Решение суда об отказе в предоставлении земельного участка № 2а-4400/2017 ~ М-4013/2017

Дело № 2а-4400/2017

    

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Пермь 2 ноября 2017 г.

Индустриальный районный суд г. Перми в составе:

федерального судьи Реутских П. С.,

при секретаре Зобачевой В. П.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Рычихиной Г. М. об оспаривании решения Департамента земельных отношений администрации города Перми об отказе в предоставлении земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

административный истец обратился в суд с указанными выше требованиями, указав в их обоснование следующее.

ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Департамент земельных отношений администрации города Перми с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым № площадью 456 м2 для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № Департамент земельных отношений администрации города Перми отказал заявителю в предоставлении земельного участка, указав, что с заявлением обратилось лицо, которое не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов; границы земельного участка подлежат уточнению. Административный истец полагает данный отказ незаконным, указывая, что является инвалидом второй группы, имеющим первоочередное право получения земельных участков для ИЖС, поскольку нуждается в улучшении жилищных условий.

В судебное заседание административный истец не явился, направил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие, на заявленных требованиях настаивает.

Административный ответчик о дне слушания дела извещен надлежащим образом, представителем направлен письменный отзыв, в котором он указывает о несогласии с заявленными требованиями.

Исследовав доказательства по делу, суд приходит к следующим выводам.

Административный истец является инвалидом 2-й группы по общему заболеванию (л.д. 15).

ДД.ММ.ГГГГ Рычихина Г. М. обратилась в Департамент земельных отношений администрации города Перми с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым № площадью 456 м2 для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, на основании ч. 2 ст. 39.6 ЗК РФ.

Решением начальника Департамента земельных отношений администрации города Перми от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении земельного участка Рычихиной Г. М. отказано, поскольку последняя не состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, и, следовательно, не имеет права на приобретение испрашиваемого земельного участка без проведения торгов. Кроме того, граница испрашиваемого земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.

Разрешая заявленные требования о признании указанного выше решения от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, суд полагает необходимым указать о нижеследующем.

Конституция Российской Федерации (статья 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В соответствии с последним абзацем ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

В соответствии с п. 14 ч. 2 ст. 39.6 ЗК РФ, в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов.

При разрешении дел названной категории необходимо учитывать следующее.

Статья 17 Федерального закона N 181-ФЗ поименована как "Обеспечение инвалидов жилой площадью" и регламентирует способы реализации права инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий.

В соответствии с Правилами предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года N 901, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями названных Правил.

Исходя из системного анализа приведенных норм закона право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, соответственно, связано с нуждаемостью граждан, относящихся к данной категории лиц, в улучшении жилищных условий.

Таким образом, первоочередное обеспечение земельными участками инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, для индивидуального жилищного строительства является мерой социальной поддержки, направленной не на всех инвалидов и не на все семьи, имеющие в своем составе инвалидов, а на тех относящихся к этой категории лиц, которые нуждаются в получении такой социальной поддержки, как дополнительной гарантии реализации их жилищных прав, то есть на инвалидов и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, которые состоят на жилищном учете или имеют основания для постановки на жилищный учет.

При определении понятия "нуждающийся в улучшении жилищных условий" следует руководствоваться положениями статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Отсутствие данных о постановке инвалида на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий не является безусловным основанием для отказа в предоставлении земельного участка.

Право инвалида претендовать на меру социальной поддержки в виде предоставления земельного участка для жилищного строительства может быть реализовано им и в отсутствие постановки на жилищный учет. В таком случае исследование нуждаемости лица в улучшении жилищных условий может быть осуществлено как органом местного самоуправления при решении вопроса о предоставлении земельного участка, так и судом в рамках рассмотрения дела (Справка по результатам обобщения практики по применению судами Пермского края норм земельного законодательства, утв. президиумом Пермского краевого суда 30.06.2017).

В соответствии с ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с ч. 2 ст. 62 КАС РФ, обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.

В обоснование заявленных требований административным истцом представлены сведения об отсутствии у нее и членов ее семьи в собственности жилых помещений (л.д. 12, 25).

Доказательства предоставления административному истцу и членам его семьи жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования административным ответчиком не представлены.

В настоящее время административный истец арендует жилье у частного лица за плату (л.д. 17-21), доказательств обратного административным ответчиком не представлено.

При таких обстоятельствах, у суда имеются достаточные основания полагать, что административный истец является нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Также следует отметить, что действующим законодательством обязанность по формированию и постановке земельного участка на кадастровый учет для последующего предоставления по статье 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" на инвалида не возлагается.

Наличие у инвалида и семей, имеющих в своем составе инвалидов, права на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства не означает обязанность органа местного самоуправления предоставить по требованию указанных лиц любой произвольно выбранный ими земельный участок, что согласуется с позицией Верховного Суда Российской Федерации (определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации N 53-КГ14-22 от 21.01.2015).

Поскольку при принятии оспариваемого решения административным ответчиком не была учтена нуждаемость заявителя в улучшении жилищных условий, принимая во внимание, что обязанность по формированию и постановке земельного участка на кадастровый учет для последующего предоставления по статье 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" на инвалида не возлагается, суд приходит к выводу о том, что решение Департамента земельных отношений администрации города Перми от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении земельного участка Рычихиной Г. М. является незаконным, то есть принятым с нарушением приведенных выше норм, и нарушающим право заявителя на получение в аренду земельного участка без проведения торгов для ИЖС с целью улучшения жилищных условий.

При таких обстоятельствах, требования заявителя подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ

признать незаконным решение Департамента земельных отношений администрации города Перми от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении земельного участка Рычихиной Г. М..

Возложить на Департамент земельных отношений администрации города Перми обязанность предоставить Рычихиной Г. М. земельный участок в аренду без проведения торгов для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Индустриальный районный суд г. Перми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Федеральный судья: П. С. Реутских


 

РЕШЕНИЯ СУДОВ ПО ИСКАМ К ОРГАНАМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ:

Решение суда о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина

административный истец обратился в суд с административным иском об оспаривании решения о неразрешении въезда на территорию Российской Федерации, указав в обоснование, что является гражданином Таджикистана. Приехав на территорию РФ дд.мм.гггг, вста...

Решение суда о взыскании исполнительского сбора

административный истец обратился в суд с указанными выше требованиями, указав в их обоснование следующее.В производстве судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Ленинскому и Индустриальному районам г. Перми УФССП по Пермскому кр...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru