Решение суда о признании действий незаконными № 2а-4698/2017

Дело № 2А-4698/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Ярославль

28 ноября 2017 года

Кировский районный суд города Ярославля в составе:

председательствующего судьи Петухова Р.В.,

при секретаре Потаповой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Османовой Марины к Управлению по вопросам миграции УМВД России по Ярославской области о признании действий незаконными,

УСТАНОВИЛ:

Османова М. обратилась в Кировский районный суд г. Ярославля с исковым заявлением к Управлению по вопросам миграции УМВД России по Ярославской области (далее Управление), в котором указала, что 11.08.2017 года она обратилась к ответчику для подачи документов на сдачу экзаменов на владение русским языком с последующей подачей документов на получение гражданства в упрощенном порядке, однако ей было отказано.

Истец полагает, что действия ответчика, выразившиеся в отказе в приеме документов являются неправомерными, нарушающими ее права, в связи с чем, просит признать указанные действия незаконными, возложить на ответчика обязанность принять заявление и выдать заключение на владение русским языков в соответствии с установленным регламентом, а также взыскать с ответчика расходы на оплату услуг представителя в сумме 10 000 рублей, судебные расходы. Кроме того, истец просит вынести частное определение в адрес прокуратуры Ярославской области.

Истец Османова М. и ее представитель по доверенности Кавелин В.Ф. в судебное заседание не явились, о дате и времени рассмотрения уведомлены надлежащим образом.

В судебном заседании представитель административного ответчика по доверенности Зайцева Ю.В. исковые требования не признала, дала пояснения согласно отзыву на иск, из которого следует, что 11.08.2017 года Османова М. обратилась на прием в отдел по вопросам гражданства УВМ УМВД России по Ярославской области по вопросу признания ее носителем русского языка. При себе Османова М. имела только паспорт гражданина Грузии с его нотариально заверенным переводом. Заявление в Комиссию о признании ее носителем русского языка отсутствовало. В ходе приема было установлено, что регистрации на территории Российской Федерации Османова М. не имеет, ранее на территории Российской Федерации либо на территории, относившейся к Российской империи или СССР (в пределах государственной границы Российской Федерации) она не проживала, родственников по прямой восходящей линии, постоянно проживающих или ранее постоянно проживавших на территории Российской Федерации либо на территории, относившейся к Российской империи или СССР (в пределах государственной границы Российской Федерации) она не имеет. Полагает, что действия сотрудника УВМ УМВД России по Ярославской области являются законными и обоснованными, в связи с чем, просит в иске отказать.

В судебном заседании заинтересованное лицо Расказчикова Н.А. исковые требования не признала, пояснила, что 11.08.2017 года Османова М. обратилась на прием по вопросу признания ее носителем русского языка. Поскольку иных необходимых документов, кроме паспорта гражданина Грузии у нее не было, истцу было отказано в приеме документов.

Исследовав письменные материалы гражданского дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Османовой М. удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации и гл. 22 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров (п.1 ст. 218 КАС РФ).

В соответствии с ч. 2.1 ст. 14 Закона РФ от 31.05.2002 года № 62 «О гражданстве Российской Федерации», иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на законном основании на территории Российской Федерации, признанные носителями русского языка в соответствии со статьей 33.1 настоящего Федерального закона, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке при условии, если указанные граждане и лица обязуются соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации; имеют законный источник средств к существованию; отказались от имеющегося у них гражданства иностранного государства.

Так, согласно ст. 33.1 указанного Закона, иностранный гражданин или лицо без гражданства по результатам собеседования, проведенного с ними комиссией по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка, могут быть признаны носителями русского языка, то есть лицами, владеющими русским языком и повседневно использующими его в семейно-бытовой и культурной сферах, в случае, если данные лица либо их родственники по прямой восходящей линии постоянно проживают или ранее постоянно проживали на территории Российской Федерации либо на территории, относившейся к Российской империи или СССР, в пределах Государственной границы Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 14.11.2002 года № 1325 утверждено Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ, которым устанавливаются порядок рассмотрения заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации, принятия, исполнения и отмены решений по указанным вопросам, а также формы заявлений и перечень необходимых документов, соответствующих конкретным основаниям приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации.

В силу п. 16.1 названного Положения, иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста 18 лет, обладающие дееспособностью, временно пребывающие или проживающие на территории Российской Федерации, вправе обратиться в комиссию по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка с заявлением о признании их носителями русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона.

Пунктами 16.2, 16.3, 16.4 Положения предусмотрено, что иностранные граждане и лица без гражданства, указанные в пункте 16.1 настоящего Положения, вместе с заявлением о признании их носителями русского языка представляют один из документов, подтверждающих право на проживание (пребывание) в Российской Федерации (вид на жительство, разрешение на временное проживание, визу, миграционную карту либо иной предусмотренный Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" или международным договором Российской Федерации документ, подтверждающий право иностранного гражданина или лица без гражданства на проживание (пребывание) в Российской Федерации).

Иностранные граждане и лица без гражданства, указанные в пункте 16.1 настоящего Положения, ранее постоянно проживавшие на территории Российской Федерации либо на территории, относившейся к Российской империи или СССР, в пределах государственной границы Российской Федерации, дополнительно представляют один из документов, подтверждающих факт их постоянного проживания на соответствующей территории (выписку из домовой книги, копию поквартирной карточки, документ, содержащий сведения о постановке на воинский учет, военный билет или иной документ).

Иностранные граждане и лица без гражданства, указанные в пункте 16.1 настоящего Положения, имеющие (имевшие) родственников по прямой восходящей линии, постоянно проживающих или ранее постоянно проживавших на территории Российской Федерации либо на территории, относившейся к Российской империи или СССР, в пределах государственной границы Российской Федерации, дополнительно представляют один из документов (документы), подтверждающих (подтверждающие) наличие указанных родственников, а также факт их постоянного проживания на соответствующей территории (свидетельство о рождении, документ о заключении брака, свидетельство об усыновлении, свидетельство о смерти родственника, вид на жительство, выписку из домовой книги, копию поквартирной карточки, документ, содержащий сведения о постановке на воинский учет, военный билет или иной документ (документы).

Согласно п. 9 Положения, заявление и документы, оформленные ненадлежащим образом, не принимаются к рассмотрению и возвращаются заявителю, за исключением случая, предусмотренного абзацем восьмым пункта 12 настоящего Положения.

В судебном заседании установлено, что 11.08.2017 года Османова М. обратилась на прием в отдел по вопросам гражданства УВМ УМВД России по Ярославской области по вопросу признания ее носителем русского языка, однако в приеме документов ей было отказано.

При обращении Османовой М. 11.08.2017 года к ответчику по вопросу признания ее носителем русского языка, при себе истец имела только паспорт гражданина Грузии с его нотариально заверенным переводом. Заявление в Комиссию о признании ее носителем русского языка отсутствовало. Документов, подтверждающих наличие регистрации на территории РФ либо на территории, относившейся к Российской империи или СССР (в пределах государственной границы Российской Федерации), Османова М. также не представила.

Более того, из пояснений представителя ответчика следует, что при приеме документов было установлено, что постоянно проживающих или ранее постоянно проживавших на территории Российской Федерации либо на территории, относившейся к Российской империи или СССР (в пределах государственной границы Российской Федерации) Османова М. не имеет.

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что поскольку документы, предусмотренные Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ, утв. Указом Президента Российской Федерации от 14.11.2002 года № 1325, Османовой М. ответчику представлены не были, действия ответчика, выразившиеся в отказе в приеме документов по вопросу признания истца носителем русского языка, являются правомерными.

Таким образом, оснований для удовлетворения исковых требований Османовой М. о признании незаконными действий УВМ УМВД России по Ярославской области, выразившихся в отказе в приеме документов по вопросу признания ее носителем русского языка, не имеется.

В силу ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.

Поскольку судом отказано Османовой М. в удовлетворении исковых требований о признании незаконным действий УВМ УМВД России по Ярославской области, выразившихся в отказе в приеме документов по вопросу признания ее носителем русского языка, следовательно, не подлежат удовлетворению требования истца о возложении на ответчика обязанности по устранению допущенных в отношении истца нарушений, а также взысканию судебных расходов.

В связи с тем, что судом при рассмотрении спора нарушений законности установлено не было, суд считает, что оснований для вынесения частного определения не имеется.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ

В удовлетворении административных исковых требований Османовой Марины - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Кировский районный суд города Ярославля.

Судья                                    Р.В.Петухов


 

РЕШЕНИЯ СУДОВ ПО ИСКАМ К ОРГАНАМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ:

Решение суда об оспаривании отказа в предоставлении временного убежища

Административный истец А.Бакер обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать решение УВМ УМВД России по Ярославской области от 09.10.2017 № 49/12903 об отказе в продлении срока предоставления временного убежища, ...

Решение суда об оспаривании отказа в предоставлении временного убежища

Административный истец Набо С. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным решение УВМ УМВД России по Ярославской области от 09.10.2017 г. об отказе в продлении срока предоставления временного убеж...




© 2018 sud-praktika.ru
Рейтинг@Mail.ru