Решение суда о признании решения муниципального органа незаконным № 2а-6679/2017 ~ М-3921/2017

Дело № 2а-6679/2017

Категория 3.17

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 ноября 2017 года Октябрьский районный суд г. Красноярска в составе председательствующего судьи Вожжовой Т.Н.,

при секретаре Скобцовой Е.С.,

с участием истца Хачатурян Т.В., представителя ответчика Негодяевой О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Хачатурян Т.А. к главному управлению образования администрации г. Красноярска, территориальному отделу главного управления образования администрации города в Октябрьском районе г. Красноярска о признании решения муниципального органа незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Хачатурян Т.А. обратилась в суд с иском к территориальному отделу главного управления образования администрации города в Октябрьском районе г. Красноярска, мотивируя требования тем, что является матерью несовершеннолетнего Хачатуряна А.В., 00.00.0000 года года рождения. Её супруг Хачатурян В.А. является офицером запаса, и проходил военную службу в вооруженных силах Российской Федерации с 1995 года по 2008 год. При обращении в территориальный отдел главного управления образования администрации города в Октябрьском районе г. Красноярска за путевкой в дошкольное образовательное учреждение для сына, она получила отказ. Полагая, что её ребенок имеет право на получение места в дошкольном образовательном учреждении в льготном порядке (в первоочередном), просит признать действие территориального отдела главного управления образования администрации города в Октябрьском районе г. Красноярска, выразившееся в незаконном отказе в предоставлении места в дошкольном учреждении в первоочередном порядке сыну Хачатуряну А.В.

Определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечено главное управление образования администрации г. Красноярска.

В судебном заседании административный истец Хачатурян Т.А. требования поддержала в полном объеме. Суду пояснила, что её супруг Хачатурян В.А. проходил военную службу по контракту в период с 1995 года по 2008 год, и уволен в запас в связи с истечением срока контракта. Их первому ребенку было предоставлено место в первоочередном порядке, и никаких вопросов ранее не возникало. Полагает, что положения Закона «О статусе военнослужащих» в п. 5 ст. 23 прямо устанавливает, что гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей, устанавливается дополнительные права на социальное обеспечение, а именно предоставление не позднее месячного срока с момента обращения граждан, уволенных с военной службы, мест для их детей в общеобразовательных и дошкольных организациях и летних оздоровительных лагерях независимо от форм собственности. Также суду указала, что ответчик решение об отказе в предоставлении путевки не принимал, а требование о предоставление дополнительных документов для подтверждения наличия льготы расценивает как отказ в предоставлении места в детском саду.

Представитель ответчика главного управления образования администрации г. Красноярска Негодяева О.С., действующая на основании доверенности № 2 от 13 января 2017 года, иск не признала. Пояснила, что сын истца Хачатурян А.В. поставлен на учет для определения в дошкольное образовательное учреждение 05 мая 2015 года. При укомплектовании на 2017-2018 годы несовершеннолетнему предоставлено место в детском саду № 305. При обращении за путевкой письмом № 675 от 19 июля 2017 года у истца были запрошены документы для подтверждения наличия льготы, поскольку она предоставляется не всем уволенным с военной службы, а только по определенным основаниям. Вместе с тем истцом такие документы представлены не были, в связи с чем ребенок был «возвращен» в общую очередь. Решение об отказе в предоставлении ребенку истца путевки в детский сад не принималось. Просят в удовлетворении требований отказать.

Представитель ответчика территориального отдела главного управления образования администрации города в Октябрьском районе г. Красноярска в судебное заседание не явился, извещены о дате, времени и месте рассмотрения дела заказным письмом, о причинах неявки суд не уведомили.

С учетом мнения лиц, суд полагает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, рассмотрев дело в порядке административного судопроизводства, суд приходит к следующему.

На основании ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Согласно ст. 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

В силу ст. 2, ч. 1 ст. 21, п. 1 ч. 2 ст. 23 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей действует сеть дошкольных образовательных учреждений.

Из содержания п.13 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа относится к вопросам местного значения.

В целях организации общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории г. Красноярска постановлением администрации г.Красноярска от 22 мая 2007 года № 304 утверждено Положение о порядке комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений и дошкольных групп муниципальных образовательных учреждений г.Красноярска.

В соответствии с вышеуказанным постановлением комплектование учреждений на новый учебный год проводится ежегодно с 1 апреля по 1 сентября. Доукомплектование учреждений в остальное время проводится при наличии вакантных мест и в соответствии с установленными законодательством нормативами наполняемости учреждений. Результаты ежегодного комплектования учреждений подводятся по состоянию на 5 сентября каждого года. Места в учреждениях предоставляются в порядке очереди.

В соответствии с пунктами 2.5, 2.6 указанного Положения Главное управление образования администрации г. Красноярска осуществляет учет детей для определения в муниципальные дошкольные образовательные учреждения. Учет производится на электронном носителе посредством автоматизированной информационной системы, которая ведется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных».

Положением о главном управлении образования администрации г.Красноярска, утвержденным распоряжением администрации города от 20 февраля 2014 года № 56-р, предусмотрено, что Главное управление образования администрации г. Красноярска является органом администрации города, действующим в целях осуществления полномочий органов местного самоуправления города Красноярска по решению вопросов местного значения, а также отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления г. Красноярска, в области образования.

Соответственно, территориальный отдел главного управления образования администрации города в Октябрьском районе г. Красноярска является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку не уполномочено на разрешение вопросов в указанной сфере.

Главное управление образования г. Красноярска составляет списки детей для определения в дошкольные группы муниципальных общеобразовательных учреждений, муниципальных образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста и муниципальные дошкольные образовательные учреждения, в том числе учреждения компенсирующего вида, комбинированного вида города Красноярска и по результатам комплектования на 1 мая текущего года издает соответствующий приказ. По итогам комплектования автоматизированной информационной системой формируется направление. Направление подписывается лицом, уполномоченным на выдачу направлений, и заверяется штампом органа, выдавшего направление. Выдача направлений осуществляется территориальными отделами управления образования.

Как установлено в судебном заседании, Хачатурян А.В., 00.00.0000 года года рождения, состоит с 05 мая 2015 года в очереди на определение в дошкольное образовательное учреждение, номер учетной записи – 240033653028 (л.д. 30-31).

Также судом установлено, что отец несовершеннолетнего Хачатурян В.А. проходил военную службы в период с 1995 года по 2008 год (л.д. 9). Приказом № 016 от 25 апреля 2008 года Хачатурян В.А. уволен с военной службы в запас по пп. «б» п. 1 ст. 5 «О воинской обязанности и военной службе» (по истечении срока контракта) (л.д. 13).

Разрешая спор, суд исходит из того, что реализация права на получение общедоступного бесплатного дошкольного образования неразрывно связана с порядком комплектования детьми муниципальных образовательных учреждений, утвержденным учредителем в пределах предоставленной ему законом компетенции. Установленный учредителем порядок комплектования МДОУ распространяется в равной степени на всех лиц.

При этом, следует отметить, что все гарантированные Конституцией Российской Федерацией права должны осуществляться гражданами с соблюдением принципа, установленного ст. 17 Конституции Российской Федерации, которая гласит, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Вместе с тем, учитывая особенный статус отдельных категорий граждан, учитывая специфику их деятельности, законодательств, реализуя свои полномочия вправе устанавливать для них льготы при реализации прав.

Согласно п. 2.2. Положения о порядке комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений и дошкольных групп муниципальных образовательных учреждений города Красноярска, утвержденного Постановлением администрации г. Красноярска от 22 мая 2007 № 304 (ред. от 01.08.2016) первоочередным правом определения детей в учреждение пользуются следующие категории граждан: дети, находящиеся под опекой (за исключением временной опеки); дети из семей, переселяющихся по Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом; дети всех категорий работников муниципальных дошкольных образовательных учреждений и дети сотрудников дошкольных групп муниципальных общеобразовательных учреждений, муниципальных образовательных учреждений дошкольного и младшего школьного возраста; дети медицинских работников, закрепленных за муниципальными дошкольными учреждениями, дошкольными группами муниципальных общеобразовательных учреждений и муниципальных образовательных учреждений дошкольного и младшего школьного возраста, работающих в них в течение полного рабочего дня, а также иные категории граждан, льготы которым установлены действующим законодательством. В случае одновременного (в один день) обращения для приема детей в учреждение в первоочередном порядке преимущество отдается гражданам, обладающим правом первоочередного приема их детей в учреждение в соответствии с федеральным законодательством.

Так, согласно п. 6 ст. 19 Федерального закона № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» при изменении места военной службы военнослужащих - граждан, проходящих военную службу по контракту, а также при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями члены их семей, обучающиеся в государственных образовательных организациях, имеют право переводиться (приниматься) в образовательные организации, ближайшие к новому месту военной службы или месту жительства. Детям военнослужащих по месту жительства их семей места в государственных и муниципальных общеобразовательных и дошкольных образовательных организациях и летних оздоровительных лагерях предоставляются в первоочередном порядке.

При этом согласно ст. 2 указанного закона к военнослужащим относятся офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту.

Граждане (иностранные граждане) приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы.

Как следует из п. 5 ст. 23 Федерального закона № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей устанавливаются следующие дополнительные права на трудоустройство и социальное обеспечение, а именно, предоставление не позднее месячного срока с момента обращения граждан, уволенных с военной службы, мест для их детей в общеобразовательных и дошкольных образовательных организациях и летних оздоровительных лагерях независимо от форм собственности.

Анализ указанных норм в их системном толковании позволяет сделать вывод, что первоочередным правом на предоставление ребенку места в дошкольном образовательном учреждении обладают граждане, проходящие военную службу, а также уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Судом установлено и подтверждается истцом, что отец ребенка уволен с военной службы в 2008 году в запас по истечении срока контракта, т.е. не относится к числу лиц, имеющих право на первоочередное предоставление места в детском саду.

Аналогичные указания даны и в Письме Минобрнауки России от 08 августа 2013 года № 08-1063 «О рекомендациях по порядку комплектования дошкольных образовательных учреждений», согласно п. 12 которого дети, родители (законные представители) которых имеют право на первоочередное зачисление ребенка в учреждение, дети военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, уволенных с военной службы при достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Тогда как согласно п. 2.4. Положения о порядке комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений и дошкольных групп муниципальных образовательных учреждений города Красноярска, утвержденного Постановлением администрации г. Красноярска от 22 мая 2007 № 304, наличие у родителей (законных представителей) права на внеочередной или первоочередной прием их детей в учреждение подтверждается соответствующими документами при постановке на учет и на момент выдачи направления.

При таком положении, оснований для предоставления несовершеннолетнему Хачатуряну А.В. места в дошкольном образовательном учреждении в первоочередном порядке не имеется.

При этом суд отмечает, что обращаясь в суд, истец просит признать незаконным отказ в представлении места в дошкольном образовательном учреждении, тогда как ответчиком главным управлением образования администрации г. Красноярска решение об отказе в предоставлении места в детском саду не принималось.

Согласно сведениям автоматизированной системы Хачатурян А.В. состоит на учете по категории «очередник – не подтверждена льгота», номер очереди 1099.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения заявления Хачатурян Т.А. о признании незаконным отказа в предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении, не имеется, поскольку решение в виде отказа ответчиком не принималось, а истец не имеет льгот на предоставление её ребенка места в детском саду в первоочередном порядке.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводстве Российской Федерации, суд

РЕШИЛ

В удовлетворении исковых требований Хачатурян Т.А. к главному управлению образования администрации г. Красноярска, территориальному отделу главного управления образования администрации города в Октябрьском районе г. Красноярска, о признании решения муниципального органа незаконным, отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: (подпись) Т.Н. Вожжова

Копия верна: Т.Н. Вожжова


 

РЕШЕНИЯ СУДОВ ПО ИСКАМ К ОРГАНАМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ:

Решение суда о признании действий выразившихся в незаконном возложении обязанности по переносу забора в границы участка - неправомерными

Хисматов Н.Ф. обратился в суд с вышеуказанным административным иском, указав в обосновании, что Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан назначена внеплановая документальная пров...

Решение суда о признании незаконным решения Управления по вопросам миграции МВД по Республике Башкортостан и его отмене

Хаджиев Ш.М. обратился в суд с административным иском к МВД по Республике Башкортостан о сокращении срока неразрешения въезда на территорию Российской Федерации.В ходе судебного разбирательства на основании ст. 46 КАС РФ требования были уточнены. ...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru