Решение суда о признании лицом, подвергшимся радиационному воздействию вследствие испытаний на Семипалатинском полигоне, и возложении обязанности по выдаче удостоверения единого образца № 2-3301/2017 ~ М-3315/2017

Дело № 2-3301/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    город Омск 15 августа 2017 года

Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Баловой Т.А., при секретаре судебного заседания Баевой В.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Б.О.Л. к Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании лицом, подвергшимся радиационному воздействию вследствие испытаний на Семипалатинском полигоне, и возложении обязанности по выдаче удостоверения единого образца,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с вышеназванным иском, в обоснование требований указав, что родился 14.07.1962 года в пгт. Первомайский Шемонаихинского района Восточно-Казахстанской области Казахской ССР и проживал там до марта 1972 года. С 2002 года проживает в России и является ее гражданином.

В апреле-мае 2017 Б.О.Л. был проведен цитогенетический анализ крови и установлена суммарная (накопленная) эффективная доза облучения более 5 сЗв (бэр).

01.06.2017 истец обратился в Министерство труда и социального развития Омской области о включении его в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и выдаче удостоверения единого образца.

14.06.2017 истец получил уведомление об отказе во включении его в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие испытаний на Семипалатинском полигоне.

Населенный пункт пгт. Первомайский Шемонаихинского района Восточно-Казахстанской области Казахской ССР не входит в перечень населенных пунктов Алтайского края и Республики Казахстан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний, проводимых на Семипалатинском полигоне 29.08.1949, 07.08.1962, утвержденный постановлением Правительства РФ № 162-р от 10.02.1994 и № 356-р от 15.03.1995. Однако, согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлениях № 18-П от 01.12.1997, № 11-П от 19.06.2002, № 960-О-П от 04.12.2007, вопрос о возможности признания гражданина пострадавшим от радиационного воздействия вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне может быть разрешен судом в зависимости от фактических обстоятельств, подтверждающих либо опровергающих получение суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр).

Трудовая деятельность истца, начиная с 1981 года по настоящее время, не была связана с радиационным излучением, в рядах советской армии не служил.

С учетом изложенного, просит признать его подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, с получением суммарной (накопительной) дозы облучения более 5 сЗв (бэр), но не превышающей 25 сЗв (бэр), в период проживания в пгт. Первомайский Шемонаихинского района Восточно-Казахстанской области Казахской ССР с 14.07.1962 по март 1972 года. Обязать Министерство России по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий выдать истцу удостоверение единого образца, подтверждающее его право на получение социальной поддержки (л.д.3-4).

Истец в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске. Полагает, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению, не смотря на то, что населенный пункт, в котором проживал истец не входит в Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, факт наличия у истца суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения подтвержден заключением ФГБНУ «Научно-исследовательский медицинский центр РАН». Оснований для проведения судебной экспертизы не имеется, в связи с чем, заявлять подобное ходатайство не намерен. Просил исковые требования полностью удовлетворить.

Представитель МЧС России А.И.В.., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал, поддержал доводы, изложенные в письменном отзыве (л.д.61-62), указав, что для признания за гражданином права на льготы и компенсации необходимо соблюдение трех условий: проживание в определенный момент (1949-1963 годы); проживание в определенных населенных пунктах; получение суммарной (накопленной) эффективной дозой облучения свыше 5 сЗв (бэр). Место жительства истца не входит в Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. С учетом изложенного, просил в удовлетворении исковых требований полностью отказать.

Представитель МТСР Омской области Н.А.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, представила письменный отзыв (л.д.54-57), в котором указала, что возникновение права у граждан на меры социальной поддержки связывается с двумя условиями: проживанием в определенный период на территории, включенной в перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию, и суммарной (накопленной эффективной дозой облучения свыше 5 сЗв (бэр). Истцом не представлены доказательства, подтверждающие проживание в период с 1949 по 1963 годы в населенном пункте, входящем в Перечень населенных пунктов, утвержденных распоряжением Правительства РФ от 15.03.1995 года № 356-р. Принимая во внимание, что Б.О.Л. проживал в населенном пункте, не включенном в перечень населенных пунктов, заявленные требования истца не обоснованы, отсутствуют основания для отнесения заявителя к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне 29.08.1949 и 07.08.1962, и, соответственно, для предоставления ему мер социальной поддержки, установленных законом. С учетом изложенного, просила в удовлетворении исковых требований полностью отказать.

Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу статьи 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» (далее – Федеральный закон), гражданам, которые проживали в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), а также детям в возрасте до 18 лет первого и второго поколения указанных граждан, страдающим заболеваниями вследствие радиационного воздействия, на одного из родителей гарантируются меры социальной поддержки, установленные настоящим Федеральным законом.

Меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Федеральным законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Порядок отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определяется Правительством Российской Федерации.

Согласно статье 5 названного Федерального закона, гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти выдаются удостоверения единого образца, которые дают право на получение мер социальной поддержки с момента их предъявления. Порядок выдачи этих удостоверений определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В силу пункта 2 Правил отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.11.2004 № 634, отнесение граждан к категории лиц, определенных статьей 1 Федерального закона «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», осуществляется на основании сведений об их проживании или прохождении военной службы в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, включенных в перечни, утверждаемые в установленном порядке, и заключения о полученной суммарной (накопленной) эффективной дозе облучения вследствие указанных ядерных испытаний, форма которого утверждается МЧС России.

Применительно к возмещению вреда лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие деятельности государства, основаниями для выполнения государством конституционной обязанности по возмещению вреда перед конкретным лицом являются факт причинения ему вреда и наличие причинно-следственной связи между наступлением неблагоприятных последствий для его здоровья или имущества и соответствующей чрезвычайной ситуацией. Факт причинения вреда здоровью граждан, которые оказались в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие радиационной катастрофы, обусловливает возникновение конституционно правовых отношений по поводу возмещения вреда между государством, с деятельностью которого в сфере ядерной энергетики было связано причинение вреда, и гражданами.

Определение населенных пунктов, в которых граждане за счет внешнего и внутреннего облучения получили суммарную (накопленную) эффективную дозу более 5 сЗв (бэр), осуществляется на основании расчетов доз облучения граждан (с учетом особенностей радиационного воздействия при проведении конкретных ядерных испытаний) в соответствии с методикой оценки доз облучения, утвержденной в установленном порядке.

Расчет суммарных (накопленных) эффективных доз облучения граждан, проживавших или проходивших военную службу в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, включенных в перечни, утверждаемые в установленном порядке, осуществляется в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Организация, осуществляющая такой расчет и выдачу заключений о полученной суммарной (накопленной) эффективной дозе облучения вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определяется МЧС России в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (п. 3 Правил).

Согласно сообщению Заместителя Министра МЧС России от 16.05.2017 № 43-3033-14 в соответствии с п. 3 Правил отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденных постановлением правительства РФ от 15.11.2004 № 634 МЧС России проведены конкурсные процедуры по определению организации, осуществляющей расчет и выдачу заключений о полученной суммарной (накопленной) эффективной дозе облучения вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. По результатам проведения конкурса указанные функции в 2017 году возложены на краевое государственное бюджетное учреждение «Научно-исследовательский институт региональных медико-экологических проблем» (пр. Строителей, д. 29а, г. Барнаул, 6546031) (л.д.60).

Для отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, им необходимо представить по месту жительства в орган, уполномоченный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, документы, перечень которых и порядок их прохождения определяются в соответствии с правилами оформления и выдачи удостоверения единого образца указанным гражданам.

Подтверждением отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, являются удостоверения единого образца, выдаваемые Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (пункты 4 - 5 Правил).

Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, предусмотрен в распоряжении Правительства Российской Федерации от 15.03.1995 № 356-р (в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 08.02.2002 № 156-р).

В указанном Перечне населенные пункты дифференцировались в зависимости от полученной населением суммарной (накопительной) эффективной дозы облучения вследствие проведения ядерных испытаний 29.08.1949 и 07.08.1962 года.

Из содержания правовых норм, подлежащих применению к спорным отношениям, следует, что обязательными условиями для признания за гражданином права на получение удостоверения единого образца как лицу, подвергшемуся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и в связи с этим предоставление мер социальной поддержки являются: проживание в 1949 - 1963 годах в определенных населенных пунктах и получение гражданами суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр), подтвержденной заключением краевого государственного бюджетного учреждения «Научно-исследовательский институт региональных медико-экологических проблем» г. Барнаула.

Обращаясь в суд с исковым заявлением, Б.О.Л., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ссылался на то обстоятельство, что родился в пгт. Первомайский Шемонаихинского района Восточно-Казахстанской области Казахской ССР и проживал там по март 1972 года.

В обоснование фактов проживания и получения соответствующей дозы облучения истец ссылается на следующие, выданные ему в республике Казахстан, документы: справку, о том, что Б.О.Л. проживал на территории Восточно-Казахстанской области Шемонаихинского района (зона повышенного радиационного риска) в период с 14.07.1962 по март 1972 год (л.д.5), свидетельство о рождении (л.д.5).

Также в материалы дела истец представил копии трудовых книжек своих родителей (л.д.6-9, 10-14), из которых следует, что они осуществляли трудовую деятельность в пгт. Первомайский Шемонаихинского района Восточно-Казахстанской области Казахской ССР, а Б.О.Л., будучи несовершеннолетним, проживал вместе с родителями.

В то же время населенный пункт, на проживание в котором указывает, обращаясь в суд истец, не входит в утвержденный Правительством Российской Федерации Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (распоряжение Правительства Российской Федерации от 15.03.1995 № 356-р в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 08.02.2002 № 156-р).

Выданная Б.О.Л. справка о том, что он проживал на территории Восточно-Казахстанской области Шемонаихинского района, которая является зоной повышенного радиационного риска, не свидетельствует о наличии у него права на получение соответствующих льгот на территории Российской Федерации, поскольку предоставление в Российской Федерации на основании указанной справки мер социальной поддержки возможно только в соответствии с международными договорами.

В соответствии со ст. 13 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.1993, ратифицированной Российской Федерацией и Республикой Казахстан, официальные документы одной из указанных сторон рассматриваются на территории другой страны как официальные документы, пользующиеся доказательной силой.

В п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.10.2003 № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» разъяснено, что при рассмотрении судом гражданских, уголовных или административных дел непосредственно применяется такой международный договор Российской Федерации, который вступил в силу и стал обязательным для Российской Федерации и положения которого не требуют издания внутригосударственных актов для применения и способны порождать права и обязанности для субъектов национального права.

Однако, международных договоров между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о взаимном признании национального законодательства, регулирующего вопросы социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, не имеется, следовательно, нет законных оснований для применения при рассмотрении данного дела норм права иностранного государства - Республики Казахстан на территории Российской Федерации.

В обоснование своих требований истец также ссылается на то, что в период с 1981 года по настоящее время его трудовая деятельность не была связана с радиационным облучением, а также он не служил в рядах вооруженных сил, в подтверждение этому, в материалы дела представлены копии трудовой книжки и военного билета истца (л.д.17-24, 25-38), в связи с чем, не мог получить дозу облучения, кроме как в период проживания в пгт. Первомайский Шемонаихинского района Восточно-Казахстанской области Казахской ССР.

Из представленного в материалы дела экспертного заключения ФГБНУ «Научно-исследовательский медицинский центр РАН» «Научно-исследовательский институт медицинской генетики» от 10.05.2017 (л.д.41-49) следует, что значение эквивалентной дозы радиации для Б.О.Л. составила 6,28 – 15,87 сЗв, что свидетельствует о полученной им дозе облучения в пределах рассчитанных значений. Минимально возможная доза облучения составляет 6,28 сЗв; максимальная возможная доза полученного облучения, согласно данному результату, составляет 15,87 сЗв. Результаты обследования показали, что у Б.О.Л. норма превышена в 2 раза (обнаружена 1 дицентрическая хромосома на 500 исследованных метафазных пластинок), что является подтверждением влияния радиации на организм обследуемого. Маркеры химического мутагенеза, так же обнаруженные у Б.О.Л., в расчет эквивалентной дозы не включались.

Ссылаясь на указанное выше экспертное заключение, истец обратился в Министерство труда и социального развития Омской области с заявлением о включении его в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, а также о выдаче удостоверения единого образца гражданам, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

Комиссией Министерства труда и социального развития Омской области было вынесено решение об отказе во включении в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на семипалатинском полигоне, в связи с несоответствием представленного документа требованиям, предусмотренным пунктами 2, 3 Порядка выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.09.2009 № 540, подтверждающих факт проживания в 1949 – 1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (л.д.39-40).

От проведения судебной экспертизы истец отказался. Вместе с тем, представленное истцом заключение ФГБНУ «Научно-исследовательский медицинский центр РАН» «Научно-исследовательский институт медицинской генетики» от 10.05.2017 не может быть положено в основу решения суда, поскольку вынесение официальных заключений относительно определения суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в ином порядке, кроме как установленном Методическими указаниями, не допускается.

Кроме того, в указанном выше заключении отсутствуют выводы относительно причинно-следственной связи между заявленной суммарной дозой радиации и фактом проживания истца в пгт. Первомайский Шемонаихинского района Восточно-Казахстанской области Казахской ССР, не указано, в результате чего истцом получена накопленная доза облучения, а само по себе наличие изменений в организме истца, связанных с радиационным облучением, не может являться достаточным основанием для признания гражданина пострадавшим именно от ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

Таким образом, с учетом того, что населенный пункт, в котором проживал истец, в Перечне населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, отсутствует, а также не имеется заключения КГБУ «Научно-исследовательский институт региональных медико-экологических проблем» о наличии у истца суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр), обязательные условия для отнесения Б.О.Л. к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, не соблюдены.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения заявленных истцом требований по изложенным в иске основаниям не имеется. Доводы иска основаны на ошибочном толковании и понимании изложенных выше норм закона.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

В удовлетворении исковых требований Б.О.Л. к Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании лицом, подвергшимся радиационному воздействию вследствие испытаний на Семипалатинском полигоне, и возложении обязанности по выдаче удостоверения единого образца, отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суда посредством подачи апелляционной жалобы в Центральный районный суд города Омска в течение месяца с даты принятия решения суда в окончательной форме.

    Судья Т.А. Балова

Решение в окончательной форме принято 21.08.2017


 

Решения судов:

Решение суда о признании решения незаконным, обязании присвоить звание

Истец Походяева О.В. обратилась в суд с иском к ответчику Департаменту социальной защиты населения Кемеровской области о признании решения незаконным, обязании присвоить звание. Свои требования мотивировала тем, что осуществляет свою трудовую деят...

Решение суда о присвоении звания «Ветеран труда»,

Истец обратился в суд с иском к Департаменту труда и социального развития Приморского края о присвоении звания «Ветеран труда», указав, что он подал документы для получения удостоверения «Ветеран труда». 28.04.2017 года отдел территориального упра...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru