) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на соответствующий учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, а именно Жилищным кодексом РСФСР, действовавшим до 1 марта 2005 года, и Жилищным кодексом РФ, вступившим в силу с указанной даты (часть третья).

    Поскольку Жилищный кодекс Российской Федерации и федеральный закон, действующие на момент обращения истца Мамедли М.С.о. в орган местного самоуправления с заявлением о постановке на учет семьи Мамедли в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма и о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке, не предусматривали иного порядка обеспечения жилыми помещениями, в том числе инвалидов, по договору социального найма, то право на обеспечение жилой площадью подлежит реализации при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства.

    С учетом изложенного, право на обеспечение жилой площадью подлежит реализации в случае признания семьи Мамедли малоимущей и нуждающейся в жилом помещении, с учетом права на получение жилого помещения вне очереди по пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ.

    Коль скоро с ДД.ММ.ГГГГ семья истца утратила статус многодетной семьи, семья Мамедли в установленном законом порядке малоимущей не признавалась, стороной истца не предоставлялось в орган местного самоуправления документов, подтверждающих факт отнесения к категории лиц, имеющих право на получение жилого помещения по договору социального найма в соответствии с федеральным законом или законом Ярославской области, то суд приходит к выводу, что ДД.ММ.ГГГГ семья Мамедли на законных основаниях исключена с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

    Наличие заболевания, входящего в установленный Правительством Российской Федерации перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, не является достаточным основанием для внеочередного обеспечения жилым помещением по договору социального найма по правилам пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.

    Доказательств, свидетельствующих о том, что в жилом помещении, занимаемом семьей Мамедли проживают несколько семей и заболевание делает невозможным проживание с другими семьями, но не с членами семьи больного, материалы дела не содержат.

    На основании изложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования заявлены необоснованно и в их удовлетворении отказывает в полном объеме.

    Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ

    В удовлетворении исковых требований Мамедли М.С.о. отказать.

    Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ярославского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Ярославля.

    

Судья          Н.С. Рыбина


 

РЕШЕНИЯ СУДОВ ПО ЖИЛИЩНЫМ СПОРАМ

Решение суда о признании утратившим право пользования жилым помещением

Истец Бородина О.В. обратилась в суд с исковым заявлением к Бородину Е.Л. о признании утратившим право пользования жилым помещением, ссылаясь на то, что в соответствии с ордером №... от *** г. нанимателем квартиры, расположенной по адресу: **** яв...

Решение суда о регистрации Товарищества собственников жилья «Наш Дом»

Шагако А.И., Ткаченко С.М. обратились в суд с иском к Минаевой Т.А., Сикан И.К., Баталову А.Н., Майэр А.М., Гнездилову В.Н. о признании недействительным решения общего собрания собственников многоквартирного дома ****, оформленного протоколом от 0...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru