Решение суда о взыскании ущерба, причиненного вследствие нарушения лесного законодательства № 2-2155/2017 ~ М-1925/2017

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 июля 2017 года                              г. Иркутск

Куйбышевский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Минченок Е.Ф., при секретаре Бучневой А.О., с участием представителя истца помощника прокурора Иркутского района Комаровой А.А., представителя третьего лица Министерства лесного комплекса Иркутской области Подрезовой Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2155/2017 по иску прокурора Иркутского района к Амиршадяну И.С. о взыскании ущерба, причиненного вследствие нарушения лесного законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Истец прокурор Иркутского района, действуя в защиту интересов Российской Федерации, обратился в суд с исковым заявлением к Амиршадяну И.С.

В обоснование заявленных требований истец указал, что приговором Иркутского районного суда Иркутской области от <дата> гражданин Амиршадян И.С. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 3 статьи 260 УК РФ, ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 3 года условно с испытательным сроком 4 года. Приговор суда вступил в законную силу <дата>.

Из указанного приговора следует, что Амиршадян И.С. умышленно, из корыстных побуждений совершил незаконную рубку деревьев породы сосна, тем самым причинил лесному фонду РФ особо крупный ущерб на общую сумму 2 168 695 рублей. Из указанной суммы Амиршадян И.С. уплатил в бюджет Иркутского районного муниципального образования 49 000 рублей. До настоящего времени вред государству в размере 2 119 695 рублей Амиршадяном И.С. не возмещен. Тем самым, ответчик своими незаконными действиями, выразившимися в осуществлении рубки лесных насаждений (деревьев) без предоставления ему лесных участков в пользование для заготовки древесины или без заключения с ним договора купли-продажи лесных насаждений, нарушил: интересы Российской Федерации как собственника лесных участков пользоваться, владеть и распоряжаться лесными участками и лесными насаждениями; интересы Российской Федерации, поскольку в результате незаконной рубки ответчиком лесных насаждений в федеральный бюджет не поступили денежные средства от использования лесов.

Кроме того, в связи с тем, что в силу пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» леса являются объектом охраны окружающей среды (в частности, от уничтожения), а ответчиком лесные насаждения были незаконно срублены, то есть уничтожены, указанными действиями ответчика нарушены права и законные интересы неопределенного круга лиц (граждан), осуществляющих свою жизнедеятельность на прилегающей к месту незаконной рубки территории, на защиту окружающей среды от негативного воздействия. Также, поскольку до настоящего времени ущерб, причиненный ответчиком лесам, не возмещен, нарушены права и законные интересы неопределенного круга лиц (граждан) на возмещение вреда окружающей среде (ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды).

В связи с изложенным, истец просит суд взыскать с Амиршадяна И.С. в бюджет Иркутского районного муниципального образования ущерб, причиненный лесам вследствие совершенной им незаконной рубки деревьев в размере 2 119 695 рублей.

В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Иркутского района Комарова А.А. заявленные требования поддержала, просила суд об их удовлетворении по основаниям, указанным в исковом заявлении.

Ответчик Амиршадян И.С. в судебное заседание не явился о времени и месте рассмотрении дела извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания, возражений по существу заявленных исковых требований, сведений об уважительности причин своей неявки суду не представил.

Представитель третьего лица Министерства лесного комплекса Иркутской области Подрезова Т.А., действующая на основании доверенности <номер> от <дата>, в судебном заседании полагала заявленные требования законными и подлежащими удовлетворению.

Суд в соответствии со статьей 233 ГПК РФ, с учетом мнения представителя истца полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося ответчика, в порядке заочного производства.

Выслушав пояснения представителей истца и третьего лица, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.

Согласно части 4 статьи 61 ГПК РФ вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесен приговор суда, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.

Судом установлено, что приговором Иркутского районного суда Иркутской области от <дата> Амиршадян И.С. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 3 статьи 260 УК РФ. Указанный приговор суда вступил в законную силу <дата>.

Из указанного приговора следует, что <дата> Амиршадян И.С., имея умысел на совершение незаконной рубки лесных насаждений породы сосна, находясь в лесном массиве квартал <номер> выдел <номер> Ушаковского участкового лесничества «Худяковская дача» территориального отдела Агентства лесного хозяйства Иркутской области по Ангарскому лесничеству Иркутского района, совершил незаконную рубку лесных насаждений в особо крупном размере, спилив около 30 деревьев.

Заявленный в ходе предварительного следствия гражданский иск на возмещение материального ущерба, причиненного преступлением, в размере 2 168 695 рублей судом при постановлении приговора разрешен не был, вопрос был передан для рассмотрения в порядке гражданского судопроизводства.

Учитывая, что ущерб причинен лесному фонду Российской Федерации, в соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурору предоставлено право обращаться в суд с заявлением в защиту прав, свобод, и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Согласно статье 124 ГК РФ Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. К субъектам гражданского права, указанным в пункте 1 настоящей статьи, применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.

Согласно части 1 статьи 1064 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

В соответствии со статьей 77 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, в том числе на проект которой имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, подлежит возмещению заказчиком и (или) юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Согласно абзаца 2 части 1 статьи 78 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

В соответствии с требованиями статьи 99 Лесного кодекса РФ лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 100 Лесного кодекса РФ, возмещение вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства (далее - возмещение вреда), осуществляется добровольно или в судебном порядке. Размер возмещения имущественного вреда, причиненного лесным участкам и имущественным правам, возникающим при использовании лесов, определяется на основе оценки лесов, осуществляемой в соответствии со статьей 95 настоящего Кодекса. Размер возмещения вреда, причиненного лесам как экологической системе, определяется исходя из присущих лесам природных свойств (уникальности, способности к возобновлению, местоположения и других свойств) в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Особенности возмещения вреда, включая таксы и методики определения размера возмещения такого вреда, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Из анализа приведенных норм суд приходит к выводу о том, что вред, причиненный окружающей среде субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде и только при их отсутствии - исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды.

Таксы и методика определения размера вреда, причиненного нарушениями лесного законодательства, установлены Постановлением Правительства РФ от 08.05.2007 N 273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства».

Следовательно, возмещение вреда, причиненного лесонарушениями, по утвержденным в установленном порядке таксам и методикам является повышенной имущественной ответственностью, предусмотренной гражданским законодательством, которая устанавливается с учетом не только материального, но и экологического вреда, причиненного природной среде.

Факт виновного причинения Амиршадяном И.С. вреда лесному фонду РФ установлен исследованным в судебном заседании вступившим в законную силу приговором Иркутского районного суда Иркутской области от <дата>.

В силу статьи 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Размер причиненного ответчиком ущерба указан истцом исходя из расчета, произведенного специалистом территориального отдела Агентства лесного хозяйства Иркутской области по Ангарскому лесничеству Иркутского района, который в свою очередь основан на таксах и методике, утвержденных Постановлением Правительства РВ от 08.05.2007 №273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства», и составляет 2 168 695 рублей.

Расчет ущерба, подлежащего взысканию с ответчика, произведен с учетом объема вырубки, который установлен приговором, в связи с чем, не нуждается в дополнительном доказывании при разрешении настоящего спора и соответственно принимается судом как верный. Доказательств обратного суду не представлено. Достоверных и допустимых доказательств, опровергающих расчет ущерба, ответчик суду также не представил.

Установлено, что ответчиком Амиршадяном И.С. причиненный им лесному фонду ущерб до настоящего времени не возмещен в размере 2 119 695 рублей, что подтверждается сведениями, полученными от истца и письмом Администрации Иркутского муниципального образования от <дата> <номер>.

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что заявленные прокурором Иркутского района исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Исходя из положений пункта 4 части 1 статьи 46 БК РФ суммы денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства Российской Федерации подлежат зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в следующем порядке: за нарушение лесного законодательства, установленное на лесных участках, находящихся в федеральной собственности, в собственности субъектов Российской Федерации, в муниципальной собственности, - соответственно в федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации, местный бюджет по нормативу 100 процентов.

В соответствии с частью 1 статьи 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В связи с чем, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина пропорционально размеру удовлетворенных требований в размере 18798,48 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-235 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Исковые требования прокурора Иркутского района к Амиршадяну И.С. удовлетворить.

Взыскать с Амиршадяна И.С. в бюджет Иркутского районного муниципального образования ущерб, причиненный лесам вследствие совершенной им незаконной рубки деревьев в размере 2 119 695 рублей.

Взыскать с Амиршадян И.С. в бюджет города Иркутска государственную пошлину в размере 18798,48 рублей.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Куйбышевский районный суд г. Иркутска в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья Минченок Е.Ф.


 

РЕШЕНИЯ СУДОВ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ:

Решение суда о признании задолженности, подлежащей списанию

в обоснование исковых требований административный истец указала, что согласно справке о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей по состоянию на за ней числится задолженность по...

Решение суда о взыскании неправомерно удерживаемых денежных средств, неустойки, процентов за неправомерное пользование денежными средствами, компенсации морального вреда, штрафа, расходов на оплату услуг представителя, расходов на оплату доверенности

В суд обратилась Батенева Е.А. с иском к Тугарину В.Л., указав в обоснование иска следующее.Между ООО «Жуковские» в лице Тугарина В.Л. (Исполнителем) и истцом был заключён Договор на изготовление (корпусной мебели, торгового оборудования) № б/н от...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru