Решение суда об оспаривании решения коллегиального органа - Городской межведомственной комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей № 2- 7980/2014 ~ М-8136/2014

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 декабря 2016 года

Черемушкинский районный суд города Москвы

в составе судьи Кузнецовой С.А.,

при секретаре – Сафиной Е. З.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-7980/2016 по заявлению Бабушкина <данные изъяты> об оспаривании решения коллегиального органа - Городской межведомственной комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

УСТАНОВИЛ:

Бабушкин Е.С. обратился в суд с требованиями признать решение Городской межведомственной комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от ДД.ММ.ГГГГ (протокол № 119) по жилищному вопросу Бабушкина Е.С., незаконным, обязать Городскую межведомственную комиссию по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принять меры по восстановлению в полном объеме нарушенного права Бабушкина Е.С. на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения в городе Москве в соответствии с действующим законодательством.

Свои требования заявитель мотивировал тем, что родился ДД.ММ.ГГГГ в городе <адрес>, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Его мать решением Осташковского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав. Сведения об отце Бабушкина Е.С. внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка. Постановлением Главы муниципального образования «Осташков» от ДД.ММ.ГГГГ № Бабушкину Е.С. назначен опекун - ФИО3 (двоюродная бабушка), проживающая по адресу: Москва, <адрес>; за Бабушкиным Е.С. закреплено право на жилое помещение по адресу: <адрес> По указанному адресу, в комнате общежития площадью 12,5 кв.м заявитель с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован с матерью, лишенной родительских прав. В комнатах № этого общежития с ДД.ММ.ГГГГ также зарегистрированы граждане ФИО4, 07.01.1976, и ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.<адрес> по адресу: <адрес> ранее принадлежало АО «Селигерстрой». В настоящее время комнаты № 46-48, расположенные в общежитии по адресу: <адрес> находятся в муниципальной собственности МО «Городское поселение – <адрес>». Договор социального найма в отношении указанных комнат не заключался. С ДД.ММ.ГГГГ и до настоящего времени Бабушкин Е.С. проживает на площади бывшего опекуна по адресу: Москва, <адрес>, где был зарегистрирован по месту пребывания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Бабушкин Е.С. обучался с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ГБОУ СОШ № <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ГАОУ СПО Политехнический колледж № <адрес>. Заявитель жилых помещений в собственности в <адрес> и <адрес> не имеет. Уполномоченный орган в сфере опеки, попечительства и патронажа администрации муниципального округа Ясенево направил в Городскую межведомственную комиссию по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа ходатайство о предоставлении Бабушкину Е.С. жилого помещения. Решением указанной Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ (протокол № 119) в предоставлении Бабушкину Е.С. жилого помещения отказано в связи с тем, что <адрес> в соответствии с Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ № не является его местом жительства. Решение Комиссии по своему жилищному вопросу Бабушкин Е.С. полагает незаконным и подлежащим отмене.

Заявитель Бабушкин Е.С. в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен.

Представитель заявителя в судебное заседание явился, требования по доводам, изложенным в заявлении, поддержал.

Представитель Городской межведомственной комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, возражения по заявленным требованиям суду не представил.

Представитель Департамента городского имущества города Москвы в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, возражения по заявленным требованиям суду не представил.

Согласно ч. 2 ст. 257 ГПК РФ неявка в судебное заседание представителя органа, решение которого оспаривается, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления. При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав представителя заявителя, исследовав письменные материалы дела, суд находит требования Бабушкина Е.С. обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Как указано в статье 245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений, в том числе по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина.

В ст. 249 ГПК РФ установлено, что обязанности по доказыванию обстоятельств о законности оспариваемых решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения.

Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного, и социального развития.

Право на жилище является одним из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).

В статье 40 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство пп. «ж» и «к» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Судом установлено, что Бабушкин <данные изъяты> родился <данные изъяты> в городе <адрес>, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Указанный социальный статус Бабушкин Е.С. приобрел в связи с тем, что его мать ФИО6 решением Осташковского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ лишена в отношении него родительских прав. Сведения об отце Бабушкина Е.С. внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери.

С ДД.ММ.ГГГГ Бабушкин Е.С. находился в Социальном приюте для детей и подростков <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - на полном государственном обеспечении в ГБОУ «Осташковский детский дом».

Постановлением Главы муниципального образования «Осташков» от ДД.ММ.ГГГГ № в отношении Бабушкина Е.С. установлена опека. Опекуном назначена ФИО3 (двоюродная бабушка), проживающая по адресу: Москва, <адрес>. В указанном распорядительном акте за Бабушкиным Е.С. закреплено право на жилое помещение по адресу: <данные изъяты> а также указано, что в связи с отъездом опекуна ФИО3 с опекаемым в <адрес> постоянное место жительства, снять опекаемого и опекуна с учета в органах опеки и попечительства <адрес>.

На основании внутриведомственного ордера, выданного АО «Селигерстрой», от ДД.ММ.ГГГГ Бабушкин Е.С. с матерью, лишенной в отношении него родительских прав, с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован в комнате 12,5 кв.м общежития по адресу: <адрес>-а, комн.46. В комнатах № общежития по указанному адресу с ДД.ММ.ГГГГ на основании внутриведомственного ордера от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированы граждане ФИО4, 07.01.1976, и ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р., не являющиеся членами семьи Бабушкина Е.С.

В соответствии с постановлением Главы администрации <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № общежитие по адресу: <адрес> было зарегистрировано за АО «Селигерстрой».

В письме Главы администрации МО «Городское поселение – <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № указывается, что в собственность администрации МО «Городское поселение – <адрес>», согласно <адрес> № № от ДД.ММ.ГГГГ «О разграничении муниципального имущества между <адрес>ом <адрес> и входящими в его состав поселениями» и акту приема-передачи муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ года, передавались комнаты, расположенные в общежитии по адресу: <адрес>-а, в том числе комнаты №№ 46, 48, при этом весь дом в собственность администрации не передавался. В настоящее время комнаты № 46-48, расположенные в общежитии по адресу: <адрес>-а, находятся в муниципальной собственности МО «Городское поселение – <адрес>». Лица, проживающие в данном жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> не обращались в администрацию МО «Городское поселение – <адрес>» для решения вопроса о заключении договора социального найма жилого помещения.

Согласно акту обследования материально-бытовых условий от ДД.ММ.ГГГГ г., составленного Территориальным отделом социальной защиты населения <адрес>, комнаты в общежитии № и № являются смежными, граждане Яковенко самостоятельно поставили дверной проем между комнатами, которые и пользуются данными двумя комнатами. Вещей принадлежащих семье ФИО8 в комнатах нет. Место нахождения ФИО6 неизвестно.

С момента установления опеки ДД.ММ.ГГГГ и до настоящего времени Бабушкин Е.С. проживает на площади опекуна ФИО3 по адресу: Москва, <адрес>, где был зарегистрирован по месту пребывания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (свидетельство о регистрации по месту пребывания от ДД.ММ.ГГГГ № № с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (свидетельство о регистрации по месту пребывания от ДД.ММ.ГГГГ № № с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (свидетельство о регистрации по месту пребывания от ДД.ММ.ГГГГ № №).

Бабушкин Е.С. обучался с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ГБОУ СОШ № <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в ГАОУ СПО Политехнический колледж № <адрес>.

Согласно уведомлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от ДД.ММ.ГГГГ и справке ДЖПиЖФ <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ записи о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на имя Бабушкина Е.С. в городе Москве отсутствуют.

Согласно уведомлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ записи о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на имя Бабушкина Е.С. в <адрес> отсутствуют.

Постановлением Администрации муниципального образования «Городское поселение – <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № оставшийся без попечения родителей Бабушкин Е.С., ДД.ММ.ГГГГ г.р., поставлен на жилищный учет в качестве нуждающегося в жилом помещении на общую очередь под № № на льготную под № №

Согласно части 1 статьи 1091 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Обстоятельства невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях установлены в п. 4 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ.

«Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:

1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:

лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);

страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;

2) жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации;

3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство».

Согласно ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ законодательство Российской Федерации о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит из соответствующих статей Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Пунктом 8 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ установлено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 статьи 13 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, местом жительства которых является <адрес>, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, местом жительства которых является <адрес>, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном Правительством Москвы, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения из специализированного жилищного фонда <адрес> по договорам найма специализированных жилых помещений при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

1) местом выявления и первичного устройства ребенка на воспитание в семью или в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или местом регистрации их рождения является <адрес>;

2) организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых указанные граждане завершили свое пребывание, находятся в городе Москве;

3) <адрес> является местом жительства лиц, у которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа находились на воспитании в семье (опека, попечительство, приемная семья, патронатное воспитание) на основании решения уполномоченного органа в сфере опеки, попечительства и патронажа, при условии отсутствия у указанных граждан жилого помещения в другом населенном пункте Российской Федерации.

В ч. 6 статьи 13 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № установлено, что проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием в частности одного из следующих обстоятельств:

проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:

- лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа (пункт 1-«а»);

- не являющихся членами семьи этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа (пункт 1-«г»);

общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в городе Москве, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа (пункт 2).

На комнату № площадью 12,5 кв.м в общежитии по адресу: <адрес>, где зарегистрирован Бабушкин Е.С., договор социального найма не заключался. В указанной комнате зарегистрирована мать Бабушкина Е.С., лишенная в отношении него родительских прав. Кроме того, в комнатах №№ 46, 48 данного общежития зарегистрированы и проживают ФИО4, <данные изъяты>, и ФИО5, <данные изъяты> г.р., которые не являются членами семьи Бабушкина Е.С.

В соответствии с решением Совета депутатов МО «Городское поселение – <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 9 кв.м общей площади жилого помещения на одного человека.

Бабушкин Е.С. не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения. Его проживание в жилом помещении по адресу регистрации: <адрес> невозможно в силу пункта 3 пункта 4 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и пунктов 1-«а», 1-«г», 2 ч. 6 ст. 13 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве».

В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ жилые помещения по договору найма специализированного жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц.

В ч. 1 ст. 13 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № установлено, что однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения из специализированного жилищного фонда <адрес> по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, местом жительства которых является <адрес>.

В Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, указывается, что единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц. Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа по месту проживания (или временного пребывания).

В ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов. Из смысла ст. 20 ГК РФ следует, что у гражданина не может быть более одного места жительства.

Судом установлено, что с 2002 года Бабушкин Е.С. постоянно проживает в городе Москве, который является его местом жительства и где в силу п. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ и ч. 1 ст. 13 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № он подлежит однократному обеспечению благоустроенным жилым помещением из специализированного жилищного фонда <адрес> по договору найма специализированного жилого помещения.

В соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированными в сохраняющих свою силу решениях (Постановления от ДД.ММ.ГГГГ № 9-П и от ДД.ММ.ГГГГ № 4-П) и подлежащими обязательному учету в правоприменительной практике, сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан; регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.

Не имеет правового значения и то обстоятельство, что постановлением администрации МО «Городское поселение – <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № Бабушкин Е.С., как оставшийся без попечения родителей, поставлен на жилищный учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Указанное постановление лишь подтверждает его право на льготное обеспечение жилым помещением, которое в силу положений п. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ и ч. 1 ст. 13 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № должно быть реализовано Бабушкиным Е.С. по месту жительства в городе Москве.

Согласно п.2 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно статьи 9 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.

В соответствии с ч. 2 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. В соответствии с ч. 3 указанной статьи жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Постановлением Правительства Москвы от ДД.ММ.ГГГГ № 854-ПП, утверждено Положение об обеспечении жилыми помещениями в городе Москве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которым определен порядок реализации в городе Москве дополнительных гарантий прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.

В соответствии с пунктами 1.2, 5.5 Положения об обеспечении жилыми помещениями в городе Москве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа вопросы о предоставлении жилых помещений детям-сиротам рассматриваются на Городской межведомственной комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которая на заседании от ДД.ММ.ГГГГ (протокол № 119), приняла решение отказать Бабушкину Е.С. в предоставлении жилого помещения, в связи с тем, что <адрес> в соответствии с Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ № не является его местом жительства.

В ст. 2 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» определено, что «место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства».

Однако указанный закон регулирует правоотношения, связанные с реализацией гражданами права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации, вводит регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, устанавливает ограничения права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.

В ст. 2 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № определены основные понятия, включая понятие «место жительства», которые, как указано, используются в целях настоящего Закона. Из этого следует, что понятие «место жительства», определенное в Законе Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 5242-1, не может применяться в качестве универсального для любых правоотношений и жизненных ситуаций, без учета базового определения института места жительства, установленного в ст. 20 ГК РФ, а также без учета указанных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации.

Кроме того, в соответствии с Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № признаками понятия «место жительства», в соответствии с которыми место нахождения гражданина в целях указанного Закона может быть таковым, являются:

1) постоянный или преимущественный период проживания;

2) основания для проживания - в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды и иных законных оснований;

3) объект для проживания - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и др.).

В жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> Бабушкин Е.С. не проживает с 2002 года, т.е. более 12 лет. Отсутствуют основания для проживания Бабушкина Е.С. в указанном жилом помещении: договор найма (поднайма), либо на иные основания, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Учитывая изложенное, решение Городской межведомственной комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от ДД.ММ.ГГГГ (протокол № 119) по жилищному вопросу Бабушкина Е.С. нельзя признать законным и обоснованным, так как ссылка в решении на то, что <адрес> в соответствии с Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ № не является его местом жительства, не основана на положениях федерального законодательства.

Иных оснований, по которым Бабушкину Е.С. отказано в предоставлении жилого помещения в <адрес> в оспариваемом решении Городской межведомственной комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не приведено.

В соответствии с п. 28 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

В ходе судебного разбирательства судом было установлено, что оспариваемое решение Городской межведомственной комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нарушает права и свободы заявителя, и не соответствует фактическим материалам дела и действующему законодательству.

Согласно ч. 1 статьи 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Учитывая изложенное, суд признает решение Городской межведомственной комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от ДД.ММ.ГГГГ (протокол № 119) в части отказа Бабушкину Е.С. в предоставлении жилого помещения в связи с тем, что <адрес> в соответствии с Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ № не является местом жительства Бабушкина Е.С., незаконным и, исходя из положений ст. 258 ГПК РФ, полагает возможным возложить на Городскую межведомственную комиссию по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязанность принять меры по восстановлению в полном объеме нарушенного права Бабушкина Е.С. на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения в городе Москве в соответствии с действующим законодательством.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Признать решение Городской межведомственной комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от ДД.ММ.ГГГГ (протокол № 119) по жилищному вопросу Бабушкина <данные изъяты>, <данные изъяты> незаконным.

Обязать Городскую межведомственную комиссию по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принять меры по восстановлению в полном объеме нарушенного права Бабушкина <данные изъяты> <данные изъяты> на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения в городе Москве в соответствии с действующим законодательством.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Черемушкинский районный суд г. Москвы.

Судья                                             С.А. Кузнецова

Решение изготовлено в окончательной форме 24 декабря 2016 г.


 

РЕШЕНИЯ СУДОВ ПО ИСКАМ К ОРГАНАМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ:

Решение суда об уплате таможенных платежей, решения Центрального таможенного управления

Николаева О.В. обратилась в суд с заявлением и просит признать требование Брянской таможни об уплате таможенных платежей № от дд.мм.гггг и решение Центрального таможенного управления № № от дд.мм.гггг недействительными, мотивируя свои требования т...

Решение суда об обжаловании действий должностного лица

Заявитель обратилась в суд с заявлением, об обжаловании действий должностного лица, мотивируя свои требования тем, что заявитель является нанимателем квартиры, расположенной по адресу: . В квартире зарегистрировано 9 человек, в том числе заявитель...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru