Решение суда об отказе в согласовании Урбану С.В. публичного мероприятия в форме митинга и возложении обязанности согласовать проведение публичного мероприятия в форме митинга № 2а-6919/2017 ~ М-5478/2017

Дело №2а-6919/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 октября 2017 года г. Ижевск

Октябрьский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Пашкиной О.А.,

при секретаре Сосуновой К.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Урбана С.В. к Администрации Главы и Правительства Удмуртской Республики, Правительству Удмуртской Республики о признании незаконным решения об отказе в согласовании Урбану С.В. публичного мероприятия в форме митинга и возложении обязанности согласовать проведение публичного мероприятия в форме митинга,

УСТАНОВИЛ:

административный истец Урбан С.В. (далее – административный истец, Урбан С.В.) обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации Главы и Правительства Удмуртской Республики (далее – административный ответчик, Администрация) о признании незаконным решения об отказе в согласовании Урбану С.В. публичного мероприятия в форме митинга и возложении обязанности согласовать проведение публичного мероприятия в форме митинга, мотивируя тем, что административным истцом 02.10.2017 административному ответчику подано уведомление о намерении провести публичное мероприятие в форме митинга на Центральной площади, <адрес> с количеством участников 3001 человек в г. Ижевске, 13 октября 2017 года с 18 часов 00 минут до 21 часа 00 минут. 04 октября 2017 года административный ответчик подготовил письмо №В16-129/0251, в котором фактически отказал в согласовании публичного мероприятия, не предложив альтернативных мест для его проведения. О фактическом отказе в согласовании свидетельствует то, что организатору не предлагается выбрать иное место проведения публичного мероприятия. Административный ответчик указывает на то, что на заявленном месте проведение публичного мероприятия невозможно в связи с тем, что указанное в уведомлении место запланировано для проведения другого массового мероприятия, которое было направлено в Администрацию г. Ижевска ранее другим организатором. Административный ответчик принял незаконное решение, отказал в согласовании публичного мероприятия путем направления письма, тем самым нарушая права на проведение публичного мероприятия, установленные ст. 31 Конституции РФ, Федеральным законом от 19.06.2004 №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 19.06.2004 №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» орган после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона. Не вызывает сомнения в правильности ответ, в котором указывается, что согласование проведения публичного мероприятия невозможно, поскольку ранее уже было запланировано мероприятие. Вместе с тем, из п. 2 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 19.06.2004 №54-ФЗ следует, что в случае отказа в согласовании места проведения публичного мероприятия, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления обязан предложить иное место проведения публичного мероприятия. Ответ содержит лишь предложение об изменении места проведения публичного мероприятия в связи с занятостью без предложения иного места проведения публичного мероприятия, в связи с чем баланс интересов административным ответчиком был нарушен в ущерб гарантированного права мирно собираться. Отказ в согласовании публичного мероприятия нарушает права административного истца на проведение публичного мероприятия. Письмо административного ответчика нарушает права и законные интересы административного истца, в связи с чем имеются предусмотренные п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ основания для признания незаконными решения административного ответчика, содержащееся в письме от 04.10.2017. В связи с этим административный истец просит признать незаконным решение административного ответчика об отказе в согласовании публичного мероприятия в форме митинга на Центральной площади, <адрес> с количеством участников 3001 человек в г. Ижевске и обязать согласовать проведение указанного публичного мероприятия в форме митинга.

На основании ст. 41 КАС РФ определением судьи Октябрьского районного суда г. Ижевска от 09 октября 2017 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено Правительство Удмуртской Республики (далее – административный ответчик, Правительство УР).

Административный истец Урбан С.В. в судебном заседании административные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, просил их удовлетворить, признать незаконным решение административного ответчика об отказе в согласовании публичного мероприятия в форме митинга и обязать согласовать проведение указанного публичного мероприятия.

В судебном заседании представитель административного истца Урбана С.В. – Закиров И.Ш., действующий на основании устной доверенности, административные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в административном иске Урбана С.В., просил его административный иск удовлетворить, признать незаконным решение административного ответчика об отказе в согласовании публичного мероприятия в форме митинга и обязать согласовать проведение указанного публичного мероприятия.

Представитель административных ответчиков Администрации Главы и Правительства Удмуртской Республики, Правительства Удмуртской Республики Ушаков Р.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании административные исковые требования Урбана С.В. полностью не признал, просил отказать в удовлетворении административного иска по основаниям, изложенным в возражениях, приобщенных к материалам дела.

Выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, проанализировав представленные доказательства, суд устанавливает следующие юридически значимые обстоятельства по делу и приходит к следующим выводам.

02 октября 2017 года Урбан С.В. обратился в Администрацию Главы и Правительства Удмуртской Республики с уведомлением о проведении публичного мероприятия в форме митинга на территории Центральной площади г. Ижевска, <адрес>, 13 октября 2017 года с 18 часов 00 минут до 21 часа 00 минут с предполагаемым количеством участников 3001 человек. Цель публичного мероприятия – «Обсуждение актуальных социальных вопросов региона». Указанное уведомление поступило в Администрацию Главы и Правительства Удмуртской Республики 02 октября 2017 года в 10.28 часов и зарегистрировано под входящим номером <номер>.

Администрация Главы и Правительства Удмуртской Республики 04 октября 2017 года подготовила письмо <номер> за подписью руководителя Администрации Главы и Правительства Удмуртской Республики Смирнова С.В., в котором сообщила, что в соответствии с информацией Администрации города Ижевска об очередности использования специально отведенных мест, указанное в уведомлении место запланировано для проведения публичного мероприятия, уведомление о проведении которого было направлено в Администрацию города Ижевска ранее другим организатором и согласовано в установленном порядке. Таким образом, в проведении публичного мероприятия в форме митинга 13 октября 2017 года с 18.00 до 21.00 часов на территории Центральной площади, <адрес>, отказано на основании ст. 6 Закона Удмуртской Республики от 20.12.2012 №71-РЗ. Внимание Урбана С.В. обращено на то, что проведение публичного мероприятия в форме митинга 13 октября 2017 года с 18.00 до 21.00 часов на территории Центральной площади, <адрес> будет считаться несанкционированным и повлечет за собой ответственность в соответствии с законодательством.

Указанное письмо получено административным истцом 05 октября 2017 года.

Администрация города Ижевска Удмуртской Республики согласовала Удмуртскому региональному отделению Всероссийской общественной организации «Молодая Гвардия Единой России» (далее - УРО BOO «МГЕР») проведение публичного мероприятия 13 октября 2017 года с 18.00 до 21.00 часов на территории Центральной площади, <адрес> (письмо Администрации города Ижевска Удмуртской Республики от 04 октября 2017 года <номер>). Уведомление о проведении указанного публичного мероприятия поступило в Администрацию города Ижевска Удмуртской Республики 02 октября 2017 года в 09.07 часов. При этом уведомление УРО BOO «МГЕР» поступило в Администрацию г. Ижевска в 09 час. 07 мин., тогда как уведомление административного истца поступило в Администрацию Главы и Правительства УР позднее - в 10 час. 28 мин. Таким образом, уведомление о проведении публичного мероприятия было подано административным истцом позднее.

Указанные обстоятельства установлены на основании исследованных в судебном заседании доказательств и сторонами по административному делу не оспаривались.

Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Частью 4 статьи 219 КАС РФ установлены иные сроки обращения в суд для данной категории дел, в частности, административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования), а также с вынесенным этими органами предупреждением в отношении целей такого публичного мероприятия и формы его проведения, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Административным истцом Урбаном С.В. оспаривается ответ Администрации Главы и Правительства Удмуртской Республики от 04 октября 2017 года, который получен им 05 октября 2017 года, с настоящим административным иском административный истец обратился в суд 09 октября 2017 года, в связи с чем на основании ч. 4 ст. 219 КАС РФ срок для обращения в суд с административным исковым заявлением административным истцом соблюден.

Согласно ч. 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (бездействие) органов государственной власти, должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Как следует из ст. 19 Федерального закона от 19.06.2004 №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее – Федеральный закон №54-ФЗ), решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право граждан на проведение публичного мероприятия, могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 4 КАС РФ каждое заинтересованное лицо имеет право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего рассматривается в порядке, предусмотренном Главой 22 КАС РФ.

Исходя из ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет требования о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если признает оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Таким образом, для признания действий (бездействия), решений органа незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие действий (бездействия), решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым действием (бездействием), решением прав и законных интересов заявителя.

Такая необходимая совокупность условий судом не установлена исходя из следующего.

Согласно ст. 31 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Из преамбулы к Федеральному закону №54-ФЗ следует, что настоящий Федеральный закон направлен на обеспечение реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования.

Исходя из п. 1 ст. 1 Федерального закона №54-ФЗ, законодательство Российской Федерации о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях основывается на положениях Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон и иные законодательные акты Российской Федерации, относящиеся к обеспечению права на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований. В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, нормативные правовые акты, касающиеся обеспечения условий проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований, издают Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, принимают и издают органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

На основании ст. 3 Федерального закона №54-ФЗ проведение публичного мероприятия основывается на следующих принципах:

1) законность - соблюдение положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации;

2) добровольность участия в публичном мероприятии.

Публичное мероприятие - открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями (п. 1 ст. 2 Федерального закона №54-ФЗ).

Митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера (п. 3 ст. 2 Федерального закона №54-ФЗ).

В соответствии с п. 1 ст. 5 Федерального закона №54-ФЗ организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан Российской Федерации (организатором демонстраций, шествий и пикетирований - гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний - 16 лет), политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия.

Подпунктом 1 пункта 4 статьи 5 Федерального закона №54-ФЗ предусмотрено, что организатор публичного мероприятия обязан, в том числе, подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 настоящего Федерального закона.

В силу п. 7 ст. 2 Федерального закона №54-ФЗ под уведомлением о проведении публичного мероприятия понимается документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка.

Уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением публичного мероприятия, проводимого депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, депутатом представительного органа муниципального образования в целях информирования избирателей о своей деятельности при встрече с избирателями, а также собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия (п. 1 ст. 7 Федерального закона №54-ФЗ).

Согласно подп. «а» п. 4 ст. 3 Закона УР от 20.12.2012 №71-РЗ «О регулировании отношений в сфере проведения публичных мероприятий на территории Удмуртской Республики» (далее – Закон УР №71-РЗ) в случае проведения публичного мероприятия с количеством участников свыше трех тысяч человек уведомление о проведении публичного мероприятия подается организатором публичного мероприятия в Правительство Удмуртской Республики.

Как следует из п. 3 ст. 7 Федерального закона №54-ФЗ, в уведомлении о проведении публичного мероприятия указываются:

1) цель публичного мероприятия;

2) форма публичного мероприятия;

3) место (места) проведения публичного мероприятия, маршруты движения участников, а в случае, если публичное мероприятие будет проводиться с использованием транспортных средств, информация об использовании транспортных средств;

4) дата, время начала и окончания публичного мероприятия;

5) предполагаемое количество участников публичного мероприятия;

6) формы и методы обеспечения организатором публичного мероприятия общественного порядка, организации медицинской помощи, намерение использовать звукоусиливающие технические средства при проведении публичного мероприятия;

7) фамилия, имя, отчество либо наименование организатора публичного мероприятия, сведения о его месте жительства или пребывания либо о месте нахождения и номер телефона;

8) фамилии, имена и отчества лиц, уполномоченных организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия;

9) дата подачи уведомления о проведении публичного мероприятия.

В судебном заседании установлено, что уведомление о проведении публичного мероприятия в форме митинга с предполагаемым количеством участников 3001 человек, планируемого к проведению на 13 октября 2017 года, подано Урбаном С.В. в Администрацию Главы и Правительства Удмуртской Республики 02 октября 2017 года, то есть в пределах срока, предусмотренного п. 1 ст. 7 Федерального закона №54-ФЗ, и с соблюдением предъявляемых к уведомлению требований, регламентированных п. 3 ст. 7 Федерального закона №54-ФЗ. Указанное обстоятельство отражено также в оспариваемом ответе от 04.10.2017 №В16-129/0251 и сторонами по делу не оспаривается.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 12 Федерального закона №54-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан, в том числе, довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.

Учитывая, что уведомление о проведении публичного мероприятия подано Урбаном С.В. в Администрацию Главы и Правительства Удмуртской Республики 02 октября 2017 года, а оспариваемый ответ на него подготовлен административным ответчиком 04 октября 2017 года, суд приходит к выводу, что предусмотренный п. 2 ч. 1 ст. 12 Федерального закона №54-ФЗ 3-дневный срок дачи ответа административным ответчиком не нарушен.

В силу п. 1 ст. 7 Федерального закона №54-ФЗ, подп. «а» п. 4 ст. 3 Закона УР №71-РЗ административный ответчик Правительство Удмуртской Республики является органом исполнительной власти Удмуртской Республики, уполномоченным принимать уведомления о проведении публичного мероприятия.

Исходя из ч. 1 ст. 1 Закона УР от 13.12.2016 №84-РЗ «О Правительстве Удмуртской Республики», Правительство Удмуртской Республики осуществляет исполнительную власть Удмуртской Республики и является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики.

В соответствии со ст. 33 Закона УР от 13.12.2016 №84-РЗ «О Правительстве Удмуртской Республики», п. 1 Положения об Администрации Главы и Правительства Удмуртской Республики, утвержденного Указом Главы УР от 21.02.2014 №2, Администрация Главы и Правительства Удмуртской Республики образуется в соответствии с Конституцией Удмуртской Республики и является государственным органом, обеспечивающим деятельность Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики.

Таким образом, надлежащим административным ответчиком по настоящему административному делу является Правительство Удмуртской Республики.

Указом Главы Удмуртской Республики Бречалова А.В. от 26.09.2017 <номер> председателем Правительства Удмуртской Республики с 26 сентября 2017 года назначен Семенов Я.В.

В силу абз. 2 п. 64 Регламента Правительства Удмуртской Республики, утвержденного постановлением Правительства УР от 24.01.2003 №100, по поручению председателя Правительства или лица, исполняющего обязанности председателя Правительства, руководитель Администрации, заместители председателя Правительства, иные члены Президиума Правительства, курирующие в соответствии с распределением обязанностей соответствующую сферу деятельности, вправе подписывать от имени Правительства служебные документы (кроме служебных документов, указанных в абзаце 1 настоящего пункта).

Указом Главы Удмуртской Республики от 18 сентября 2017 года <номер> на должность руководителя Администрации Главы и Правительства Удмуртской Республики с 19 сентября 2017 года назначен Смирнов С.В.

По поручению председателя Правительства Удмуртской Республики Семенова Я.В. от 03 октября 2017 года уведомление административного истца о проведении публичного мероприятия рассмотрено Смирновым С.В. и им подписан ответ на имя административного истца.

Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение принято административным ответчиком и должностным лицом в пределах предоставленных законом полномочий.

В письме от 04 октября 2017 года <номер>, направленном в адрес административного истца, административный ответчик, в том числе, ссылается на то, что в соответствии с информацией Администрации города Ижевска об очередности использования специально отведенных мест, указанное в уведомлении место запланировано для проведения публичного мероприятия, уведомление о проведении которого было направлено в Администрацию города Ижевска ранее другим организатором и согласовано в установленном порядке.

Частью 1 статьи 8 Федерального закона №54-ФЗ установлено, что публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами.

Согласно ч.ч. 1.1, 1.2, 2.1 ст. 8 Федерального закона №54-ФЗ органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации определяют единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места (далее - специально отведенные места). Порядок использования специально отведенных мест, нормы их предельной заполняемости и предельная численность лиц, участвующих в публичных мероприятиях, уведомление о проведении которых не требуется, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации, при этом указанная предельная численность не может быть менее ста человек.

При определении специально отведенных мест и установлении порядка их использования должны обеспечиваться возможность достижения целей публичных мероприятий, транспортная доступность специально отведенных мест, возможность использования организаторами и участниками публичных мероприятий объектов инфраструктуры, соблюдение санитарных норм и правил, безопасность организаторов и участников публичных мероприятий, других лиц. В случае направления организаторами нескольких публичных мероприятий уведомлений о проведении публичных мероприятий в специально отведенных местах в одно и то же время очередность использования специально отведенных мест определяется исходя из времени получения соответствующего уведомления органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

После определения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с частью 1.1 настоящей статьи специально отведенных мест публичные мероприятия проводятся, как правило, в указанных местах. Проведение публичного мероприятия вне специально отведенных мест допускается только после согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Из ч. 1 ст. 5 Закона УР №71-РЗ следует, что единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места (далее - специально отведенные места) определяются Правительством Удмуртской Республики.

Постановлением Правительства УР от 28.12.2012 №619 определены единые специально отведенные или приспособленные места для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.

На территории муниципального образования «Город Ижевск» к специально отведенным местам отнесены:

1) территория Центральной площади города Ижевска, ограниченная кинотеатром «Россия», пешеходным мостом и Дворцом культуры «Металлург»;

2) площадь перед Монументом Дружбы народов;

3) территория перед памятником В.И. Ленину возле бюджетного учреждения культуры Удмуртской Республики «Национальная библиотека Удмуртской Республики» (<адрес>);

4) сквер около Монумента боевой и трудовой славы (за исключением площадки, на которой непосредственно расположен Монумент боевой и трудовой славы).

Постановлением Администрации г. Ижевска от 04.10.2013 <номер> определены границы специально отведенных мест для проведения публичных мероприятий на территории муниципального образования «Город Ижевск» и их предельная заполняемость.

Специально отведенное место - территория Центральной площади города Ижевска ограничена фасадной частью кинотеатра «Россия» (<адрес>), пешеходным мостом, фасадной частью Дворца культуры «Металлург» (<адрес>), лестничным маршем восточной части площади. Площадь - 10972 кв. м, предельная наполняемость - 10972 чел.

В уведомлении о проведении публичного мероприятия от 02.10.2017 административный истец заявил о проведении публичного мероприятия в форме митинга на специально отведенном месте, но с выходом за его границы, утвержденные постановлением Администрации г. Ижевска от 04.10.2013 <номер>, поскольку место проведения планируемого публичного мероприятия ограничено организатором не лестничным маршем восточной части площади, а ул. Пушкинская.

Порядок использования специально отведенных мест регламентирован статьей 6 Закона УР №71-РЗ.

Специально отведенные места используются, как правило, по их назначению с соблюдением общественного порядка, санитарных норм и правил, правил пожарной безопасности. В специально отведенных местах допускается проведение мероприятий с массовым присутствием людей в случае отсутствия информации о проведении в данном месте и в то же время публичного мероприятия (часть 1).

В одном специально отведенном месте в одно и то же время не может проводиться более одного публичного мероприятия (часть 2).

В случае направления организаторами нескольких публичных мероприятий уведомлений о проведении публичных мероприятий в одном специально отведенном месте в одно и то же время очередность использования специально отведенного места определяется в соответствии с Федеральным законом исходя из времени получения соответствующего уведомления уполномоченными органами, указанными в части 1 статьи 3 настоящего Закона (часть 3).

Материалами административного дела подтверждено, что Администрация г. Ижевска согласовала УРО BOO «МГЕР» проведение публичного мероприятия 13 октября 2017 года с 18.00 до 21.00 часов на территории Центральной площади, <адрес> (письмо Администрации г. Ижевска от 04 октября 2017 года <номер>). Уведомление о проведении указанного публичного мероприятия поступило в Администрацию г. Ижевска 02 октября 2017 года в 09.07 часов. Поскольку уведомление УРО BOO «МГЕР» поступило в Администрацию г. Ижевска 02 октября 2017 года в 09 час. 07 мин., а уведомление административного истца поступило в Администрацию Главы и Правительства УР в этот же день в 10 час. 28 мин., уведомление о проведении публичного мероприятия подано административным истцом позднее УРО BOO «МГЕР».

Таким образом, учитывая, что уведомление о проведении публичного мероприятия в указанном специально отведенном месте подано административным истцом позже, чем уведомление о проведении публичного мероприятия в указанных месте и время, согласованного Администрацией г. Ижевска, суд, основываясь на положениях ст. 8 Федерального закона №54-ФЗ, ч. 3 ст. 6 Закона УР №71-РЗ, приходит к выводу, что в своем ответе от 04 октября 2017 года <номер>, направленном в адрес административного истца, административный ответчик мотивированно сообщил организатору публичного мероприятия о занятии территории специального отведенного места по более раннему уведомлению, которое было направлено в Администрацию г. Ижевска другим организатором и согласовано в установленном порядке. В связи с этим проведение Урбаном С.В. в специально отведенном месте в указанное время публичного мероприятия было невозможно на основании ст. 6 Закона УР №71-РЗ, поскольку это напрямую связано с необходимостью защиты публичных интересов, обеспечением общественного порядка и общественной безопасности, а также прав и законных интересов организаторов и участников ранее заявленного и согласованного публичного мероприятия.

Согласно ч. 2.2 ст. 8 Федерального закона №54-ФЗ в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности, правопорядка, общественной безопасности законом субъекта Российской Федерации дополнительно определяются места, в которых запрещается проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций, в том числе если проведение публичных мероприятий в указанных местах может повлечь нарушение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, создать помехи движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры.

Статьей 4 Закона УР №71-РЗ определены места, в которых запрещается проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций. В частности, к их числу относятся:

1) территории, непосредственно прилегающие к зданиям, занимаемым Главой Удмуртской Республики, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Удмуртской Республики, иными государственными органами Российской Федерации и государственными органами Удмуртской Республики, органами местного самоуправления в Удмуртской Республике;

2) железнодорожные вокзалы, железнодорожные станции, аэродромы, аэропорты, автовокзалы, речные порты, причалы, оптовые и розничные рынки, детские, образовательные, культурные, религиозные, медицинские организации, торгово-развлекательные комплексы (центры), объекты спорта, территории, непосредственно прилегающие к зданиям, в которых располагаются указанные в настоящем пункте объекты;

3) детские площадки;

4) мосты, эстакады, остановочные пункты транспорта общего пользования (за исключением проведения шествий и демонстраций).

Из материалов административного дела следует, что административный истец для проведения публичного мероприятия избрал территорию Центральной площади, ограниченную ул. Пушкинская и тем самым выходящую за пределы границ специального отведенного места. Определенная таким образом территория Центральной площади, ограниченная ул. Пушкинская, охватывает и территорию, непосредственно прилегающую к зданию автономного учреждения культуры Удмуртской Республики «Государственный театр оперы и балета Удмуртской Республики имени П.И. Чайковского», расположенного по адресу: <адрес>, а также остановочный пункт транспорта общего пользования «Центральная площадь».

Исходя из ч. 2.1 ст. 8 Федерального закона №54-ФЗ, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только при наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 12 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч. 3 ст. 12 Федерального закона №54-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с настоящим Федеральным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с настоящим Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается.

Таким образом, суд приходит к выводу, что административный истец для проведения публичного мероприятия избрал место, в котором запрещается проведение митингов, что является законным основанием к отказу в проведении на указанной территории публичного мероприятия.

При этом часть 3 статьи 12 Федерального закона №54-ФЗ не обязывает в указанном случае орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации предлагать организатору публичного мероприятия иное место его проведения.

Как следует из ч. 2.2 ст. 8 Федерального закона №54-ФЗ, ст. 4 Закона УР №71-РЗ введение запрета на проведение публичных мероприятий в указанных местах обусловлено и оправдано целями защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности, правопорядка, общественной безопасности, в том числе предотвращения возможного нарушения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, создания помехи движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры.

Суд принимает во внимание, что в силу ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Кроме того, положения ст. 21 Международного пакта о гражданских и политических правах устанавливают, что пользование правом на мирные собрания не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые налагаются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.

Право на свободу собраний закреплено также в ст. 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Данное право в силу п. 2 ст. 11 названной Конвенции может подлежать ограничениям, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 02.04.2009 №484-О-П, гарантированное Конституцией Российской Федерации, ее статьей 31, право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование является одним из основополагающих и неотъемлемых элементов правового статуса личности в Российской Федерации как демократическом правовом государстве (статьи 1 и 64 Конституции Российской Федерации) и может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, часть 3, Конституции Российской Федерации). Данные конституционные требования, как и требование о том, что осуществление названного права не должно нарушать права и свободы других лиц (статья 17, часть 3), по их смыслу во взаимосвязи с предписаниями статьи 18 Конституции Российской Федерации обращены не только к законодателю, но и к правоприменителям, в том числе судам.

С учетом изложенного оспариваемый отказ в проведении публичного мероприятия, принятый административным ответчиком в пределах предоставленных законом полномочий в установленном порядке и сроки, как направленный на выполнение требований федерального и регионального законодательства в указанной сфере правоотношений, а также обеспечение законности, общественной безопасности, поддержание общественного правопорядка, защиту прав и свобод человека и гражданина, не могут расцениваться как нарушающие права и законные интересы Урбана С.В.

Принятое решение согласуется с закрепленным в ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации принципом, а также не противоречит общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам Российской Федерации (ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации), в частности Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Международного пакта о гражданских и политических правах, и тем самым отвечает конвенционально и конституционно значимым целям по обеспечению законности, общественной безопасности, поддержанию общественного правопорядка, защите прав и свобод других лиц.

Таким образом, суд приходит к выводу, что вышеприведенные обстоятельства, установленные в судебном заседании, свидетельствуют об отсутствии нарушения прав и законных интересов административного истца, а также соблюдении административным ответчиком требований законодательства при рассмотрении его уведомления в установленном порядке и сроки с подготовкой мотивированного ответа, доведенного до сведения административного истца. Обстоятельства, указывающие на невозможность проведения административным истцом публичного мероприятия в планируемые время и месте, свидетельствуют о соответствии оспариваемого отказа в согласовании митинга требованиям действующего законодательства, в связи с чем заявленные административным истцом административные исковые требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 175-177, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ

административное исковое заявление Урбана С.В. к Администрации Главы и Правительства Удмуртской Республики, Правительству Удмуртской Республики о признании незаконным решения об отказе в согласовании Урбану С.В. публичного мероприятия в форме митинга и возложении обязанности согласовать проведение публичного мероприятия в форме митинга оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Верховный суд Удмуртской Республики через районный суд.

Решение в окончательной форме изготовлено председательствующим судьей на компьютере 11 октября 2017 года.


 

РЕШЕНИЯ СУДОВ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ:

Решение суда об отказе в согласовании публичного мероприятия в форме митинга

Урбан С.В. обратился в суд с административным иском к Администрации города Ижевска о признании незаконным решения об отказе в согласовании публичного мероприятия в форме митинга.Требования мотивированы тем, что административным истцом 09.10.2017 г...

Решение суда об отказе в согласовании Васильеву О.В. публичного мероприятия в форме митинга

Васильев О.В. обратился в суд с административным иском к Администрации Главы и Правительства Удмуртской Республики о признании незаконным решения об отказе в согласовании Васильеву О.В. публичного мероприятия в форме митинга на Центральной площади...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru