Постановление суда по ст. 8.2 КоАП РФ № 5-190/2017 | Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами

                                    5-190/2017

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

21 июня 2017 г.                                    г. Уфа

Судья Уфимского районного суда Республики Башкортостан Мозжерина Г.Ю., в помещении Уфимского районного суда Республики Башкортостан, расположенного в доме № 219/3 по улице Менделеева города Уфы,

с участием представителя юридического лица ОП «УТЗ» ОАО «Электрозавод», в отношении которого ведется административное производство Саетгалиной Г.М., доверенность №№ от ДД.ММ.ГГГГ сроком до ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев материалы дела об административном правонарушении в отношении юридического лица Обособленное подразделение «Уфимский трансформаторный завод» открытого акционерного общества «Электрозавод», ОГРН №, ИНН/КПП №, место нахождения юридического лица: <адрес>, место фактического осуществления деятельности: <адрес>

УСТАНОВИЛ:

Обособленное подразделение «Уфимский трансформаторный завод» открытого акционерного общества «Электрозавод» привлекается к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.2 КоАП РФ, за то, что находясь по адресу: <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ осуществляло свою хозяйственную деятельность, размещая отходы производства и потребления, в отсутствии нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, установленных уполномоченным органом Управлением Росприроднадзора по РБ, в нарушение требований ст. 34, ч. 1 ст. 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 11, п.2 ст. 18 Федерального закона №89-ФЗ от 24.06.1988г. «Об отходах производства и потребления».

В судебном заседании представитель юридического лица ОП «УТЗ» ОАО «Электрозавод» Саетгалина Г.М. вину в совершенном административном правонарушении не признала, просила суд освободить ОП «УТЗ» ОАО «Электрозавод» от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, предупреждением в связи с малозначительности совершенного административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, указывая на то, что ОП «УТЗ» ОАО «ЭЛЕКТРОЗАВОД» были предприняты все зависящие меры но устранению нарушений, указанных в предписании № от ДД.ММ.ГГГГ, однако по независящим от ОП «УТЗ» ОАО «ЭЛЕКТРОЗАВОД» обстоятельствам, соответствующие решения не приняты Управлением федеральной службы о надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан, Решение № об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение обособленного подразделения «Уфимский трансформаторный завод» было выдано Управлением федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан датой ДД.ММ.ГГГГ. Несмотря на тот факт, что прием для утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от ОАО «ЭЛЕКТРОЗАВОД» произведен Управлением Росприроднадзора по Республике Башкортостан ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается заявлением вх. № от ДД.ММ.ГГГГ и описью, Решение № ДД.ММ.ГГГГ было выдано Управлением Росприроднадзора по <адрес> утверждены нормативы образования отходов и лимитов на их размещение ДД.ММ.ГГГГ года, что и послужило основанием для проведения внеплановой проверки и оформления протокола № № ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении. На момент проведения проверки, составления акта проверки ДД.ММ.ГГГГ и при составлении протокола № от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении не были учтены обстоятельства в соответствии с которыми ОП «УТЗ» ОАО «ЭЛЕКТРОЗАВОД» были предприняты все зависящие от него меры по устранению нарушений, а именно ДД.ММ.ГГГГ разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение обособленного подразделения «Уфимский трансформаторный завод»; ДД.ММ.ГГГГ ОАО «ЭЛЕКТРОЗАВОД» в Управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования по <адрес> было подано заявление об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (вх. № от ДД.ММ.ГГГГ), Решение № ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росприроднадзора по <адрес> утверждены нормативы образования отходов и лимитов на их размещение ОАО «ЭЛЕКТРОЗАВОД», полученного на основании заявления вх. № от ДД.ММ.ГГГГ, поданного ОАО «ЭЛЕКТРОЗАВОД» в Управление Росприроднадзора по РБ до ДД.ММ.ГГГГ, то есть до срока выполнения предписания, но при проведении внеплановой проверки не были приняты во внимание вышеприведенные обстоятельства о невозможности исполнения предписания в установленный в нем срок, на что было указано в ходатайстве ОАО «ЭЛЕКТРОЗАВОД» (исх. № от ДД.ММ.ГГГГ г.) о продлении срока исполнения предписания № от ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель Управления Росприроднадзора по РБ в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен, причина неявки в суд неизвестна.

Выслушав представителя юридического лица ОП «УТЗ» ОАО «Электрозавод» Саетгалину Г.М., изучив и оценив материалы по делу об административном правонарушении, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении, являются: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия, за которые настоящим Кодексом или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.

В соответствии со ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом, должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Статья 39 часть 1 этого закона предусматривает, что юридические лица при эксплуатации строений, сооружений и иных объектов обязаны соблюдать требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона №89-ФЗ от 24.06.1988г. «Об отходах производства и потребления», индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращении с отходами обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.

В соответствии с п.2 ст. 18 Федерального закона№89-ФЗ от 24.06.1988г. «Об отходах производства и потребления», применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Согласно п.4 со ст. 18 Федерального закона №89-ФЗ от 24.06J988г. «Об отходах производства и потребления», индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением объектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно п.5 ст. 18 Федерального закона №89-ФЗ от 24.06.1988г. «Об отходах производства и потребления», нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, порядок их утверждения применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с п.9 ст. 18 Федерального закона№89-ФЗ от 24.06.1988г. «Об отходах производства и потребления», при нарушении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение хозяйственная и (или) иная деятельность индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, в процессе которой образуются отходы, может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Административное правонарушение ОП «УТЗ» ОАО «Электрозавод» совершено при следующих обстоятельствах.

Управлением Федеральной службы в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Республике Башкортостан в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была проведена плановая выездная проверка ОП «УТЗ ОАО «Электрозавод» ИНН №. По результатам проверки, было установлено, что ОП «УТЗ ОАО «Электрозавод» в нарушение ст. 11 и ст. 18 Федерального закона №89-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об отходах производства и потребления», ст. 34 и ч. 1 ст. 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» осуществляет свою производственную деятельность, размещая отходы производства и потребления в отсутствии установленных уполномоченным органом нормативов образования и лимитов на размещение отходов производства и потребления.

На основании акта № от ДД.ММ.ГГГГ ОП «УТЗ ОАО «Электрозавод» было выдано предписание № от ДД.ММ.ГГГГ об устранении выявленных в результате проверки нарушений природоохранного законодательства, срок исполнения которого был установлен до ДД.ММ.ГГГГ.

На основании акта проверки № от ДД.ММ.ГГГГ ОП «УТЗ ОАО «Электрозавод» было выдано предписание об устранении выявленных в результате проверки нарушений природоохранного законодательства № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ОП «УТЗ ОАО «Электрозавод» предписывалось размещать отходы производства и потребления на основании установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области обращения с отходами (Управление Росприроднадзора по Республике Башкортостан) нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Срок исполнения предписания № от ДД.ММ.ГГГГ установлен до ДД.ММ.ГГГГ.

ОП «УТЗ ОАО «Электрозавод» предписание № от ДД.ММ.ГГГГ обжаловано и приостановлено не было и вступило в законную силу.

В ходе проведения внеплановой документарной проверки исполнения предписания (акт проверки от №-В ДД.ММ.ГГГГ) было установлено, что ОП «УТЗ ОАО «Электрозавод» предписание № от ДД.ММ.ГГГГ не выполнено в установленный срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с журналом учета в области обращения с отходами за ДД.ММ.ГГГГ года у ОП «УТЗ ОАО «ЭЛЕКТРОЗАВОД» образовано отходов всего <данные изъяты> тн., в том числе: № класса опасности <данные изъяты> тн., № класса опасности <данные изъяты> та. Из них передано для захоронения <данные изъяты> та.

За ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ года образовано отходов всего <данные изъяты> тн., в том числе № класса опасности <данные изъяты> тн., № класса опасности <данные изъяты> тн. Из них передано для захоронения <данные изъяты> та.

За ДД.ММ.ГГГГ года образовано отходов всего отходов <данные изъяты> тн., в том числе <данные изъяты> класса опасности <данные изъяты> тн,, № класса опасности <данные изъяты> тн. Из них передано для захоронения <данные изъяты> та.

За ДД.ММ.ГГГГ года образовано отходов всего отходов <данные изъяты> та., в том числе № класса опасности <данные изъяты> тн., № класса опасности <данные изъяты> тн. Из них передано для захоронения <данные изъяты> та.

Вышеуказанное подтверждается представленными ОП «УТЗ ОАО «ЭЛЕКТРОЗАВОД» журналами учета отходов за <данные изъяты> кварталы ДД.ММ.ГГГГ г. и №ДД.ММ.ГГГГ г., актами (справками) о передаче отходов.

Вместе с тем, согласно данным отдела государственной экологической экспертизы и нормирования ОП «УТЗ ОАО «ЭЛЕКТРОЗАВОД» документ об утверждении нормативов образования отходов и лимиты на их размещение получен ДД.ММ.ГГГГ №. Срок действия документа установлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Вина юридического лица ОП «УТЗ ОАО «ЭЛЕКТРОЗАВОД» заключается в том, что предприятие в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ осуществляет свою хозяйственную деятельность, образуя и размещая отходы производства и потребления, в отсутствии нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, установленных уполномоченным органом (Управлением Росприроднадзора по РБ).

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ было установлено, что у юридического лица ОП «УТЗ ОАО «ЭЛЕКТРОЗАВОД» имелась возможность для соблюдения природоохранного законодательства, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, то есть, допущено виновное несоблюдение указанных требований действующего природоохранного законодательства.

Вина юридического лица ОП «УТЗ ОАО «ЭЛЕКТРОЗАВОД» подтверждается актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ №, приказом № от ДД.ММ.ГГГГ о проведении внеплановой документарной проверки ОП «УТЗ ОАО «ЭЛЕКТРОЗАВОД»,, предписанием №/№ об устранении нарушений от ДД.ММ.ГГГГ, отчетом ОП «УТЗ ОАО «ЭЛЕКТРОЗАВОД» по исполнению предписаний № от ДД.ММ.ГГГГ, №/№ от ДД.ММ.ГГГГ, заявлением ОП «УТЗ ОАО «ЭЛЕКТРОЗАВОД» от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, другими материалами административного дела, оснований не доверять указанным документам у суда не имеется.

Таким образом, действия ОП «УТЗ ОАО «ЭЛЕКТРОЗАВОД» образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, - несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.

При назначении ОП «УТЗ ОАО «ЭЛЕКТРОЗАВОД» наказания суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, имущественное положение лица, совершившего административное правонарушение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, судом не установлены.

С доводом представителя юридического лица ОП «УТЗ» ОАО «Электрозавод» Саетгалиной Г.М. о том, что административное правонарушение, является малозначительным нельзя согласиться.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В соответствии с п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 №5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

По смыслу названных норм и разъяснений оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем, определяется в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.

Таким образом, малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при размещении отходов производства и потребления, представляют повышенную опасность для жизни и здоровья граждан, т.е. существенно нарушает охраняемые общественные правоотношения, а потому действия ОП «УТЗ» ОАО «Электрозавод» признаков малозначительности не содержат, оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ не имеется.

При этом в пункте 18.1 (введен Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.11.2008 №60) указано, что квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производиться с учетом положения п.18 применительно в обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

В силу п.3.2. ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Согласно п.3.3. ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Следовательно, доводы представителя юридического лица ОП «УТЗ» ОАО «Электрозавод» Саетгалиной Г.М. о том, что были предприняты все зависящие меры по устранению нарушений, указанных в предписании № от ДД.ММ.ГГГГ, а именно ДД.ММ.ГГГГ разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение обособленного подразделения «Уфимский трансформаторный завод»; ДД.ММ.ГГГГ ОАО «ЭЛЕКТРОЗАВОД» в Управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан было подано заявление об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (вх. № от ДД.ММ.ГГГГ), дают основания для снижения минимального размера административного штрафа, но указанные обстоятельства не являются основанием для освобождения ОП «УТЗ» ОАО «Электрозавод» от административной ответственности в связи с малозначительности совершенного административного правонарушения.

Таким образом, ОП «УТЗ» ОАО «Электрозавод» следует признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ и назначить ему административное наказание в виде штрафа в размере 50000 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ

Признать Обособленное подразделение «Уфимский трансформаторный завод» открытого акционерного общества «Электрозавод» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.

Реквизиты для оплаты штрафа: расчетный счет 40101810100000010001 Отделение НБ Республики Башкортостан БИК 048073001 получатель УФК по Республике Башкортостан (Управление Росприроднадзора по Республике Башкортостан) ИНН получателя 0278007626 КПП получателя 027801001 ОКТМО 80743000 КБК 04811625050016000140.

Разъяснить лицу, в отношении которого ведется административное производство положения ст. 20.25 КоАП РФ, что неуплата административного штрафа в 60-тидневный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере от суммы неуплаченного штрафа либо административный арест до 15 суток.

Документ об оплате штрафа представить в Уфимский районный суд Республики Башкортостан.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение 10 дней со дня получения.

Судья                                     Г.Ю. Мозжерина


 

Постановления судов по ст. 8.2 КоАП РФ

Постановление суда по ст. 8.2 КоАП РФ

Департаментом Росприроднадзора по Южному федеральному округу на основании поступившего обращения главы администрации Самарского сельского поселения ФИО4 № от 19.01.2017г. по вопросу нарушения природоохранного законодательства в деятельности ООО «Ф...

Постановление суда по ст. 8.2 КоАП РФ

Департаментом Росприроднадзора по Южному федеральному округу на основании поступивших из Ростовской межрайонной природоохранной прокуратуры материалов проверки в отношении ООО «ЭКОГРАД» по вопросу нарушения исполнения требований законодательства Р...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru