Решение суда о признании в порядке приватизации права общей долевой собственности на жилое помещение № 2-1326/2017 ~ М-1236/2017

РЕШЕНИЕ

г. Самара «16» августа 2017 года

Куйбышевский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего Гараевой Р.Р.,

при секретаре Иванове А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1326/17 по иску Шабашовой Татьяны Александровны, Шабашовой Анастасии Дмитриевны к Департаменту управления имуществом городского округа Самара о признании в порядке приватизации права общей долевой собственности на жилое помещение.

УСТАНОВИЛ:

Истцы Шабашова Т.А. и Шабашова А.Д. обратились в суд с иском, в котором просили признать за ними право общей долевой собственности в порядке приватизации на жилое помещение – комнату № <адрес>, общей площадью <...> кв.м.

В процессе подготовки дела к судебному разбирательству по инициативе суда к участию в деле в качестве 3-их лиц не заявляющих самостоятельные исковые требования, были привлечены – АО «Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ» и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области.

В судебном заседании представитель истцов Шабашовой Т.А. и Шабашовой А.Д. – Ульянов С.Н., действующий на основании доверенности, поддержал исковые требования и показал, что Шабашова Т.А. и Шабашова А.Д. зарегистрированы и проживают в комнате № в <адрес> <адрес> с 03.02.2004 года временно и постоянно с 26.05.2006 года. Указанное жилое помещение было предоставлено истцу Шабашовой Т.А. КЖКХ и ОН Куйбышевского района г. Самары, в связи с трудовыми отношениями. Шабашова Т.А. является нанимателем указанной комнаты, на ее имя открыт финансово - лицевой счет, заключен договор найма общежития от 29.07.2004 года. Шабашова Т.А. и Шабашова А.Д. проживают по вышеуказанному адресу, Шабашова Т.А. выполняет свои обязанности нанимателя, регулярно оплачивает коммунальные платежи, задолженностей по оплате не имеет. Шабашова Т.А. и Шабашова А.Д. обратились в Департамент управления имуществом г.о.Самара по вопросу приватизации занимаемого ими жилого помещения. Однако, в удовлетворении заявления им было отказано с указанием на то, что жилое помещение относится к специализированному жилому фонду и приватизации не подлежит. Считает данный отказ незаконным и необоснованным, противоречащим действующему законодательству. Просит исковые требования удовлетворить, признать за Шабашовой Т.А. и Шабашовым А.Д. право общей долевой собственности в порядке приватизации на жилое помещение - комнату №, общей площадью- <...> кв.м., жилой площадью – <...> кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, <адрес>.

Представитель ответчика - Департамента Управления имуществом г.о. Самара в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещался надлежаще (л.д. 39).

Представители третьих лиц – АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ», Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, в судебное заседание не явились, по неизвестным суду причинам, о дате и времени судебного заседания извещались надлежащим образом.

Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся представителей третьих лиц в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.

Изучив материалы дела, выслушав доводы представителя истцов, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации № 1541-1 от 04.07.1991 года «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Согласно ст. 11 Закона РФ от 04.07.1991 г. № 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

В силу ст. 4 вышеуказанного Закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в общежитиях.

Согласно ст. 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежащих государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма со всеми вытекающими последствиями, в том числе с правом приватизации гражданами занимаемых ими жилых помещений в этих домах.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 11 апреля 2011 года № 4-П "По делу о проверке конституционности статьи 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" статья 7 указанного Федерального закона, в той мере, в какой содержащаяся в ней норма - по смыслу, придаваемому ей сложившейся правоприменительной практикой, - не допускает возможность применения норм Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, если эти жилые помещения были предоставлены гражданам на законных основаниях после 1 марта 2005 года (даты введения в действие Жилищного кодекса РФ) и здания, в которых они находятся, переданы в ведение органов местного самоуправления также после этой даты признана не соответствующей Конституции РФ, ее статьям 19 (части 1 и 2), 40 (часть 1) и 55 (часть 3).

В соответствии со ст. 92 Жилищного кодекса РФ включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (в редакции Федерального закона от 23 июля 2008 года № 160-ФЗ).

Главой 7 Жилищного кодекса РФ предусмотрены основания и порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма, так ст. 49 Жилищного кодекса РФ прямо предусматривает, что малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Таким образом, из содержания указанных правовых норм в их системной взаимосвязи следует, что жилые помещения в домах имеющих статус общежития, предоставленные гражданам в связи с работой или обучением, а также в нарушение установленного законом порядка постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения, приватизации не подлежат.

Вместе с тем, по смыслу закона право на приватизацию жилых помещений, использовавшихся в качестве общежитий государственными или муниципальными организациями или учреждениями, имеют лица вселенные в соответствующие помещения до передачи их в ведение органов местного самоуправления, поскольку именно между указанными гражданами и соответствующим органом местного самоуправления, в силу ст. 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ, возникают правоотношения, основанные на нормах Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма со всеми вытекающими последствиями, в том числе с правом приватизации гражданами занимаемых ими жилых помещений в этих домах. Между тем, граждане, вселенные в названные жилые помещения, после передачи их в ведение органов местного самоуправление не на основании договора социального найма, права на приватизацию таких помещений не приобретают.

Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права.

Судом установлено, что истцы Шабашова Т.А. и Шабашова А.Д. зарегистрированы и проживают в комнате № <адрес>, с 03.02.2004 года – временно, с 26.05.2006 года – постоянно. На имя Шабашовой Т.А. в МП г.о.Самара «ЕИРЦ» открыт финансово-лицевой счет №, по которому истцы оплачивают жилищно-коммунальные услуги, задолженности не имеют (л.д. 19,18).

Указанное жилое помещение было предоставлено 29.07.2004 года истцу Шабашовой Т.А. КЖКХ и ОН Куйбышевского района г. Самары, в связи с трудовыми отношениями с ММУ МСЧ № 17, что подтверждается договором найма общежития от 29.07.2004 года и копией трудовой книжки (л.д. 8-9, 97-98).

Согласно техническому паспорту, выполненному Аналитическим центром по состоянию на 19.06.2017 года, комната № <адрес> имеет общую площадь <...> кв.м., жилую – <...> кв.м. (л.д. 14-15).

Спорное жилое помещение поставлено на кадастровый учет, что подтверждается кадастровым паспортом от 13.11.2008 года. Назначение жилого помещения – жилое, вид жилого помещения в многоквартирном доме - комната (л.д. 17).

Как было установлено при рассмотрении дела, общежитие, расположенное по адресу: <адрес>, по состоянию на 01.07.1992 года находилось в ведении государственного предприятия - Куйбышевский нефтеперерабатывающий завод.

На основании Указа Президента РФ «Об особенностях приватизации и преобразования в Акционерные Общества государственных предприятий, производственных и научной производственных объединений нефтяной, нефтеперерабатывающей промышленности и нефтепродуктообеспечения» от 17.11.1992 года № 1403, постановления Администрации Куйбышевского района г. Самары от 01.09.1993 г. № 193, Куйбышевский нефтеперерабатывающий завод был преобразован в Акционерное общество открытого типа «Куйбышевский нефтеперерабатывающий завод».

На основании Договора № 11 от 22.01.1996 года, фондом имущества Самарской области АООТ «КНПЗ» передано в собственность государственное имущество, в том числе и <адрес>.

Согласно Постановлению Главы города Самары от 28.12.2001г. № 1572 объекты жилищного фонда, передаваемые ОАО «Куйбышевский нефтеперерабатывающий завод», в том числе и общежитие, расположенное по адресу: <адрес>, приняты в муниципальную собственность.

Акт приема-передачи объектов жилищно-коммунального хозяйства в муниципальную собственность подписан между ОАО «КНПЗ» и Председателем Комитета по управлению имуществом г. Самары 10.01.2002 года.

На основании акта приема-передачи от 21.06.2004 года, объекты жилого фонда с баланса ОАО «КНПЗ» были переданы на баланс Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству и обслуживанию населения Администрации Куйбышевского района г.Самары.

В соответствии со ст. 18 Закона РСФСР от 04.07.1991 года «О приватизации жилищного фонда в РФ» (в ред. ФЗ от 23.12.1992 года № 4199-1), при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.

Из материалов дела следует, что в 2017 году истцы обратились в Департамент управления имуществом г.о. Самара по вопросу приватизации занимаемого ими жилого помещения. Однако, в удовлетворении их заявления было отказано, в связи с тем, что испрашиваемое ими жилое помещение отнесено к специализированному жилому фонду и в силу действующего законодательства приватизации не подлежит (л.д. 6,7).

Согласно сведениям представленным Департаментом управления имуществом г.о. Самара, объект недвижимости – комната №, расположенная по адресу: <адрес>, является муниципальной собственностью, включена в реестр муниципального имущества 28.12.2001 года на основании Постановления Главы города Самары № 1572 от 28.12.2001 года (л.д. 6). Право собственности муниципального образования – городского округа Самара, на указанный объект недвижимости зарегистрирован в установленном законом порядке в Управлении Федеральной регистрационной службы по Самарской области (л.д. 64-65).

Вместе с тем, решение о включении <адрес> в состав специализированного жилого фонда, после его передачи в муниципальную собственность, не принималось.

Постановление Главы города Самара от 28.12.2001 года № 1572, по мнению суда, не подтверждает факт принятия органом, осуществляющим управление государственным или муниципальным жилищным фондом в установленном законом порядке решения о включении жилого дома, расположенного по указанному выше адресу, в специализированный жилищный фонд, поскольку лишь свидетельствует о передаче этого объекта недвижимости в муниципальную собственность.

Таким образом, суд приходит к выводу, что жилой <адрес>, ранее находившийся в хозяйственном ведении государственного предприятия и использовавшийся в качестве общежития, утратил статус общежития в силу закона и к нему применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. Отсутствие договора социального найма, а также решения об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма.

Следовательно, истцы, которые занимают жилое помещение в указанном доме, вправе приобрести его в собственность в порядке приватизации в порядке ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

На момент вступления в силу ст. 7 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» от 29.12.2004 года, истцы были вселены в спорное жилое помещение и проживали в нем на законных основаниях. На момент рассмотрения заявленных требований вопрос об их выселении из занимаемого ими жилого помещения не ставился. Кроме того, истцы постоянно зарегистрированы и проживают в указанном жилом помещении, несут расходы по его содержанию, производят оплату коммунальных услуг.

Отсутствие заключенного договора социального найма, по мнению суда, основанием для отказа в иске не является.

Учитывая изложенные обстоятельства в совокупности, суд считает требования истцов о признании за ними право общей долевой собственности на занимаемое жилое помещение в порядке приватизации обоснованным, поскольку все необходимые условия, предусмотренные Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», выполнены, право на приватизацию истцами не использовано (л.д. 21-27, 90-93).

Оснований для отказа в удовлетворении исковых требований суд не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Исковые требования Шабашовой Татьяны Александровны, Шабашовой Анастасии Дмитриевны - удовлетворить.

Признать за Шабашовой Татьяной Александровной и Шабашовой Анастасией Дмитриевной в порядке приватизации право общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, комната №, общей площадью <...> кв.м., жилой площадью <...> кв.м., по 1/2 доле за каждым.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Куйбышевский районный суд г. Самары в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 21.08.2017 года.

Судья: Р.Р. Гараева


 

РЕШЕНИЯ СУДОВ ПО ПРИВАТИЗАЦИИ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ:

Решение суда о признании права собственности на жилое помещение в силу приобретательной давности

Игонина Н.А. обратилась в суд с иском к Департаменту управления имуществом г.о.Самара о признании права собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: Самарская область, г.Самара, Куйбышевский район, в силу приобретательной давности.В ...

Решение суда о признании права собственности в порядке приватизации

Федоров В.А. обратился в суд с иском к Департаменту управления имуществом г.о.Самара о признании права собственности в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу: Самарская область, г.Самара, Куйбышевский район, В судебном за...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru