Решение суда о возложении обязанности устранить нарушения № 2а-4880/2017 ~ М-4875/2017

Дело № 2а-4880/17

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 августа 2017 года

Приволжский районный суд г. Казани в составе

председательствующего судьи Миннегалиевой Р.М.,

при секретаре Яруллиной М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Приволжского района г. Казани в интересах неопределенного круга лиц к ИК МО г. Казани, МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани» о возложении обязанности устранить нарушения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Приволжского района г. Казани в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к ИК МО г. Казани, МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани» о возложении обязанности на автомобильной дороге по ул. Ю. Фучика г. Казани вблизи дома № 83 в зоне притяжения МБОУ «Татаро-английская гимназия № 16» Приволжского района г. Казани установить знак «Пешеходный переход» 5.19.1. 5.19.2 в количестве 4 штук, а также горизонтальную дорожную разметку 1.14.1 «Зебра»; установить искусственную неровность и дорожный знак 5.20 «Искусственная неровность», дорожные знаки 1.23 – «Дети», табличку 8.21 «Жилая зона», подходы с твердым покрытием «Пешеходный переход».

В обоснование требований указано, что прокуратурой Приволжского района г. Казани на основании обращения ФИО3 совместно с государственным инспектором отделения дорожного надзора ОГИБДД УМВД России по г. Казани проведена выездная проверка. В ходе данной проверки установлено, что на автомобильной дороге по ул. Ю. Фучика г. Казани вблизи дома № 83 в зоне притяжения МБОУ «Татаро-английская гимназия № 16» Приволжского района г. Казани отсутствует знак «Пешеходный переход» 5.19.1. 5.19.2 в количестве 4 штук, горизонтальная дорожная разметка 1.14.1 «Зебра». Также отсутствуют искусственная неровность и дорожный знак 5.20 «Искусственная неровность», дорожные знаки 1.23 – «Дети», табличка 8.21 «Жилая зона», подходы с твердым покрытием «Пешеходный переход». Необходимость установки вышеуказанных дорожных знаков подтверждается актом обследования, представлением прокуратуры Приволжского района г. Казани в адрес главы МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани». Ненадлежащее исполнение административными ответчиками обязанностей по содержанию автомобильной дороги нарушает права неопределенного круга лиц.

Представитель административного истца – прокурора Приволжского района г. Казани в судебном заседании заявленные требования поддержала.

Представитель административного ответчика – ИК МО г. Казани в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещен (л.д. 19).

Представитель административного ответчика – МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани» в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещен (л.д. 20).

Выслушав пояснения представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

    В силу ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

    В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Согласно ч. 9 ст. 6 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации» к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Согласно п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации» дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.

В силу п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 17 Закона РТ от 28 июля 2004 года № 45-ЗРТ «О местном самоуправлении в Республике Татарстан» к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 8 Устава Муниципального образования г. Казани к вопросам местного значения города Казани относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Казани и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города Казани, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 4.1.1 Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11 октября 1993 года № 221, автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками, изготовленными по ГОСТ 10807 и размещенными по ГОСТ 23457 в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией.

В соответствии с п. 5.1.2, п. 5.1.6 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденного приказом Ростехрегулирования от 15 декабря 2004 года № 120-ст, знаки, устанавливаемые на дороге, должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 52290 и в процессе эксплуатации отвечать требованиям ГОСТ Р 50597.На дорогах с двухсторонним движением с двумя и более полосами для движения в данном направлении, а также на дорогах с односторонним движением с тремя и более полосами знак 5.19.1 дублируют над проезжей частью.

В соответствии с п. 5.2.25 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 52289-2004, знак 1.23 "Дети" устанавливают перед участками дорог, проходящими вдоль территорий детских учреждений или часто пересекаемыми детьми независимо от наличия пешеходных переходов.

    Согласно п. 5.6.24 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 52289-2004, знаки 5.19.1 и 5.19.2 "Пешеходный переход" применяют для обозначения мест, выделенных для перехода пешеходов через дорогу.

Знак 5.19.1 устанавливают справа от дороги, знак 5.19.2 - слева. На дорогах с разделительной полосой (полосами) знаки 5.19.1 и 5.19.2 устанавливают на разделительной полосе соответственно справа или слева от каждой проезжей части.

Знак 5.19.1 устанавливают на ближней границе перехода относительно приближающихся транспортных средств, знак 5.19.2 - на дальней. Ширину неразмеченного пешеходного перехода, заключенного между знаками, определяют по 6.2.17.

Знаки на размеченном пешеходном переходе устанавливают на расстоянии не более 1 м от границы перехода.

Знак 5.19.2 допускается размещать на оборотной стороне знака 5.19.1.

На перекрестках на размеченных пешеходных переходах при условии, что ближняя к центру перекрестка граница перехода совпадает с краем проезжей части, знаки допускается устанавливать только на дальней границе перехода.

Пунктом 5.6.25 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 52289-2004 предусмотрено, что знак 5.20 "Искусственная неровность" применяют для обозначения границ искусственной неровности.

Знак устанавливают на ближней границе искусственной неровности или разметки 1.25 относительно приближающихся транспортных средств.

В соответствии с п. 5.6.26 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 52289-2004 знак 5.21 "Жилая зона" применяют для обозначения территории (зоны), в пределах которой действуют требования Правил дорожного движения, устанавливающие порядок движения в жилых зонах.

Знак устанавливают на всех въездах в жилую зону.

В соответствии с п. 6.2.17 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 52289-2004 разметку 1.14.1 и 1.14.2 применяют для обозначения мест, выделенных для пересечения проезжей части пешеходами.

Ширину размечаемого пешеходного перехода определяют по интенсивности пешеходного движения из расчета 1 м на каждые 500 пеш./ч, но не менее 4 м.

Разметку 1.14.1 применяют на пешеходных переходах, ширина которых не превышает 6 м. При ширине пешеходного перехода более 6 м применяют разметку 1.14.2.

Линии разметки 1.14.1 и 1.14.2 наносят параллельно оси проезжей части.

Между линиями разметки 1.14.1 и 1.14.2 допускается окрашивать покрытие проезжей части краской для дорожной разметки желтого цвета или устраивать желтое покрытие противоскольжения.

В силу п. 4.5.1.1 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования элементы обустройства. Общие требования» тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты. На дорогах I - III категорий по ГОСТ Р 52398 тротуары обязательны на всех участках, проходящих через населенные пункты, независимо от интенсивности движения пешеходов, а также на подходах к населенным пунктам от зон отдыха при интенсивности движения пешеходов, превышающей 200 чел./сут.

В соответствии с п. 4.5.2.4 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 52766-2007 пешеходный переход должен быть оборудован дорожными знаками, разметкой, стационарным наружным освещением (с питанием от распределительных сетей или автономных источников).

На дорогах с шириной проезжей части 15 м и более наземные пешеходные переходы должны быть оборудованы островками безопасности по 4.2.5.

Из материалов дела следует, что 20 июня 2017 года в связи с обращением ФИО3 старшим помощником прокурора Приволжского района г. Казани ФИО4, помощником прокурора Приволжского района г. Казани ФИО5, совместно с инспектором дорожного надзора ОГИБДД УМВД России по г. Казани ФИО6 проведено обследование автомобильной дороги по улице Ю. Фучика, дом № 83 на предмет соответствия СНиП 2.05.02-85, ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы» и иным нормативным правовым актам.

Согласно акту проверки исполнения законодательства о безопасности дорожного движения от 20 июня 2017 года, в ходе проведенной проверки установлено, что на автомобильной дороге по улице Ю. Фучика вблизи дома № 83 около гимназии № 16 отсутствует дорожный знак «Пешеходный переход» 5.19.1, 5.19.2 в количестве 4 штук. Также отсутствует горизонтальная дорожная разметка 1.14.1 «Зебра» и подход с твердым покрытием «Пешеходный переход», искусственная неровность, дорожный знак 5.20 «Искусственная неровность», дорожный знак 1.23 «Дети», табличка 8.21 «Жилая зона». Данные обстоятельства подтверждаются фотографиями.

Доказательств обратного административными ответчиками суду не представлено.

Более того, прокурором Приволжского района г. Казани в адрес главы МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани» вынесено представление, в котором указано на необходимость принятия мер по устранению выявленных в ходе вышеуказанной проверки нарушений.

Согласно ответу главы Администрации Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани № 875/17 от 11 июля 2017 года на данное представление, бюджетом г. Казани на 2017 год, сформированным по методике Министерства финансов Республики Татарстан, расходы капитального характера, в том числе на установку дорожных знаков, ограждений безопасности и искусственных неровностей, строительство тротуаров и пешеходных дорожек, не предусмотрены. Установка указанных в представлении дорожных знаков запланирована в следующем году в рамках реализации республиканской целевой подпрограммы «Повышение безопасности дорожного движения в Республике Татарстан на 2014-2020 годы». Вопрос устранения остальных замечаний будет рассмотрен в рамках различных республиканских программ по благоустройству в текущем году либо в последующие годы.

Таким образом, ненадлежащее состояние автомобильной дороги, ненадлежащее исполнение возложенных законом обязанностей должностными лицами по содержанию автомобильной дороги, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц.

Поскольку обязанность по содержанию автомобильных дорог местного значения действующим законодательством возложена на орган местного самоуправления, суд считает, что в данном случае надлежащим ответчиком по делу является ИК МО г. Казани – исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, который наделен полномочиями по решению вопросов местного значения. Создание ИК МО г. Казани территориальных и отраслевых (функциональных) органов не освобождает его от обязанностей, установленных действующим законодательством.

В соответствии с ч. 2 ст. 7 Устава Муниципального образования г. Казани Управление районами города Казани осуществляется руководителями территориальных органов Исполнительного комитета, назначаемыми Руководителем Исполнительного комитета.

Финансовое обеспечение деятельности территориальных органов Исполнительного комитета осуществляется по сметам доходов и расходов, являющимся составной частью бюджета города Казани.

В соответствии с п. 1.2 Положения о МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани», утвержденным решением Казанской городской Думы от 6 декабря 2010 года № 6-2, Администрация является территориальным органом Исполнительного комитета муниципального образования города Казани (далее - Исполнительный комитет города Казани), обладает статусом юридического лица с момента ее государственной регистрации в установленном законодательством о регистрации юридических лиц порядке.

Согласно п. 5.1 Положения, Администрация использует имущество и денежные средства, выделенные ей по бюджетной смете, для достижения целей, определенных настоящим Положением.

В силу вышеприведенных норм МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИКМО г. Казани» выступает лишь муниципальным заказчиком по контрактам, заключаемым на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд в целях решения вопросов местного значения. МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИКМО г. Казани» использует имущество и денежные средства, выделенные по бюджетной смете, для достижения целей, определенных Положением.

Обязанность по содержанию дорог местного значения возложена на орган местного самоуправления действующим законодательством и не может быть переложена на третьих лиц по заключаемым с ними договорам.

С учетом изложенного выше, суд усматривает бездействие со стороны ИК МО г. Казани, выразившееся в не установлении дорожных знаков, разметки, пешеходного ограничения безопасности и искусственной неровности, и приходит к выводу о том, что требования прокурора Приволжского района г. Казани к ИК МО г. Казани являются обоснованными и подлежат удовлетворению, а требования к МКУ «Администрации Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани» подлежат отклонению.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ

    Административное исковое заявление удовлетворить частично.

Обязать ИК МО г. Казани на автомобильной дороге по ул. Ю. Фучика г. Казани вблизи дома № 83 в зоне притяжения МБОУ «Татаро-английская гимназия № 16» Приволжского района г. Казани установить знак «Пешеходный переход» 5.19.1. 5.19.2 в количестве 4 штук, а также горизонтальную дорожную разметку 1.14.1 «Зебра»; установить искусственную неровность и дорожный знак 5.20 «Искусственная неровность», дорожные знаки 1.23 – «Дети», табличку 8.21 «Жилая зона», подходы с твердым покрытием «Пешеходный переход».

В удовлетворении требований прокурора Приволжского района г. Казани в интересах неопределенного круга лиц к МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани» о возложении обязанности устранить нарушения отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Татарстан в течение месяца через Приволжский районный суд г. Казани.

Судья Приволжского

районного суда г. Казани Миннегалиева Р.М.


 

РЕШЕНИЯ СУДОВ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ:

Решение суда о рождении

Клевцов О.Н., Яблокова К.В. обратились в суд с административным иском к Управлению ЗАГС Исполнительного комитета г. Казани, Отделу Управления ЗАГС Исполкома муниципального образования г. Казани по Приволжскому району РТ о признании незаконным отка...

Решение суда о признании права собственности на гараж

Гимадиева А.Г. (далее по тексту – истец) обратилась в суд с иском к Гаражно-строительному кооперативу «Автолюбитель-2», Муниципальному казенному учреждению «Администрация Вахитовского и ов Исполнительного комитета муниципального образования г.Каза...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru