Решение суда о признании незаконным решения органа государственной власти, совершении регистрационных действий № 2а-3765/2017 ~ М-3124/2017

Дело № 2а-3765/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 июня 2017 года г.Оренбург

Ленинский районный суд г.Оренбурга в составе:

председательствующего судьи Ваулиной А.В.,

при секретаре Кумпееве Ч.Х.,

с участием административного истца Каменева С. В.,

государственного инспектора отделения регистрации межрайонного регистрационно-экзаменационного отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения № 1 Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области Стройкина Ю. В.,

представителя административного ответчика Гринева Д.В., действующего на основании доверенности от ... N,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Каменева С. В. к государственному инспектору отделения регистрации межрайонного регистрационно-экзаменационного отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения № 1 Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области Стройкину Ю. В., Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области о признании незаконным решения органа государственной власти, совершении регистрационных действий,

УСТАНОВИЛ:

Каменев С.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к государственному инспектору отделения регистрации МРЭО ГИБДД № 1 УМВД России по Оренбургской области Стройкину Ю.В., Управлению МРЭО ГИБДД № 1 УМВД России по Оренбургской области, в котором просит признать незаконным решение органа государственной власти от 11 мая 2017 года об отказе в совершении регистрационных действий, возложении обязанности произвести регистрационные действия по выдаче паспорта транспортного средства и по постановке на государственный регистрационный учёт транспортного средства – мотоцикла «Днепр-11» КМЗ-8, N, 1990 года выпуска, двигатель N, шасси (рама) N.

В обоснование своих требований указывает, что 11 мая 2017 года обратился в орган государственной власти с заявлением о постановке на регистрационный учёт транспортного средства – мотоцикла «Днепр-11» КМЗ-8, N, 1990 года выпуска, двигатель N, шасси (рама) N, приобретённого им по договору купли-продажи от .... Однако, оспариваемым решением ему было отказано, как он полагает, незаконно. Так согласно пункту 7 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утверждённого Приказом МВД России от 23 июня 2005 года № 496/192/134, на подразделения Госавтоинспекции возложена обязанность по выдаче паспортов на транспортные средства, изготовленные организациями-изготовителями до 01 июля 1993 года, в том числе спорного мотоцикла 1990 года выпуска. Кроме того, им при совершении регистрационных действий был предъявлен договор купли-продажи от ..., соответствующий требованиям Гражданского кодекса Российской Федерации. В связи с чем, отказ в регистрации по основанию не представления такого договора закону не соответствует. Также считает, что отказ в государственной регистрации транспортного средства препятствует заключению им договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в отношении этого мотоцикла.

Определением суда от 22 мая 2017 года определён круг соответчиков: государственный инспектор отделения регистрации МРЭО ГИБДД № 1 УМВД России по Оренбургской области Стройкин Ю.В. и УМВД России по Оренбургской области.

В судебном заседании Каменев С.В. заявленные требования поддержал, просил суд их удовлетворить по изложенным основаниям.

Государственный инспектор отделения регистрации МРЭО ГИБДД № 1 УМВД России по Оренбургской области Стройкин Ю.В. и представитель УМВД России по Оренбургской области Гринёв Д.В., действующий на основании доверенности от ... N, с заявленными требованиями не согласились, возражали против их удовлетворения, указали, что оспариваемое решение орган государственной власти закону соответствует и прав административного истца не нарушает.

Выслушав административного истца, административного ответчика, представителя административного ответчика, проверив материалы дела и оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

Судом установлено, и сторонами не оспаривается, что по договору купли-продажи от ... года Каменев С.В. приобрёл у ... мотоцикл «Днепр-11» КМЗ-8, N, 1990 года выпуска, двигатель N, шасси (рама) N, ранее не состоявшего на государственном регистрационном учёте.

11 мая 2017 года Каменев С.В. обратился в МРЭО ГИБДД № 1 УМВД России по Оренбургской области с заявлением о постановке приобретённого мотоцикла на государственный регистрационный учёт, представив договор купли-продажи от ..., дополнение к руководству по эксплуатации КМЗ-8, N, квитанцию к приходному кассовому ордеру N от ..., справку-счёт серии АХ N от ..., а также документ об уплате государственной пошлины за регистрационные действия.

Решением органа государственной власти от 11 мая 2017 года в совершении регистрационных действий отказано на основании пунктов 15.4.1, 15.5, 15.6 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утверждённого Приказом МВД России от 07 августа 2013 года № 605, так как на государственную регистрацию не представлены ПТС; документ, удостоверяющий право собственности на транспортное средство и оформленный в соответствии с законодательством Российской Федерации; полис ОСАГО.

Полагая такое решение органа государственной власти незаконным, Каменев С.В. 19 мая 2017 года, то есть в установленный частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации трёхмесячный срок, обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.

В силу пункта 2 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом может быть принято решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Такое решение по смыслу действующего законодательства принимается судом в случае установления, что оспариваемое решение, действие (бездействие) не нарушает права и свободы заявителя, а также соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Согласно части 3 статьи 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.

Регистрация и учет автомототранспортных средств и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования, выдача регистрационных документов и государственных регистрационных знаков на зарегистрированные автомототранспортные средства и прицепы к ним, а также выдача паспортов транспортных средств в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, является обязанностью Госавтоинспекции (подпункт «в» пункта 11 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 года № 711).

При этом, в соответствии с подпунктом «з» пункта 12 указанного Положения Госавтоинспекции в праве не допускать к участию в дорожном движении путем отказа в регистрации и выдаче соответствующих документов следующие автомототранспортные средства и прицепы к ним, владельцами которых не исполнена установленная федеральным законом обязанность по страхованию гражданской ответственности.

Более того пунктом 4 Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» регистрация, в том числе временная, и изменение регистрационных данных транспортных средств не осуществляются без представления их собственниками или иными владельцами страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом.

Обязанность страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств возложена на владельцев транспортных средств Федеральным законом от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

На основании пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 1993 года № 477 «О введении паспортов транспортных средств» и пункта 9 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств Приказа МВД России № 496, Минпромэнерго России № 192, Минэкономразвития России № 134 от 23 июня 2005 года, наличие паспортов транспортных средств является обязательным условием для регистрации транспортных средств и допуска их к участию в дорожном движении.

Паспорта транспортных средств выдаются подразделениями Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации - на транспортные средства, выпущенные организациями-изготовителями до 1 июля 1993 года при предъявлении их к регистрации (пункт 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 1993 года № 477 и пункт 7 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств Приказа МВД России № 496, Минпромэнерго России № 192, Минэкономразвития России № 134 от 23 июня 2005 года).

Согласно пункту 8 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утверждённых Приказом МВД России от 24 ноября 2008 года № 1001, регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим и физическим лицам, изменение регистрационных данных, связанное с заменой номерных агрегатов транспортных средств, производится на основании паспортов транспортных средств, заключенных в установленном порядке договоров либо иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к участию в дорожном движении по дорогам общего пользования на территории Российской Федерации.

Транспортные средства, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Правилами, регистрируются только за собственниками транспортных средств - юридическими или физическими лицами, указанными в паспортах транспортных средств, заключенных в установленном порядке договорах или иных документах, удостоверяющих право собственности на транспортные средства в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 20 Правил регистрации).

При регистрации транспортных средств, изменении регистрационных данных, снятии с регистрационного учета транспортных средств, выдаче регистрационных документов и паспортов транспортных средств, регистрационных знаков взамен утраченных или непригодных для использования в отношении транспортных средств, выпущенных организациями-изготовителями или ввезенных на территорию Российской Федерации до введения в действие паспортов транспортных средств, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 28 настоящих Правил, а также при отсутствии паспортов транспортных средств на транспортные средства, реализованные торговыми организациями на основании договоров, заключенных с уполномоченными органами военного управления, либо изготовленные как единичное транспортное средство, регистрационными подразделениями выдаются паспорта транспортных средств (пункт 39 Правил регистрации).

В силу пункта 51 Правил регистрации не производятся регистрация, изменение регистрационных данных, снятие с регистрационного учета транспортных средств и иные регистрационные действия до окончания проверок, осуществляемых в установленном порядке органами внутренних дел, а также при невыполнении требований настоящих Правил и Административного регламента либо в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 15 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утверждённого Приказом МВД России от 07 августа 2013 года № 605, на государственную регистрацию заявителем предоставляются:

- документы на транспортное средство - паспорт транспортного средства (подпункт 15.4.1);

- документы, удостоверяющие право собственности на транспортное средство, номерной агрегат в соответствии с законодательством Российской Федерации. В представляемых для совершения административных действий документах, удостоверяющих право собственности на транспортные средства, номерные агрегаты, должны содержаться: дата и место их составления, предмет и условия сделки (решения государственного органа), стоимость транспортного средства (при наличии), для физического лица - фамилия, имя, отчество (при наличии), адрес места жительства, паспортные данные, для юридического лица - ИНН, полное наименование, юридический адрес, подписи сторон (если наличие подписей предусмотрено формой документа), идентификационные данные транспортного средства, а также серия, номер, дата выдачи паспорта транспортного средства и (или) регистрационного документа и (или) регистрационного знака (при их наличии), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. К документам, удостоверяющим право собственности на транспортные средства, номерные агрегаты относятся, в том числе заключенный в установленном порядке договор (купли-продажи, мены, дарения и другие договоры в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации), удостоверяющий право собственности на транспортное средство, номерной агрегат (подпункт 15.5);

- страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию гражданской ответственности установлена законодательством Российской Федерации (подпункт 15.6).

На основании пункта 42 Административного регламента результатом административной процедуры является отметка сотрудником на заявлении с указанием принятого решения о проведении заявленного регистрационного действия или об отказе в предоставлении государственной услуги, заверенная подписью сотрудника, принявшего решение, с указанием фамилии, даты и времени принятия решения.

Судом установлено, и сторонами не оспаривалось, что 11 мая 2017 года для постановки принадлежащего ему мотоцикла на государственный регистрационный учёт Каменевым С.В. не представлены ПТС на регистрируемое транспортное средство, а также полис ОСАГО.

При этом, в качестве документов, удостоверяющих право собственности на транспортное средство, административным истцом предоставлялись:

- договор купли-продажи от ... данного мотоцикла, заключенного между Каменевым В.С. и .... соответственно;

- дополнение к руководству по эксплуатации КМЗ-8.155 РЭ о производстве мотоцикла с боковым прицепом КМЗ-8.155 «Днепр», заводской N Киевским мотоциклетным заводом, с талоном на гарантийный ремонт N с отметкой о продаже транспортного средства 23 мая 1991 года Стерлибашевским РайПО ...

- справка-счёт серии АХ N от ... о продаже и выдаче Стерлибашевским РайПО .... мотоцикла «Днепр» двигатель N за 2500 рублей;

- квитанция к приходному кассовому ордеру N от ... о принятии Стерлибашевским РайПО денежных средств от ... в размере 2500 рублей за мотоцикл.

Договоры купли-продажи, а равно иные гражданско-правовые договоры, подтверждающие переход права собственности от Киевского мотоциклетного завода к Стерлибашевскому РайПО и от Стерлибашевского РайПО к .... на государственную регистрацию заявителем не предоставлялись. Между тем, эти документы в смысле подпункта 15.5 Административного регламента также подлежали предоставлению, поскольку ранее до обращения административного истца постановка на государственный регистрационный учёт мотоцикла «Днепр-11» КМЗ-8, N, 1990 года выпуска, двигатель N, шасси (рама) N, не осуществлялась. В связи с чем, должностное лицо Госавтоинспекции в силу закона обязано было при выдаче паспорта транспортного средства в отношении транспортного средства, выпущенного организацией-изготовителем до 1 июля 1993 года, и его постановке на регистрационный учёт проверить законность перехода права собственности от производителя к Каменеву С.В.

В рассматриваемой ситуации предоставление договора купли-продажи от ... ... Каменеву С.В. недостаточно, и доводы административного истца об обратном на требованиях действующего законодательства не основаны.

Дополнение к руководству по эксплуатации КМЗ-8.155 РЭ, справка-счёт серии АХ N от ..., квитанция к приходному кассовому ордеру N от ..., как ошибочно полагает административный истец, не подменят собой требуемые договоры купли-продажи, а равно иные гражданско-правовые договоры, поскольку могут рассматриваться только как доказательства, указывающие их заключение. Кроме того, должностное лицо Госавтоинспекции не обладает компетенцией по юридической оценке названных документов и установлении факта заключения таких договоров.

Принимая во внимание, что на государственную регистрацию Каменевым С.В. представлены не все документы, то решением Госавтоинспекции от 11 мая 2017 года в выдаче паспорта транспортного средства на спорный мотоцикл и постановке его на государственный регистрационный учёт отказано обоснованно.

Доводы Каменева С.В. о том, что отказ в регистрации нарушает права административного истца как собственника, суд не принимает во внимание, поскольку орган государственной власти действовал в соответствии с законом. При этом, исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 7 декабря 2006 года № 544-О, государственная регистрация транспортных средств в подразделениях ГИБДД, предусмотренная Федеральным законом (пункт 3 статьи 15) как обязательное условие для осуществления собственниками принадлежащих им имущественных прав на транспортное средство, а именно для использования в дорожном движении, хотя и в определенной степени ограничивает субъективное право собственности, однако такое ограничение нельзя рассматривать как недопустимое, поскольку оно направлено на защиту здоровья, прав и законных интересов как самих собственников, так и других лиц, в том числе права на обеспечение эффективного противодействия преступлениям и другим правонарушениям, связанным с использованием транспортных средств, а сами по себе регистрационные действия, осуществляемые подразделениями ГИБДД, являются формой административного контроля с целью соблюдения конституционных прав граждан и гарантирования их имущественных интересов.

Учитывая изложенное, а также то, что обстоятельства нарушения прав административного истца оспариваемым решением органа государственной власти в ходе судебного разбирательства не установлены, то в удовлетворении настоящего административного искового заявления Каменева С.В. суд отказывает.

Руководствуясь статьями 227, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ

административное исковое заявление Каменева С. В. к государственному инспектору отделения регистрации межрайонного регистрационно-экзаменационного отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения № 1 Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области Стройкину Ю. В., Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области о признании незаконным решения органа государственной власти, совершении регистрационных действий, - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: подпись. А.В.Ваулина

В окончательной форме решение принято 13 июня 2017 года.

Судья: подпись. А.В.Ваулина


 

РЕШЕНИЯ СУДОВ ПО ИСКАМ К ОРГАНАМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ:

Решение суда о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления

Инспекция государственного строительного надзора Оренбургской области обратилась в суд с вышеназванным административным исковым заявлением, указав, что 12 мая 2017 года в Инспекцию поступило представление следователя по особо важным делам следстве...

Решение суда о признании незаконным решения

Эмирбекова М.С. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области от 03.05.2017 в государственной...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru