Решение суда о нежелательности пребывания в Российской Федерации № 2а-2010/2017 ~ М-1748/2017

Дело №2а-2010-17

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30.06.2017 года г. Кемерово

Заводский районный суд города Кемерово Кемеровской области

в составе:

председательствующего Крайнова О.Г.

при секретаре Отрадновой А.С.

с участием:

представителя административного истца Князевой Е.С., действующей на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ года,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ширханова Алексея Мирзоевича к Министерству юстиции Российской Федерации об оспаривании распоряжения о нежелательности пребывания в Российской Федерации,

УСТАНОВИЛ:

Ширханов А.М. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании распоряжения Министерства юстиции РФ №4649-рн от 05.08.2011 года о нежелательности его пребывания (проживания) в Российской Федерации.

Свои требования мотивирует тем, что 05.08.2011 г. Министерством юстиции РФ в отношении него было принято распоряжение за №4649-рн, в котором было указано о его нежелательном пребывании (проживании) в Российской Федерации сроком до 20.08.2017 года. Считает, что данное распоряжение является незаконным и подлежащем отмене. Постановлением Заводского районного суда г.Кемерово от 28.12.2016 г. судимость по приговору Анжеро-Судженского городского суда Кемеровской области от 21.11.2007 г., по приговору Анжеро-Судженского городского суда Кемеровской области от 10.06.2013 г., в отношении Ширханова А.М. была снята в установленном законом порядке. Данное постановление суда вступило в законную силу. Исходя из этого, считает, что все правовые последствия, связанные с судимостью, аннулированы. Дальнейшее сохранение действия распоряжения о нежелательности пребывания (проживания) его в Российской Федерации противоречит не только требованиям ст. 86 УК РФ, но и нормам международного права. Более того, в Российской Федерации, у него проживает гражданская жена - ФИО10. Его мать и сестра умерли. После освобождения из ЦВСИГ ГУ МВД России по КО его гражданская жена готова предоставить ему жилплощадь для совместного проживания и регистрации. Достоверные данные о том, что его пребывание на территории Российской Федерации создает реальную угрозу общественному порядку, правам и законным интересам граждан Российской Федерации отсутствуют. Таким образом, правовых оснований для исполнения распоряжения Министерства Юстиции и его депортации на сегодняшний день не имеется. Согласно ответа Министерства внутренних дел респ.Таджикистан от 08.02.2008 г. гражданином респ.Таджикистан он не является, следовательно, депортировать его в чужую страну, значит грубо нарушить его конституционные права. Таким образом, поскольку исполнение распоряжения о нежелательности его пребывания в РФ в настоящее время является нецелесообразным, обстоятельства, которые послужили основанием для его вынесения отпали, полагает, что указанное распоряжение подлежит отмене.

В установленный срок он не имел возможности обжаловать распоряжение Министерства юстиции РФ, поскольку находился в местах лишения свободы и во время не был уведомлен о принятом в отношении его распоряжении. О данном распоряжении он узнал только после помещения его в ЦВСИГ ГУ МВД России, когда установленный срок на обжалование указанного распоряжения уже был пропущен.

Просит восстановить пропущенный по уважительной причине срок на подачу административного иска. Распоряжение Министерства юстиции РФ о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации от 05.08.2011 г. №4649-рн в отношении Ширханова А.М. - отменить.

Административный истец Ширханов А.М., находящийся в специальном учреждении временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Кемеровской области, будучи надлежащим образом извещенным о дне, времени и месте рассмотрения его административного иска, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть настоящее гражданское дело в его отсутствие, с участием его представителя.

Представитель административного истца Князева Е.С., действующая на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ года, в судебном заседании подтвердив обстоятельства, изложенные в административном исковом заявлении, настаивала на удовлетворении требований в полном объеме.

Представитель административного ответчика Министерства юстиции РФ, будучи надлежащим образом извещенным о дне, времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, не просил рассмотреть дело в его отсутствие.

В соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела.

Заслушав представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно п. 2 ст. 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч. 1 ст. 4, ч. 1 ст. 218 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных КАС РФ и другими федеральными законами. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд.

В соответствии с ч. 3 ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ.

В соответствии со ст. 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории РФ, либо лица, которому не разрешен въезд в РФ, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в РФ, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в РФ, за исключением случаев, предусмотренных абзацем 2 п. 3 ст. 11 Федерального закона от 30.03.1995 года № 38-ФЗ «О предупреждении распространения в РФ заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)». Порядок принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в РФ и перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать такие решения, устанавливаются Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 07.04.2003 года № 199 утвержден перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в РФ, согласно которому к числу таких федеральных органов исполнительной власти относится Минюст России.

Полномочия Минюста России по принятию решений о нежелательности пребывания на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства, закреплены в Положении о Министерстве юстиции РФ, утвержденном Указом Президента РФ от 13.10.2004 года № 1313.

Порядок подготовки документов и принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) в РФ иностранных граждан или лиц без гражданства регламентируется Инструкцией о порядке предоставления и рассмотрения документов для подготовки распоряжений Министерства юстиции РФ о нежелательности пребывания (проживания) в РФ иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих освобождению из мест лишения свободы, утвержденной приказом Минюста России от 20.08.2007 года № 171.

В соответствии с п. 2 Инструкции Минюст России в пределах установленной компетенции рассматривает вопросы о нежелательности пребывания (проживания) в России в отношении иностранных граждан, осужденных судами РФ к лишению свободы за совершение умышленных преступлений.

Согласно п. 3 Инструкции и в соответствии со ст. 25.10 Закона №114-ФЗ решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящегося в РФ, может быть принято в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящегося в РФ, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения.

В соответствии со ст. 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или решение о нежелательности пребывания (проживания) в РФ, обязаны выехать из РФ в порядке, предусмотренном федеральным законом. Иностранный гражданин или лицо без гражданства, не покинувшие территорию РФ в установленный срок, подлежат депортации. Депортация иностранного гражданина или лица без гражданства, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда в РФ или решение о нежелательности пребывания (проживания) в РФ, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или его территориальным органом во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел, и его территориальными органами, а также с иными федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами в пределах их компетенции. Решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в РФ является основанием для последующего отказа во въезде в РФ.

В соответствии с п. 2 ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, соблюдены ли сроки обращения в суд.

Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В силу ч. 7 ст. 219 КАС РФ пропущенный по указанной в ч. 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.

Как установлено в судебном заседании Ширханов А.М. является лицом без гражданства и Министерством Юстиции Российской Федерации 05.08.2011 г. вынесено распоряжение №4649-рн о нежелательности пребывания (проживания) Ширханова А.М. в Российской Федерации сроком до 20.08.2017 года (л.д.9).

Оспариваемое административным истцом распоряжение Министерства юстиции РФ было вынесено 05.08.2011 г., однако, как указывает представитель административного истца, Ширханов А.М. был с ним ознакомлен уже после помещении в ЦВСИГ ГУ МВД России по КО, т.е. после отбытия наказания, когда срок на оспаривание распоряжения Министерства юстиции РФ им был уже пропущен. При этом, конкретная дата ознакомления Ширханова А.М. с указанным распоряжением суду не известна.

Таким образом, учитывая, что Ширханов А.М. был ознакомлен с распоряжением Министерства юстиции РФ от 05.08.2011 г. №4649-рн по истечении сроков на его обжалование, текст распоряжения не содержит разъяснений о сроке и порядке его обжалования, принимая во внимание низкую правовую осведомленность Ширханова А.М. и его ограничения в возможности получения квалифицированной юридической помощи в связи с нахождением в специальном учреждении, суд признает указанные причины пропуска установленного законом процессуального срока уважительными, а соответствующее ходатайство административного истца о восстановлении срока подлежащим удовлетворению.

Рассматривая административный иск Ширханова А.М. по существу, суд приходит к следующим выводам.

Как установлено в судебном заседании, 21.11.2007 года приговором Анжеро-Судженским городским судом Кемеровской области Ширханов А.М. осужден по совокупности приговоров по ч. 1 ст. 111, ч. 1 ст. 139, п. «а» ч. 2 ст. 158 УК РФ к 3 годам 9 месяцам лишения свободы.

Министерством Юстиции Российской Федерации 05.08.2011 г. вынесено распоряжение №4649-рн о нежелательности пребывания (проживания) Ширханова А.М. в Российской Федерации сроком до 20.08.2017 года (л.д.12).

Указанное распоряжение Министерства Юстиции Российской Федерации вынесено на основании представления ФСИН России о необходимости принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы, в виду того, что Юн Р.В. является иностранным гражданином, совершил на территории Российской Федерации преступление, чем создал реальную угрозу общественному порядку, правам и законным интересам граждан Российской Федерации.

Судом также установлено, что по отбытии наказания 10.10.2013 года Ширханов А.М. был освобожден из мест лишения свободы. 02.10.2013 года УФМС России по Кемеровской области вынесено решение о депортации Шиирханова А.М. Постановлением Яйского районного суда КО от 09.10.2013 г. Ширханов А.М. помещен в специальное учреждение временного содержания МО МВД России «Анжеро-Судженский» г.Анжеро-Судженска КО до исполнения решения о депортации. Затем, постановлением Яйского районного суда КО от 24.03.2014 года переведен в ЦВСУГ ГУ МВД России о КО в г.Кемерово.

В период содержания Ширханова А.М. в Центре временного содержания, в целях его документирования действительным документом, необходимым для пересечения Государственной границы, УФМС России по Кемеровской области в Консульство респ.Таджикистан был направлен запрос об оказании содействия в оформлении свидетельства на возвращение гражданина Республики Таджикистан Ширханова А.М.

Согласно сведений из Министерства внутренних дел республики Таджикистан, Ширханов А.М. прописанным-выписанным не значится. Согласно Закона Республики Таджикистан «О гражданстве», лицо, имевшее или имеющие постоянную прописку в республике на день принятия Конституции (06.11.1994 г.) является гражданином Республики Таджикистан. Лица выехавшие за пределы республики до указанной даты гражданами республики не считаются. Лица, выехавшие за пределы республики на постоянное место жительство и в течении 5 лет не вставшие на консульский учет в стране проживания, считаются утратившими гражданство Республики Таджикистан.

Постановлением Заводского районного суда г. Кемерово от 28.12.2016 года, вступившим в законную силу 10.01.2017 года, с Ширханова А.М. снята судимость по приговору Анжеро-Судженского городского суда Кемеровской области от 21.11.2007 г., по приговору Анжеро-Судженского городского суда Кемеровской области от 10.06.2013 г. (л.д. 8).

Как указано в п. 3.3 Постановления Конституционного Суда РФ от 20.10.2016 года № 20-П «По делу о проверке конституционности положений ч. 4 ст. 25.10 и подп. 1 ч. 1 ст. 27 ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» в связи с жалобой гражданина Республики Корея Х.» ни федеральные законы, ни иные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства не допускают возможность отмены либо пересмотра такого решения во внесудебном порядке, например, вследствие того, что отпали основания для его принятия. Единственно возможный способ отменить решение – оспорить его в порядке главы 22 КАС РФ. Впредь до внесения в правовое регулирование соответствующих отношений надлежащих изменений, вытекающих из настоящего Постановления, суд вправе отменить решение о нежелательности пребывания (проживания) в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства.

Как следует из указанного Постановления Конституционного Суда РФ, решение о нежелательности пребывания (проживания в РФ) приобретает бессрочный характер, тем самым нарушаются требования справедливости и соразмерности, соблюдение которых необходимо при осуществлении правового регулирования в этой сфере, что, в свою очередь, приводит к необоснованным и непропорциональным ограничениям гарантированных Конституцией РФ прав и свобод человека и гражданина

Постановлением Конституционного Суда РФ от 23.05.2017 года № 14-П «По делу о проверке конституционности положений статей 31.7 и 31.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой лица без гражданства Н.Г. Мсхиладзе» указано на принятие судом во внимание реальной возможности выдворения за пределы Российской Федерации.

Изучив все представленные по делу доказательства, учитывая снятие с Ширханова А.М. судимости по приговору Анжеро-Судженского городского суда Кемеровской области от 21.11.2007 г., по приговору Анжеро-Судженского городского суда Кемеровской области от 10.06.2013 г., данные о его личности, указанные в постановлении Заводского районного суда г. Кемерово от 28.12.2016 года, характеристике на иностранного гражданина, представленной начальником отделения ОВПР ЦВСИГ ГУ МВД России по КО, а также принимая во внимание, что на территории РФ проживает гражданская супруга Ширханова А.М. готовая предоставить ему жилое помещение для совместного проживания и регистрации, суд считает, что в настоящее время отсутствуют основания для признания нежелательным пребывания (проживания) в РФ Ширханова А.М., поскольку, реальная угроза общественному порядку, правам и интересам граждан РФ, исходящая от пребывания Ширханова А.М. на территории РФ, отсутствует.

Учитывая указанные обстоятельства в совокупности, а также принимая во внимание, что реальная возможность выдворения Ширханова А.М. за пределы РФ отсутствует, сохранение действия распоряжения Министерства юстиции РФ от 05.08.2011 года №4649-рн «О нежелательности пребывания (проживания) в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы» в отношении Ширханова А.М. нарушает требования справедливости и соразмерности, что приводит к необоснованным и непропорциональным ограничениям гарантированных Конституцией РФ прав и свобод Ширханова А.М. в связи с чем, распоряжение Министерства юстиции РФ от 05.08.2011 года №4649-рн подлежит отмене.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ

Административное исковое заявление Ширханова Алексея Мирзоевича к Министерству юстиции Российской Федерации об оспаривании распоряжения о нежелательности пребывания в Российской Федерации, - удовлетворить.

Отменить распоряжение Министерства юстиции РФ от 05.08.2011 года №4649-рн «О нежелательности пребывания (проживания) в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы» в отношении Ширханова Алексея Мирзоевича.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 03.07.2017 года.

Председательствующий (подпись)

Копия верна.

Председательствующий: Крайнов О.Г.


 

РЕШЕНИЯ СУДОВ ПО ИСКАМ К ОРГАНАМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ:

Решение суда о нежелательности пребывания в Российской Федерации

Лаговский А.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании распоряжения Министерства юстиции РФ №1774-рн от 30.03.2016 года о нежелательности его пребывания (проживания) в Российской Федерации.Свои требования мотивирует те...

Решение суда об оспаривании решений призывных комиссий

Силенков В.А. обратился в суд с административным иском к Призывной комиссии Заводского района г. Кемерово, Призывной комиссии Кемеровской области, Военному комиссариату Кемеровской области об оспаривании решений призывных комиссий. Требования моти...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru