Решение суда о признании незаконными действий начальника Отдела военного комиссариата Хабаровского края по Центральному и Железнодорожному районам г. Хабаровска № 2а-2261/2017 ~ М-2353/2017

№а-2261/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 августа 2017 г. г. Хабаровск

Железнодорожный районный суд города Хабаровска в составе

председательствующего судьи Руденко А.В.

при секретаре Киртьяновой А.С.

с участием административного истца Бутеева М.С., его представителя Казанцева А.Г.

представителя административного ответчика Семенюк С.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Бутеева Максима Сергеевича о признании незаконными действий начальника Отдела военного комиссариата Хабаровского края по Центральному и Железнодорожному районам г. Хабаровска,

УСТАНОВИЛ:

Бутеев М.С. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными действий начальника Отдела военного комиссариата Хабаровского края по Центральному и Железнодорожному районам г. Хабаровска в обоснование которого указал, что ДД.ММ.ГГГГ Отделом военного комиссариата Хабаровского края по Центральному и Железнодорожному районам г. Хабаровска ему была выдана Справка взамен военного билета АХ №, которая согласно приказу Министра обороны России от ДД.ММ.ГГГГ №, оформляется и выдается гражданам, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии.

Полагает выдачу ему вместо военного билета указанной Справки незаконным по следующим основаниям.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ административный истец, ДД.ММ.ГГГГ г.р., обучался в ФГКОУ «Дальневосточный юридический институт МВД России», на период обучения Бутееву М.С. предоставлялась отсрочка от призыва на военную службу.

Как указывает административный истец, по достижении им возраста 27 лет, в январе 2015 года, он прибыл в Отдел военного комиссариата по Центральному и Железнодорожному районам г. Хабаровска для прохождения медицинской комиссии и получения военного билета.

В выдаче военного билета Бутееву М.С. было отказано на основании решения призывной комиссии, которым он признан не прошедшим военную службу по призыву не имея на то законных оснований.

Считает такое решение незаконным, от призыва на военную службу административный истец не уклонялся, никаких повесток он не получал как по месту своего жительства, так и по месту работы.

Просит суд признать незаконными действия начальника Отдела военного комиссариата по Центральному и Железнодорожному районам г. Хабаровска по выдаче ему справки взамен военного билета, возложить на Отдел военного комиссариата обязанность выдать военный билет.

В судебном заседании Бутеев М.С., его представитель Казанцев А.Г. требования поддержали в полном объеме по изложенным в административном исковом заявлении основаниям, суду пояснили, что административным ответчиком не доказан факт осуществления призывных мероприятий в отношений Бутеева М.С., просили суд удовлетворить административный иск.

Представитель Отдела военного комиссариата по Центральному и Железнодорожному району г. Хабаровска, призывной комиссии городского округа «Город Хабаровск, Железнодорожный и Центральный районы» Семенюк С.А. требования административного иска не признала в полном объеме, представила письменные возражения и материалы личного дела призывника Бутеева М.С., суду пояснила, что административный истец после увольнения из органов внутренних дел в Отдел военного комиссариата не являлся, о перемене мест жительства и работы не сообщал, по достижении возраста 27 лет решением призывной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ Бутеев М.С, зачислен в запас, с заявлением о выдаче военного билета обратился только ДД.ММ.ГГГГ. Отделом военного комиссариата предпринимались неоднократные попытки вручить повестку Бутееву М.С. по месту жительства, вместе с тем в указанной квартире проживали лица, арендующие квартиру, повестки Бутееву М.С. вручены не были. Просит суд отказать в удовлетворении административного иска.

Представитель заинтересованного лица – Военного комиссариата Хабаровского края, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не прибыл, ходатайств о рассмотрении дела в свое отсутствие не заявлено, доказательств уважительности неявки не представлено.

На основании ст. 150 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей заинтересованных лиц.

Заслушав стороны, изучив материалы дела, оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся доказательств, суд приходит к следующим выводам.

Понятие воинской обязанности определено в ст. 1 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» согласно которой воинская обязанность граждан Российской Федерации (далее - граждане) предусматривает: воинский учет; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений ст. 227 КАС РФ для признания незаконными постановлений должностных лиц, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых постановлений должностных лиц, их действий (бездействия) нормативным правовым актам – на соответствующих должностных лиц, чьи действия оспариваются либо принявших оспариваемые постановления (решения).

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (далее - Закон о воинской обязанности и военной службе) в целях обеспечения воинского учета граждане обязаны: состоять на воинском учете по месту жительства (граждане, прибывшие на место пребывания на срок более трех месяцев или проходящие альтернативную гражданскую службу, - по месту их пребывания) в военном комиссариате; явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место либо по вызову соответствующего органа местного самоуправления поселения или соответствующего органа местного самоуправления городского округа, осуществляющего первичный воинский учет; сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания; явиться в двухнедельный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, место пребывания на срок более трех месяцев либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию.

Согласно статье 22 Закона о воинской обязанности и военной службе призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.

В соответствии с пунктом 17 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года № 663, при наличии оснований, предусмотренных Законом о воинской обязанности и военной службе и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу. Такое решение выносится на основании документов, представленных призывником в призывную комиссию, один раз при первоначальном рассмотрении данного вопроса.

В соответствии со статьями 23 и 24 Закона о воинской обязанности и военной службе, конкретизирующими положения пункта 2 его статьи 22, от исполнения воинской обязанности освобождаются граждане, признанные не годными к военной службе по состоянию здоровья; от призыва на военную службу освобождаются граждане, признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходящие или прошедшие военную службу в Российской Федерации, проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу, прошедшие военную службу в другом государстве в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации; на освобождение от призыва на военную службу имеют право граждане, имеющие предусмотренную государственной системой научной аттестации ученую степень, являющиеся сыновьями (родными братьями) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, а также граждан, проходивших военные сборы, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военных сборов, и граждан, умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военной службы по призыву, после увольнения с военной службы либо после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов; не подлежат призыву на военную службу граждане, отбывающие наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы, имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления, граждане, в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд, а также граждане, имеющие право на отсрочку от призыва на военную службу в связи с семейными обстоятельствами, получением образования и по иным перечисленным в статье 24 основаниям.

Таким образом, Закон о воинской обязанности и военной службе определяет категории граждан Российской Федерации, которые освобождаются - на определенный срок или без указания срока - от исполнения своей конституционной обязанности по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву.

Пунктом 1 статьи 1 Закона о воинской обязанности и военной службе определено, что воинская обязанность граждан Российской Федерации (далее - граждане) предусматривает, воинский учет, обязательную подготовку к военной службе, призыв на военную службу, прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

В соответствии с пунктом 1.1 статьи 28 Закона о воинской обязанности и военной службе при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663.

Пунктом 34 названного Положения установлено, что при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Закона о воинской обязанности и военной службе, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.

Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.

При этом, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30 октября 2014 года № 26-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву» в связи с запросом Парламента Чеченской Республики», - вынося заключение о признании гражданина не прошедшим без законных на то оснований военную службу по призыву, призывная комиссия не связана необходимостью оценки фактических обстоятельств, вследствие которых данный гражданин не прошел военную службу, установления фактов наличия или отсутствия объективных условий или уважительных причин для неисполнения им своей конституционной обязанности по защите Отечества, а также фактов привлечения его к административной или уголовной ответственности за совершение действий (бездействие), связанных с виновным неисполнением обязанностей по воинскому учету или уклонением от призыва на военную службу. Вместе с тем - поскольку не исключаются ситуации, при которых гражданин не прошел военную службу по призыву по не зависящим от него причинам, обусловленным какими-либо объективными обстоятельствами (например, если на территории, где проживал гражданин призывного возраста, не проводились мероприятия, связанные с призывом на военную службу), - предполагается, что члены призывной комиссии, действующие в порядке, предусмотренном разделом III Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, беспристрастно и всесторонне изучают имеющиеся у них документы и выносят свое заключение на основе коллегиальности и в равной мере принимая во внимание все обстоятельства, вследствие которых гражданин не исполнил свою конституционную обязанность по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву.

В соответствии с Приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 июля 2014 года N 495 «Об утверждении Инструкции по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан Российской Федерации и порядка проведения смотров-конкурсов на лучшую организацию осуществления воинского учета», справка взамен военного билета является основным документом персонального воинского учета граждан, пребывающих в запасе, не проходивших военную службу, характеризующим его отношение к исполнению воинской обязанности.

Бланк справки, взамен военного билета, является защищенной полиграфической продукцией уровня «В».

Справка взамен военного билета оформляется и выдается гражданам Российской Федерации, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 24 мая 2015 года N ВКАПИ15-39 пункт 9 указанной выше Инструкции, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 июля 2014 года N 495, и приложение N 9 к данной инструкции в части установления формы N 1/у «Справка взамен военного билета», признаны не противоречащими федеральному закону.

При этом указано, что само по себе установление Министерством обороны Российской Федерации определенных форм документов воинского учета не устанавливает новых прав или обязанностей граждан, а лишь является документальным отражением данных персонального воинского учета в вопросах, связанных с исполнением гражданами долга и обязанности по защите Отечества в соответствии со статьей 59 Конституции Российской Федерации. Выдача справки взамен военного билета не только не ограничивает право граждан состоять на воинском учете, но и является способом оформления гражданина при постановке на данный учет.

Из системного толкования приведенных выше правовых норм следует, что если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу, то в отношении него выносится заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Военный билет таким лицам не выдается, а выдается справка формы N 1/у.

Таким образом, с 1 января 2014 года гражданин сам определяет для себя: служить и получить военный билет, или не служить и получить справку.

В судебном заседании установлено, что Бутеев М.С., ДД.ММ.ГГГГ г.р. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ состоял на воинском учете призывников в Отделе военного комиссариата по Центральному и Железнодорожному районам г. Хабаровска.

Бутеев М.С. в 2005 году поступил в ДВЮИ МВД России, с ДД.ММ.ГГГГ отчислен из числа курсантов института за невыполнение учебного плана, что под приказом от ДД.ММ.ГГГГ № л/с, вместе с тем продолжил службу в органах внутренних дел в ДВЮИ МВД России, откуда был уволен приказом от ДД.ММ.ГГГГ № л/с.

На период учебы и прохождения службы в органах внутренних дел Бутееву М.С. предоставлялась отсрочка от призыва на военную службу на основании подп. «з» п. 1 ст. 24 Закона о воинской обязанности и военной службе.

С 2011 года Бутеев М.С. осуществлял трудовую деятельность в различных организациях.

С момента увольнения из органов внутренних дел – ДД.ММ.ГГГГ Бутеев М.К. обязан был явиться в ОВК по месту жительства для прохождения медицинской комиссии и решения вопроса о его годности к прохождению военной службы.

Указанная обязанность административным истцом исполнена не была.

По общему правилу, установленному статьей 25 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», призыв граждан на военную службу осуществляется на основании указов Президента Российской Федерации два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря.

Таким образом, последним днем, когда Бутеев М.С. мог быть призван на военную службу по призыву, является ДД.ММ.ГГГГ, так как административный истец ДД.ММ.ГГГГ достигал предельного возраста призыва на военную службу (27 лет).

Решением призывной комиссии городского округа «город Хабаровск» от ДД.ММ.ГГГГ № административный истец зачислен в запас на основании п. 1 ст. 52 Закона о воинской обязанности и военной службе.

Согласно абзацу 7 пункта 1 статьи 52 Закона о воинской обязанности и военной службе запас Вооруженных сил Российской Федерации создается также из числа граждан не прошедших военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии по достижении ими возраста 27 лет.

Из анализа изложенных норм законодательства, что при зачислении гражданина в запас по достижении им возраста 27 лет, по оспариваемому основанию должна быть установлена совокупность обстоятельств: гражданин состоял (обязан был состоять) на воинском учете; он подлежал призыву на военную службу; гражданин фактически не прошел военную службу, не имея на то законных оснований.

В судебном заседании нашли свое подтверждение все указанные обстоятельства, а именно: Бутеев М.С. состоял на воинском учете в Отделе военного комиссариата по Центральному и Железнодорожному районам г. Хабаровска, после увольнения ДД.ММ.ГГГГ из органов внутренних дел и до ДД.ММ.ГГГГ подлежал призыву на военную службу, фактически не прошел военную службу, обстоятельств, освобождающих от призыва на военную службу или от прохождения военной службы в судебном заседании не установлено.

Довод административного истца о ненадлежащем его уведомлении о призыве на военную службу судом не принимается, поскольку из материалов дела усматривается, что по месту регистрации по месту жительства административный истец фактически не проживал, что подтверждается рапортами сотрудников о невозможности вручения повестки от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, Отдел военного комиссариата по Центральному и Железнодорожному районам о перемене места жительства и места работы не уведомлял.

Утверждение административного истца о том, что он посещал Отдел военного комиссариата по Центральному и Железнодорожному районам г. Хабаровска после увольнения из органов внутренних дел суд расценивается критично, потому что никакими доказательствами оно не подтверждено.

Исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности позволяют суду сделать вывод, что административный истец не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.

С учетом изложенного, административный иск удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст. ст. 175-179, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ

Административное исковое заявление Бутеева Максима Сергеевича о признании незаконными действий начальника Отдела военного комиссариата Хабаровского края по Центральному и Железнодорожному районам г. Хабаровска оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровском краевом суде в течение одного месяца со дня составления решения в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Железнодорожный районный суд г. Хабаровска.

Судья А.В. Руденко

Мотивированное решение изготовлено 11 августа 2017 года

Судья А.В. Руденко


 

РЕШЕНИЯ СУДОВ ПО ИСКАМ К ОРГАНАМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ:

Решение суда об аннулировании регистрации транспортного средства

Качотян Р.С. обратился в суд с названным административным исковым заявлением в обоснование которого указал, что дд.мм.гггг ему стало известно о признании недействительной и аннулировании регистрации принадлежащего ему на праве собственности автомо...

Решение суда о признании незаконным требования должностного лица ОГИБДД УМВД России по г. Хабаровску

Бушманов П.А. обратился в суд с названным административным иском в обоснование указав, что дд.мм.гггг инспектором полка ДПС ГИБдд УМВД России по г. Хабаровску ФИО8 вынесено требование о прекращении совершения административного правонарушения, согл...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru