Решение суда о нежелательности пребывания в Российской Федерации № 2а-2039/2017 ~ М-1776/2017

Дело №2а-2039-17

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 июля 2017 года г. Кемерово

Заводский районный суд города Кемерово Кемеровской области

в составе:

председательствующего Крайнова О.Г.

при секретаре Отрадновой А.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Лаговского Александра Николаевича к Министерству юстиции Российской Федерации об оспаривании распоряжения о нежелательности пребывания в Российской Федерации,

УСТАНОВИЛ:

Лаговский А.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании распоряжения Министерства юстиции РФ №1774-рн от 30.03.2016 года о нежелательности его пребывания (проживания) в Российской Федерации.

Свои требования мотивирует тем, что 30.03.2016 года Министерством юстиции Российской Федерации в отношении него вынесено распоряжение № 1774-рн о нежелательности его пребывания (проживания) в Российской Федерации в связи с тем, что он совершил преступление и отбывал наказание в местах лишения свободы. 21.11.2016 года на основании постановления Заводского районного суда г.Кемерово от 10.11.2016 он был условно-досрочно освобожден от отбывания наказания в виде лишения свободы в ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по Кемеровской области. На основании указанного распоряжения о нежелательности пребывания и в соответствии с пунктами 11,12 статьи 31 Федерального закона от 25.07.2002 года №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» ГУ МВД России по Кемеровской области 16.11.2016 г. вынесено решение о его депортации. После освобождения из ФКУ ИК-5 21.11.2016 года он был помещен в Центр временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Кемеровской области. После чего, на основании решений Заводского районного суда г. Кемерово срок его пребывания в данном учреждении периодически продлевался. За период пребывания в Центре временного содержания иностранных граждан исполнить решение о его депортации, либо решение о реадмиссии не представилось возможным. В соответствии с письмами ГУВММВД России исх. № 20/5540 от 10.03.2017, № 20/10732 от 24.04.2017, письмом компетентного органа, МВД Республики Казахстан (Комитет миграционной службы) запрос о его реадмиссии окончательно отклонен и дальнейшему рассмотрению не подлежит. Данные обстоятельства свидетельствуют о невозможности его высылки из страны и влекут пожизненное содержание в ЦВСИГ, так как в распоряжении о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации не содержится определенного срока его действия. На сегодняшний день он является лицом без гражданства, родился Казахстане, в Россию приехал в шестнадцатилетнем возрасте с семьей: мамой, - ФИО1 и братом - ФИО2, в 2001 году, с этого времени пределы РФ не покидал. Документ, удостоверяющий личность, ни на территории Казахстана, ни на территории России не получал. Все его близкие родственники, бабушка - ФИО3, гражданская жена - ФИО10 ФИО10 и дочь - Гаврилова Анастасия Александровна, являются гражданами Российской Федерации постоянно проживают в г. Топки Кемеровской области. В России у него есть жилье. За пределами Российской Федерации у него никто не проживает, жилье отсутствует, все социальные связи на территории государства исхода утрачены. В ЦВСИГ он не имеет возможности работать, видеть и общаться со своими близкими. Кроме того, его бабушки Лабешко В.А. необходима посторонняя помощь так как, она недавно перенесла инсульт, никого, кроме него у нее не осталось. Главой VIII. 1 Федерального закона от 12.11.2012 № 182-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон о гражданстве Российской Федерации» предусмотрены условия признания гражданами Российской Федерации, а также приема в гражданство Российской Федерации лиц, находящихся в Российской Федерации с неурегулированным правовым статусом. Федеральным законом от 19.12.2016 № 462-ФЗ срок ее действия продлен до 01.01.2020. В соответствии с пунктом «а» части 1 статьи 41.1 Федерально закона он относится к данной категории лиц, так как является дееспособным лицом, состоявшим на 5 сентября 1991 года в гражданстве СССР, не приобрел гражданства Российской Федерации в установленном порядке, не имеет гражданства иностранного государства и действительного документа, подтверждающего право на проживание иностранном государстве. Однако, наличие действующего в отношении него распоряжения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации не позволяет ему урегулировать свой статус, получить паспорт, чтобы зарегистрировать брак с гражданской супругой и установить отцовство в отношении своей родной дочери. Также считает, что признание нежелательным его пребывания (проживания) на территории Российской Федерации в настоящее время не является оправданной крайней необходимостью и соразмерной преследуемой цели мерой, поскольку, постановлением Заводского районного суда г. Кемерово от 10.11.2016 г. удовлетворено его ходатайство об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания, при рассмотрении которого, судом было учтено его поведение, отношение к учебе и труду в течение всего периода отбывания наказании, в том числе имеющиеся поощрения и взыскания, отношение к совершенному деянию, а также заключение администрации исправительного учреждения о целесообразности его условно-досрочного освобождения. В период своего пребывания в Центре он также характеризуется положительно, что подтверждает характеристика из ЦВСИГ ГУ МВД России по Кемеровской области от 02.05.2017.

Просит распоряжение Министерства юстиции Российской Федерации о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации от 30.03.2016 г. № 1774-рн признать незаконным и отменить.

Административный истец Лаговский А.Н., находящийся в специальном учреждении временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Кемеровской области, будучи надлежащим образом извещенным о дне, времени и месте рассмотрения его административного иска, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть настоящее гражданское дело в его отсутствие.

Представитель административного ответчика Министерства юстиции РФ, будучи надлежащим образом извещенным о дне, времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, не просил рассмотреть дело в его отсутствие.

В соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно п. 2 ст. 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч. 1 ст. 4, ч. 1 ст. 218 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных КАС РФ и другими федеральными законами. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд.

В соответствии с ч. 3 ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ.

В соответствии со ст. 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории РФ, либо лица, которому не разрешен въезд в РФ, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в РФ, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в РФ, за исключением случаев, предусмотренных абзацем 2 п. 3 ст. 11 Федерального закона от 30.03.1995 года № 38-ФЗ «О предупреждении распространения в РФ заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)». Порядок принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в РФ и перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать такие решения, устанавливаются Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 07.04.2003 года № 199 утвержден перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в РФ, согласно которому к числу таких федеральных органов исполнительной власти относится Минюст России.

Полномочия Минюста России по принятию решений о нежелательности пребывания на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства, закреплены в Положении о Министерстве юстиции РФ, утвержденном Указом Президента РФ от 13.10.2004 года № 1313.

Порядок подготовки документов и принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) в РФ иностранных граждан или лиц без гражданства регламентируется Инструкцией о порядке предоставления и рассмотрения документов для подготовки распоряжений Министерства юстиции РФ о нежелательности пребывания (проживания) в РФ иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих освобождению из мест лишения свободы, утвержденной приказом Минюста России от 20.08.2007 года № 171.

В соответствии с п. 2 Инструкции Минюст России в пределах установленной компетенции рассматривает вопросы о нежелательности пребывания (проживания) в России в отношении иностранных граждан, осужденных судами РФ к лишению свободы за совершение умышленных преступлений.

Согласно п. 3 Инструкции и в соответствии со ст. 25.10 Закона №114-ФЗ решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящегося в РФ, может быть принято в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящегося в РФ, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения.

В соответствии со ст. 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или решение о нежелательности пребывания (проживания) в РФ, обязаны выехать из РФ в порядке, предусмотренном федеральным законом. Иностранный гражданин или лицо без гражданства, не покинувшие территорию РФ в установленный срок, подлежат депортации. Депортация иностранного гражданина или лица без гражданства, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда в РФ или решение о нежелательности пребывания (проживания) в РФ, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или его территориальным органом во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел, и его территориальными органами, а также с иными федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами в пределах их компетенции. Решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в РФ является основанием для последующего отказа во въезде в РФ.

Как установлено в судебном заседании, 17.09.2014 г. приговором Топкинского городского суда Кемеровской области Лаговский А.Н. был осужден по совокупности приговоров по п. «г» ч. 2 ст. 161, п. «а» ч. 3 ст. 158, ч. 1 ст. 119 УК РФ к 3 годам лишения свободы.

Министерством Юстиции Российской Федерации 30.03.2016 г. вынесено распоряжение №1774-рн о нежелательности пребывания (проживания) Лаговского А.Н. в Российской Федерации (л.д.8).

Указанное распоряжение Министерства Юстиции Российской Федерации вынесено на основании представления ФСИН России о необходимости принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы, в виду того, что Лаговский А.Н. является иностранным гражданином, совершил преступления на территории Российской Федерации, чем создал реальную угрозу общественному порядку, правам и законным интересам граждан Российской Федерации.

Из административного искового заявления следует, что он не оспаривает законность распоряжения на момент его принятия.

Указанные обстоятельства свидетельствуют том, что оспариваемое распоряжение Министерства юстиции РФ от 24.10.2016 года №6771-рн «О нежелательности пребывания (проживания) в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы» в отношении Лаговского А.Н. принято уполномоченным органом в рамках его компетенции, при наличии предусмотренных ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» оснований, в соответствии с установленным порядком его принятия, без нарушения прав административного истца.

Учитывая указанные обстоятельства, суд приходит к выводу, что на момент вынесения распоряжения оно являлось законным и обоснованным, в связи с чем, требования о признании распоряжения Министерства юстиции РФ от 30.03.2016 года №1774-рн незаконным удовлетворению не подлежат.

Кроме того, в соответствии с п. 2 ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, соблюдены ли сроки обращения в суд.

Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В силу ч. 7 ст. 219 КАС РФ пропущенный по указанной в ч. 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.

Как указывает Лаговский А.Н. с принятым распоряжением он был ознакомлен 27.04.2016 г. (л.д.9), иных сведений об ознакомлении с оспариваемым распоряжением суду не представлено. При этом, как следует из расписки об ознакомлении с указанным распоряжением, Лаговскому было разъяснено о возможности обжалования распоряжения о нежелательности пребывания (проживания) в РФ в судебном порядке.

В суд с настоящим административным заявлением Лаговский А.Н. обратился 05.06.2017 года (л.д.2-6).

С учетом изложенного, срок обращения в суд с заявлением об оспаривании распоряжения от 24.10.2016 года №6771-рн истек, оснований для восстановления пропущенного срока не имеется.

Судом также установлено, что на основании постановления Заводского районного суда г.Кемерово от 10.11.2016 г. Лаговский А.Н. 21.11.2016 был освобожден из мест лишения свободы условно-досрочно. 16.11.2016 года УВМ ГУ МВД России по Кемеровской области вынесено решение о депортации Лаговского А.Н. Решением Заводского районного суда г. Кемерово от 23.11.2016 года Лаговский А.Н. был помещен в специальное учреждение временного содержания до исполнения решения о депортации, но не более чем до 23.02.2017 года. Срок пребывания Лаговского А.Н. в специальном учреждении продлевался решениями Заводского районного суда г. Кемерово.

Решением Заводского районного суда г. Кемерово от 19.05.2017 года продлен срок пребывания Лаговского А.Н., подлежащего депортации, в ЦВСИГ ГУ МВД России по Кемеровской области до 17.08.2017 года.

Как следует из указанного решения суда, 30.12.2016 года в целях документирования Лаговского А.Н. действительным документом, необходимы для пересечения государственной границы, в рамках соглашения между правительством РФ и правительством республик Казахстан о реадмиссии от 07.06.2012 года в ГУВМ МВД России направлены материалы для подготовки и направления центральным компетентным органом ходатайства о реадмиссии.

10.03.2017 года из ГУВМ МВД России получено сообщение об отклонении Министерством внутренних дел республики Казахстан запроса о реадмиссии и направлении повторного запроса.

07.04.2017 года из Министерства внутренних дел республики Казахстан поступил окончательный ответ о реадмиссии в отношении Лаговского А.Н., согласно которому, сведений, подтверждающих принадлежность Лаговского А.Н. к гражданству Республики Казахстан, либо постановке на регистрационный учет не имеется. Какая-либо информация о Лаговском А.Н., его близких родственниках за последние 17 лет отсутствует. Факт обучения в МСШИ №1 Мамлютского района СКО не подтвержден, в связи с чем, реадмиссия является невозможной.

24.04.2017 года из ГУВМ МВД России получена информация об окончательном отклонении без удовлетворения повторного запроса о реадмиссии Лаговского А.Н.

Согласно решения Топкинского городского суда Кемеровской области от 08.04.2013 года, установлен факт постоянного проживания Лаговского А.Н. на территории Российской Федерации с 2001 года.

Как указано в п. 3.3 Постановления Конституционного Суда РФ от 20.10.2016 года № 20-П «По делу о проверке конституционности положений ч. 4 ст. 25.10 и подп. 1 ч. 1 ст. 27 ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» в связи с жалобой гражданина Республики Корея Х.» ни федеральные законы, ни иные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства не допускают возможность отмены либо пересмотра такого решения во внесудебном порядке, например, вследствие того, что отпали основания для его принятия. Единственно возможный способ отменить решение – оспорить его в порядке главы 22 КАС РФ. Впредь до внесения в правовое регулирование соответствующих отношений надлежащих изменений, вытекающих из настоящего Постановления, суд вправе отменить решение о нежелательности пребывания (проживания) в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства.

Как следует из указанного Постановления Конституционного Суда РФ, решение о нежелательности пребывания (проживания в РФ) приобретает бессрочный характер, тем самым нарушаются требования справедливости и соразмерности, соблюдение которых необходимо при осуществлении правового регулирования в этой сфере, что, в свою очередь, приводит к необоснованным и непропорциональным ограничениям гарантированных Конституцией РФ прав и свобод человека и гражданина

Постановлением Конституционного Суда РФ от 23.05.2017 года № 14-П «По делу о проверке конституционности положений статей 31.7 и 31.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой лица без гражданства Н.Г. Мсхиладзе» указано на принятие судом во внимание реальной возможности выдворения за пределы Российской Федерации.

Изучив все представленные по делу доказательства, учитывая, данные о личности Лаговского А.Н., периоде его проживания не территории РФ, а также принимая во внимание, что на территории РФ проживают близкие родственники Лаговского А.Н., его мать, гражданская жена и несовершеннолетний ребенок, готовые предоставить ему жилое помещение для совместного проживания, суд считает, что в настоящее время отсутствуют основания для признания нежелательным пребывания (проживания) в РФ Лаговского А.Н. поскольку, реальная угроза общественному порядку, правам и интересам граждан РФ, исходящая от пребывания Лаговского А.Н. на территории РФ, отсутствует.

Учитывая указанные обстоятельства в совокупности, а также принимая во внимание, что реальная возможность выдворения Лаговского А.Н. за пределы РФ отсутствует, сохранение действия распоряжения Министерства юстиции РФ от 30.03.2016 года №1774-рн «О нежелательности пребывания (проживания) в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы» в отношении Лаговского А.Н. нарушает требования справедливости и соразмерности, что приводит к необоснованным и непропорциональным ограничениям гарантированных Конституцией РФ прав и свобод Лаговского А.Н., в связи с чем, распоряжение Министерства юстиции РФ от 30.03.2016 года №1774-рн подлежит отмене.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ

Административное исковое заявление Лаговского Александра Николаевича к Министерству юстиции Российской Федерации об оспаривании распоряжения о нежелательности пребывания в Российской Федерации - удовлетворить частично.

Отменить распоряжение Министерства юстиции РФ от 30.03.2016 года №1774-рн «О нежелательности пребывания (проживания) в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы» в отношении Лаговского Александра Николаевича.

В удовлетворении остальной части заявленных требований Лаговскому Александру Николаевичу - отказать.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 03.07.2017 года.

Председательствующий (подпись)

Копия верна.

Председательствующий: Крайнов О.Г.


 

РЕШЕНИЯ СУДОВ ПО ИСКАМ К ОРГАНАМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ:

Решение суда об оспаривании решений призывных комиссий

Силенков В.А. обратился в суд с административным иском к Призывной комиссии Заводского района г. Кемерово, Призывной комиссии Кемеровской области, Военному комиссариату Кемеровской области об оспаривании решений призывных комиссий. Требования моти...

Решение суда о признании незаконным бездействия

Широков Г.В. обратился в суд с административным иском к ГИБдд Кемеровской области о признании незаконным бездействия. Требования мотивирует тем, что 02.09.2005 года Кемеровским районным судом принято решение, в соответствии с которым административ...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru