Решение суда о признании бездействия незаконным, возложении обязанности № 2а-2937/2017 ~ М-3058/2017

дело № 2а-2937/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Волгоград 07 ноября 2017 года

Ворошиловский районный суд г.Волгограда

в составе: председательствующего судьи Рыкова Д.Ю.

при секретаре Яковлевой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Ворошиловского района г. Волгограда к администрации Ворошиловского района г. Волгограда, администрации г. Волгограда, комитету природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

прокурор Ворошиловского района г. Волгограда обратился в Ворошиловский районный суд г. Волгограда с административным иском к администрации Ворошиловского района г. Волгограда, администрации г. Волгограда, в котором просит признать бездействие администрации г. Волгограда, администрации Ворошиловского района г. Волгограда по непринятию мер, направленных на ликвидацию несанкционированных свалок на территории района, незаконным; о возложении обязанности на администрацию г. Волгограда обеспечить финансирование ликвидации выявленных несанкционированных свалок, расположенных на территории <адрес>; обязать администрацию Ворошиловского района г. Волгограда организовать проведение ликвидации свалок Как указано в иске в ходе проведения прокурорской проверки на <адрес> <адрес>, территория напротив здания по <адрес>, выявлен участок несанкционированного размещения отходов производства и потребления площадью <данные изъяты> га, объемом ориентировочно <данные изъяты> куб.м (строительный мусор); - на территории в районе городского леса по направлению к <адрес> выявлен участок несанкционированного размещения отходов производства и потребления площадью <данные изъяты> объемом ориентировочно <данные изъяты> куб.м (бытовой, строительный мусор, ветки), далее на территории, расположенной на <адрес>, на пересечении <адрес> и <адрес> выявлен участок несанкционированного размещения отходов производства и потребления площадью <данные изъяты> га, объемом ориентировочно <данные изъяты> куб.м (строительный мусор, ветки); далее на территории, расположенной на пересечении <адрес> и <адрес>, выявлен участок несанкционированного размещения отходов производства и потребления площадью <данные изъяты> га, объемом ориентировочно <данные изъяты> куб.м (бытовой, строительный мусор, ветки). Таким образом проверкой установлено, что вышеуказанные требования законодательства и муниципальных нормативные акты по охране окружающей среды, обращению с отходами потребления и о пожарной безопасности не соблюдаются. Администрацией Волгограда и администрацией Ворошиловского района Волгограда не приняты достаточные меры по организации работ по уборке и благоустройству территории района, в результате чего на территории района образовались многочисленные свалки горючих отходов. В соответствии со ст.ст. 3,19,38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы местного самоуправления, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Наличие свалок на отмеченных территориях свидетельствует о неблагоустроенности территории Ворошиловского района, создает благоприятные условия для возникновения и распространения природных пожаров, что нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

В судебном заседании помощник прокурора Ворошиловского района г. Волгограда Даулетова С.М., требования поддержала, настаивала на удовлетворении, по доводам изложенных в исковом заявлении.

Представитель административного ответчика администрации Волгограда, действующая на основании доверенности Турбина И.А., требования прокурора Ворошиловского района г. Волгограда не признала, указав, административным истцом, что не доказано нарушение администрацией Волгограда требований нормативно правовых актов. Так же указывает, что администрации Волгограда является ненадлежащим ответчиком по делу, так как с ДД.ММ.ГГГГ организация деятельности по обращению с отходами возложена на органы государственной власти субъекта РФ и конкретно на комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области

В судебном заседании представитель привлеченного у частию в судебном заседании ответчика - комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии <адрес>, действующая на основании доверенности Богородицкая Н.А., с исковыми требованиями не согласилась, пояснив, что в соответствии с п. <данные изъяты> постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п «Об утверждении положения о комитете жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса <адрес>», обязанность по проведению конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами возложена на комитет жилищно- коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса <адрес>. Обстоятельством, имеющим значение для возложения обязанности по ликвидации несанкционированной свалки на конкретное лицо, является установление того, кто является ответственным за организацию такой свалки. На основании пункта 7.8 ГОСТа 30772-2001 собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся (Примечание к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001). Так при привлечении комитета к участию в деле в качестве административного соответчика судом не принят во внимание тот факт, что Закон № 89-ФЗ определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья. Кроме того, в отношения в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, регулируемыми нормами Закона № 89-ФЗ были внесены соответствующие изменения Федеральным законном от ДД.ММ.ГГГГ № 458-ФЗ впервые введено понятие "твердые коммунальные отходы" (ТКО) и предусмотрены особые правила по обращению с ними. По этим основаниям просит в административном иске прокурора Ворошиловского района г. Волгограда к комитету природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности, отказать.

Представитель административного ответчика администрация Ворошиловского района г. Волгограда в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и в установленном порядке, причина не явки суду не сообщена.

В судебное заседание заинтересованное лицо МБУ «ЖКХ Ворошиловского района Волгограда не явился о времени и месте рассмотрения дела извещен, причины неявки суду не сообщил.

Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы административного дела, суд находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. ст. 36, 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации. Поэтому, согласно ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.

В частности, отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды (ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", п. 1 ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"). А объектом размещения отходов является только специально оборудованное сооружение (ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления").

Поскольку обеспечение конституционных прав граждан составляет существо деятельность всех уровней власти государства, то в природоохранной деятельности должны принимать участие федеральные и региональные органы государственной власти, а также органы местного самоуправления согласно своей компетенции.

В соответствии с ч. 2 ст. 21 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", регулирующей отношения, возникающие в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

При определении объема компетенции ответчиков суд приходит к выводу о том, что организация ликвидации несанкционированной свалки в границах муниципалитета, вне зависимости от принадлежности земельных участков, входит в совместную компетенцию субъекта РФ и муниципалитета, интересы которого в рассматриваемом гражданском деле представляет администрация Волгограда

В соответствии со ст. 6 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об отходах производства и потребления" К полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся:

организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов»

Вместе с тем в силу частей 2 и 3 статьи 8 Закона об отходах производства и потребления участие в организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов (городских округов), в том числе на межселенной территории, относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов (городских округов).

Более того, обязанность по участию в организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов (городских округов), возложена на органы местного самоуправления (городского округа) соответственно пунктом 14 части 1 статьи 15 и пунктом 24 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Постановлением администрации Волгограда от 26.06.2015г. утвержден «Порядок взаимодействия отраслевых (функциональных), территориальных структурных подразделейний администрации Волгограда и муниципальных учреждений Волгограда по выявлению и ликвидации мест несанкционированного размещения отходов производства и потребления на территории Волгограда.», в соответствии с п.5.16 данного Порядка администрации районов совместно с МБК ЖКХ районов в пределах утвержденных бюджетными ассигнованиями и лимитов бюджетных обязательств определяют места несанкционированного размещения отходов производства и потребления и согласуют их в течении ДД.ММ.ГГГГ дней с КДХЬ и ООС на предмет соответствия акту Комиссии и перечню мероприятий, разработанных администрациями районов.

Дальнейшие пункты данного норматива предусматривают администрацией Волгограда закупку услуги по ликвидации данных несанкционированных мест размещения отходов потребления.

Таким образом, действующее законодательство не снимает ответственности с органов местного самоуправления (городских округов) за не осуществление деятельности в области обращения с отходами. Указанная деятельность, вопреки позиции Администрации Волгограда, находится в сфере ее компетенции, а перераспределение полномочий в области обращения с отходами между муниципальными органами и органами государственной власти субъекта РФ не освобождает органы местного самоуправления (городских округов) от исполнения предусмотренных законом обязанностей.

Как следует из материалов дела и установлено судом, прокуратурой Ворошиловского района проведена проверка соблюдения законодательства о благоустройстве, в том числе при обращении с отходами производства потребления на территории района, в ходе которой выявлены нарушения, в ходе которой было установлено, что на <адрес>, территория напротив здания по <адрес>, выявлен участок несанкционированного размещения отходов производства и потребления площадью <данные изъяты> га, объемом ориентировочно <данные изъяты>.м (строительный мусор); на территории в районе городского леса по направлению к <адрес> выявлен участок несанкционированного размещения отходов производства и потребления площадью <данные изъяты> га, объемом ориентировочно <данные изъяты> куб.м (бытовой, строительный мусор, ветки); на территории, расположенной на <адрес>, на пересечении <адрес> и <адрес> выявлен участок несанкционированного размещения отходов производства и потребления площадью <данные изъяты> га, объемом ориентировочно <данные изъяты> куб.м (строительный мусор, ветки); на территории, расположенной на пересечении <адрес> и <адрес>, выявлен участок несанкционированного размещения отходов производства и потребления площадью <данные изъяты> га, объемом ориентировочно <данные изъяты> куб.м (бытовой, строительный мусор, ветки), что так же подтверждается актом обследования территории на предмет выявления и ликвидации мест несанкционированного размещения отходов производства и потребления на территории <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10) и не оспаривается сторонами по делу.

Положениями ч. 3 ст. 8 ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Доводы административного ответчика администрации Волгограда, о том, что он является ненадлежащим ответчиком, несостоятельна, поскольку не основана на законе, противоречит вышеизложенным положениям.

Принимая во внимание, что представленными доказательствами подтверждается размещение несанкционированной свалки на земельных участках, и учитывая, что ликвидация свалок относится к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области, суд приходит к выводу об обоснованности требований и наличии оснований для удовлетворения административного иска, при этом в связи с привлечением к участию в деле дополнительного ответчика, в компетенции и прямых обязанностях которого находится организация работ по устранению данных несанкционированных свалок отходов потребления суд полагает необходимым возложить соответствующую обязанность и на данного ответчика

Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ суд

РЕШИЛ

Признать бездействие администрации г. Волгограда, администрации Ворошиловского района г. Волгограда и комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области по непринятию мер, направленных на ликвидацию несанкционированных свалок на территории района, незаконным.

Обязать администрацию г. Волгограда обеспечить финансирование ликвидации выявленных несанкционированных свалок, расположенных на территории Ворошиловскою района г. Волгограда.

Обязать администрацию Ворошиловского района г. Волгограда организовать проведение ликвидации свалок: - <адрес>, территория напротив здания по <адрес>, выявлен участок несанкционированного размещения отходов производства и потребления площадью <данные изъяты> га, объемом ориентировочно <данные изъяты> куб.м (строительный мусор); на территории в районе городского леса по направлению к <адрес> выявлен участок несанкционированного размещения отходов производства и потребления площадью <данные изъяты> объемом ориентировочно <данные изъяты> куб.м (бытовой, строительный мусор, ветки); на территории, расположенной на <адрес>, на пересечении <адрес> и <адрес> выявлен участок несанкционированного размещения отходов производства и потребления площадью <данные изъяты> га, объемом ориентировочно <данные изъяты> куб.м (строительный мусор, ветки); на территории, расположенной на пересечении <адрес> и <адрес>, выявлен участок несанкционированного размещения отходов производства и потребления площадью <данные изъяты>, объемом ориентировочно <данные изъяты> куб.м (бытовой, строительный мусор, ветки).

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Волгоградский областной суд через Ворошиловский районный суд г. Волгограда.

Председательствующий Рыков Д.Ю.

Мотивированное решение суда составлено 9 ноября 2017 года.

Судья                                 Рыков Д.Ю.


 

РЕШЕНИЯ СУДОВ ПО ИСКАМ К ОРГАНАМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ:

Решение суда о приостановлении государственной регистрации права собственности, а так же отказа в государственной регистрации права собственности

дд.мм.гггг. Кашкина Т.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным уведомления Управления Росреестра по о приостановлении государственной регистрации права собственности от дд.мм.гггг. В обоснование своих требов...

Решение суда о приеме в гражданство РФ

Административный истец обратился в суд с иском и указывает, что с целью оформления гражданства РФ он лично обратился на прием в территориальное отделение Управления по вопросам миграции МВД России по Воронежской области, однако, в приеме заявления...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru