Решение суда о недействительности паспорта гражданина Российской Федерации и признании гражданином Российской Федерации № 2а-7559/2017 ~ М-7453/2017

Дело № 2а-7559/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 сентября 2017 года город Саратов

Кировский районный суд города Саратова:

в составе председательствующего судьи Медной Ю.В.,

при секретаре Чермашенцевой Е.В.,

с участием представителя административного истца Тягаевой Т.О.,

представителя административного ответчика Каревой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Исмаиловой Алида Камал кзы к Главному управлению Министерства внутренних дел России по Саратовской области об отмене решения о недействительности паспорта гражданина Российской Федерации и признании гражданином Российской Федерации,

УСТАНОВИЛ:

Исмаилова А.К.к. обратилась в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, мотивируя свои требования тем, что является гражданкой Российской Федерации, что подтверждается паспортом №, выданным ДД.ММ.ГГГГ года ОУФМС России по Саратовской области в г. <данные изъяты>. В мае 2017 года при обращении на электронный сервис Главного управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации (ГУВМ МВД России) ей стало известно, что указанный паспорт признан недействительным. В июле 2017 года она получила ответ на свое обращение, согласно которому 10 марта 2016 года УФМС России по Саратовской области проведена проверка наличия у нее гражданства РФ, в ходе которой установлено, что на 06 февраля 1992 года на территории Российской Федерации она не проживала и в установленном порядке гражданство РФ не принимала, поэтому гражданкой РФ не является.

Считает данное решение незаконным, поскольку проживает на территории Российской Федерации с 1990 года, с 1991 года по 1993 год обучалась в МОУ <данные изъяты> района Самарской области, с 10 августа 1991 года стоит на учете в <данные изъяты>. Гражданство Грузии она не получала, что подтверждается справкой Посольства Грузии в РФ от 23 августа 2007 года.

Ссылаясь на изложенные обстоятельства, Исмаилова А.К.к. просит отменить решение УФМС России по Саратовской области от 10 марта 2016 года о недействительности ее паспорта гражданина РФ и признать ее гражданкой Российской Федерации.

Административный истец Исмаилова А.К.к. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, причины неявки суду не известны, ходатайств об отложении рассмотрения дела от нее не поступало.

Представитель административного истца Тягаева Т.О., действующая на основании доверенности, в судебном заседании административные исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в административном иске.

Представитель административного ответчика Карева А.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала в полном объеме, дав пояснения, аналогичные доводам, изложенным в возражениях на исковое заявление, просила в удовлетворении административных исковых требований Исмаиловой А.К.к. отказать.

Учитывая положения ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) и мнения участников процесса, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося административного истца.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, приходит к следующему.

Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Глава 22 КАС РФ предполагает возможность оспаривания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего и рассмотрение административного дела по предъявленному административному исковому заявлению, если гражданин, организация, иные лица полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 31.05.2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (далее Федеральный закон № 62-ФЗ) определение наличия гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих на территории Российской Федерации, относится к полномочиям федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальных органов.

Указом Президента РФ от 14.11.2002 N 1325 утверждено Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, устанавливающее порядок рассмотрения заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации, принятия, исполнения и отмены решений по указанным вопросам.

Согласно п. 51 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации при отсутствии у лица документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации (утеря, кража, порча и тому подобное), возникновении сомнений в подлинности или обоснованности выдачи такого документа, а также при обстоятельствах, позволяющих предполагать наличие либо отсутствие у лица гражданства Российской Федерации, полномочным органом осуществляется проверка законности выдачи лицу указанного документа и (или) наличия соответствующих обстоятельств.

Факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР и (или) РСФСР при необходимости устанавливается на основании законодательных актов Российской Федерации, СССР, РСФСР и других республик, входивших в состав СССР, международных договоров Российской Федерации, СССР и (или) РСФСР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.

После получения необходимой информации полномочный орган составляет мотивированное заключение о результатах проверки, в котором указываются обстоятельства, свидетельствующие о наличии или отсутствии у лица гражданства Российской Федерации. О результатах проверки сообщается заявителю или органу, обратившемуся с соответствующим запросом (п. 52 указанного Положения).

В силу ст. 39 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (далее Закон № 62-ФЗ) решение полномочного органа, ведающего делами о гражданстве Российской Федерации, об отклонении заявления по вопросам гражданства Российской Федерации может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 6 (часть 1) Конституции Российской Федерации гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.

Таким образом, определение оснований и условий приобретения гражданства Российской Федерации является прерогативой федерального законодателя, а право на приобретение российского гражданства по какому-либо основанию, не носит абсолютного и безусловного характера и подлежит осуществлению в установленном федеральном законом порядке.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 28 ноября 1991 года № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации» гражданами Российской Федерации являются лица, приобретшие гражданство Российской Федерации в соответствии с настоящим Законом. Гражданство Российской Федерации является равным независимо от оснований его приобретения (статья 2).

За лицом, состоящим в гражданстве Российской Федерации, не признается принадлежность к гражданству другого государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. Гражданину Российской Федерации может быть разрешено по его ходатайству иметь одновременно гражданство другого государства, с которым имеется соответствующий договор Российской Федерации (статья 3)

При решении вопросов гражданства наряду с настоящим Законом подлежат применению международные договоры Российской Федерации, регулирующие эти вопросы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, применяются правила этого договора (статья 9).

Основания и порядок приобретения гражданства Российской Федерации предусмотрены статьей 12 Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 года № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации». При определении принадлежности к гражданству Российской Федерации применяются акты законодательства Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, бывшего СССР или существовавшего до 7 ноября (25 октября) 1917 года Российского государства, действовавшие на момент наступления обстоятельств, с которыми связывается принадлежность лица к гражданству Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что в соответствии с заключением проверки по факту выдачи ОУФМС России по Саратовской области в г. Пугачеве паспорта гражданина РФ серии № на имя Исмаиловой Алиды Камал кзы, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, утвержденным ДД.ММ.ГГГГ года, Исмаилова А.К.к. гражданином Российской Федерации не является, вышеуказанный паспорт признан оформленным в нарушение установленного порядка.

Оспаривая названное заключение УФМС России по Саратовской области, Исмаилова А.К.к. указывает на наличие у нее гражданства Российской Федерации, поскольку по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года она проживала на территории Российской Федерации.

Так, в силу ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 года N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации" гражданами Российской Федерации признавались все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории Российской Федерации на день вступления в силу этого Закона (06 февраля 1992 года), если в течение одного года после этого дня они не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации.

Документами, подтверждающими гражданство Российской Федерации, в силу ст. 10 названного Закона Российской Федерации являлись удостоверение личности гражданина Российской Федерации или паспорт гражданина Российской Федерации, а до их получения - свидетельство о рождении или иной документ, содержащий указание на гражданство лица.

В судебном заседании установлено, что Исмаилова А.К.к. родилась ДД.ММ.ГГГГ года в с. <данные изъяты> Грузинской ССР (л.д. 8,9).

Не отрицая тот факт, что Исмаилова А.К.к. никогда не была зарегистрирована по месту жительства или месту пребывания, постоянно или временно, на территории Российской Федерации, представитель административного истца в судебном заседании ссылалась на документы, подтверждающие обучение Исмаиловой А.К.к. и ее нахождение на медицинском учете на территории Российской Федерации (в Самарской области) по состоянию на 06 февраля 1992 года.

Так, согласно справке ГБУЗ Самарской области «<данные изъяты>» от 03 апреля 2017 года Исмаилова А.К.к., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, находится на обслуживании в <данные изъяты> с 10 августа 1991 года и по настоящее время (л.д. 11).

Из справки ГБОУ Самарской области «основная общеобразовательная школа с. <данные изъяты> Самарской области № № от 03 апреля 2017 года, Исмаилова А.К.к. обучалась в данном образовательном учреждении с 01 сентября 1991 года по 31 мая 1993 года (л.д. 12).

Между тем, вопреки доводам административного истца и ее представителя, приведенные документы сами по себе не могут свидетельствовать о том, что по состоянию на 06 февраля 1992 года Исмаилова А.К.к. постоянно проживала на территории Российской Федерации.

Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 02.06.2016 N 152-ФЗ) место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. Местом жительства гражданина, относящегося к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведущего кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющего места, где он постоянно или преимущественно проживает, в соответствии с настоящим Законом может быть признано одно из поселений, находящихся в муниципальном районе, в границах которого проходят маршруты кочевий данного гражданина.

В соответствии со статьей 3 указанного Закона, в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации их прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных Законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрационный учет граждан Российской Федерации имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства (статья 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации").

Согласно справке формы 1П паспорт гражданина РФ выдан Исмаиловой А.К.к. в связи с приобретением гражданства РФ 03 июля 2015 года, в качестве места ее пребывания указан адрес: Саратовская область, <адрес> качестве основания приобретения гражданства РФ указан п. «а» ч. 1 ст. 41.1 Закона № 62-ФЗ, дело № 70121 от 24 июня 2015 года.

Между тем, из справки муниципального бюджетного учреждения муниципального образования города Пугачева «Служба единого балансодержателя», представленной административному ответчику в ходе проверки, следует, что Исмаилова А.К.к. не была зарегистрирована по адресу: Саратовская область, г. <адрес>, и не зарегистрирована по данному адресу в настоящее время.

Кроме того, в соответствии с учетной карточкой на принявшего гражданство РФ дело № № (на которое содержится ссылка в справке формы № 1П) заведено на имя ФИО7, при этом решение по заявлению о принятии гражданства принято 06 мая 2015 года.

В связи с изложенными обстоятельствами суд соглашается с выводами компетентного органа, содержащимися в оспариваемом заключении, о том, что сведения о проживании Исмаиловой А.К.к. по состоянию на 06 февраля 1992 года на территории Российской Федерации отсутствуют.

В судебном заседании представитель административного истца не оспаривал тот факт, что с заявлением о приобретении гражданства в порядке регистрации Исмаилова А.К.к. в компетентные органы не обращалась, с заявлением об установлении факта проживания на территории Российской Федерации в спорный период времени в судебном порядке она также не обращалась. Доказательств обратного суду не представлено.

Исходя из изложенного, отсутствует установленная законом совокупность условий, необходимых для признания оспариваемого заключения незаконным - несоответствие требованиям закона или иного нормативно-правового акта и нарушение прав и законных интересов заявителя.

По смыслу положений главы 22 КАС РФ суд отказывает в удовлетворении административного иска, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Согласно ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

Анализируя представленные сторонами доказательства в их совокупности, исходя из вышеуказанных норм материального права, учитывая конкретные обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что административным истцом не представлено бесспорных доказательств наличия у него гражданства Российской Федерации, влекущее за собой документирование паспортом. При этом оспариваемое им заключение принято уполномоченным органом в установленном законом порядке в связи с установлением того факта, что Исмаилова А.К.к. гражданином Российской Федерации не является и паспорт гражданина РФ выдан ей в нарушение установленного порядка.

При таком положении суд считает необходимым в удовлетворении административных исковых требований Исмаиловой А.К.к. отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ

в удовлетворении административных исковых требований Исмаиловой Алиде Камал кзы отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Саратова.

Срок составления мотивированного решения – 08 сентября 2017 года.

Судья Ю.В. Медная


 

РЕШЕНИЯ СУДОВ ПО ИСКАМ К ОРГАНАМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ:

Решение суда об отказе в государственной регистрации прав и кадастрового учета, возложении обязанности

Бабенко С.А. обратилась в суд с административным иском к Управлению Росреестра по Волгоградской области о признании незаконным решения об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав № от дд.мм.гггг, возложении обя...

Решение суда о признании незаконным решения Государственной экзаменационной комиссии Воронежской области в части изменения результата единого государственного экзамена по обществознанию

Синеокова Е.С. обратилась в суд с административным иском к Государственной экзаменационной комиссии (ГЭК) в лице Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области, в котором указала, что (дд.мм.гггг). она проходила государс...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru