Постановление суда по ст. 8.2 КоАП РФ № 5-840/2017 | Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами

№ 5-840/17 (публиковать)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Ижевск 23 ноября 2017 года

Первомайский районный суд г. Ижевска в составе:

председательствующего судьи Дергачевой Н.В.,

при секретаре Нуруллиной Л.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном <данные скрыты> КоАП РФ, в отношении юридического лица ООО «Водоканал», ИНН №, ОГРН №, адрес: <адрес>,

УСТАНОВИЛ:

Должностным лицом Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Удмуртской Республике (далее также – Управление Росприроднадзора по УР) в отношении юридического лица ООО «Водоканал» составлен протокол об административном правонарушении № от <дата> по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного <данные скрыты> Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) - несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, выразившееся в нарушении обществом законодательства в области обращения с отходами.

В судебном заседании законный представитель лица, привлекаемого к административной ответственности, - директор Мозгин С.М. вину в совершении вменяемого административного правонарушения признал, раскаивается. Пояснил, что ведутся работы по утилизации и вывозу отходов, складируемых на земельном участке. Указал также, что финансовое положение предприятия в настоящее время ухудшилось, поэтому быстро закончить работы не представляется возможным, также возникли сложности с оформлением прав на земельный участок, после устранения которых нарушения будут полностью устранены. С учетом финансового положения предприятия в случае назначения наказания в виде штрафа просил уменьшить его размер в порядке ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ.

Представитель административного органа Управления Росприроднадзора по УР в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. В суд поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела в связи с невозможностью явки представителя административного органа в судебное заседание, которое оставлено судом без удовлетворения.

Выслушав объяснения представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, изучив материалы дела, судом установлены следующие юридически значимые обстоятельства.

В судебном заседании установлено, что на основании поступившего в Управление Росприроднадзора по УР обращения Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды УР № от <дата>. (вх.№-ж от <дата>.) о нарушении ООО «Водоканал» требований законодательства в области обращения с отходами, содержащее доводы о сливе химических отходов на территории свалки, расположенной в <данные скрыты> м южнее д.<адрес> Удмуртской Республики.

На основании данного обращения Управлением Росприроднадзора по УР по факту слива химических отходов на несанкционированную свалку, расположенную в <данные скрыты> метрах южнее д.<адрес> УР в отношении ООО «Водоканал» на основании определения от <дата>. возбуждено дело об административном правонарушении и проведено административное расследование.

В ходе административного расследования произведен <дата>. выезд и визуальный осмотр территории и объектов, указанных в поступившей в Управление Росприроднадзора по УР информации от Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики № от <дата>. Протоколом осмотра зафиксировано, что на территории земельного участка расположенного по адресу: <адрес> (кадастровый №) образована несанкционированная свалка отходов. Земельный участок не огорожен забором, на территорию свалки имеются два въезда. Площадь захламленного земельного участка составляет около <данные скрыты> кв.м. Кроме того, на территории земельного участка установлено сооружение, представляющее собой металлическую конструкцию на бетонированной площадке площадью около <данные скрыты> кв.м. Площадь несанкционированной свалки отходов ориентировочно составляет около <данные скрыты> кв.м. На момент осмотра территории несанкционированной свалки отходов место слива химических отходов не установлено.

Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона №7-ФЗ от 10 января 2002г. «Об охране окружающей среды» (далее – Закон об охране окружающей среды), размещение, эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

В соответствии ч. 1 ст. 39 Закона об охране окружающей среды юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Согласно ст. 51 Закона об охране окружающей среды, отходы производства и потребления, подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 11. Федерального закона №89-ФЗ от 24 июня 1998г. «Об отходах производства и потребления» (Закон об отходах) юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; соблюдать требования при обращении с группами однородных отходов, проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами; соблюдать требования по предупреждению аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации.

В рамках административного расследования истребованы сведения и документы, необходимые для разрешения дела об административном правонарушении, а так же рассмотрены документы, находящиеся в Управлении Росприроднадзора по УР.

В соответствии с письмом Администрации МО «<адрес>» № от <дата>., земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> (кадастровый №) на основании Постановления Администрации МО «<адрес>» № от <дата>. и договора аренды земельного участка № от <дата>. с приложением и на основании Постановления Администрации МО «<адрес>» № от <дата>; № от <дата>.; № от <дата>. и дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка № от <дата>. с приложением передан ООО «Игринская энергетическая компания» с целью содержания и обслуживания площадки временного хранения и сортировки твердых бытовых отходов.

Согласно договору № от <дата>. захламленный земельный участок с кадастровым номером № относится к категориям земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель и иного специального назначения, разрешенное использование земельного участка – эксплуатация стихийно-организованной свалки твердых бытовых отходов, находится на праве аренды у ООО «Игринская энергетическая компания» сроком на <данные скрыты> лет.

Согласно предоставленным сведениям и документам от ООО «Водоканал» (письмо № от <дата>. с приложением) следует, что земельный участок общей площадью <данные скрыты> кв.м., расположенный по адресу: УР<адрес> (кадастровый №) на основании договора субаренды земельного участка № от <дата> передан во временное пользование ООО «Водоканал» для эксплуатации свалки твердых бытовых отходов.

Из представленной информации, следует, что ООО «Водоканал» эксплуатирует земельный участок общей площадью <данные скрыты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес> (кадастровый №) под временное хранение и сортировку твердых бытовых отходов.

Согласно Уставу ООО «Водоканал» (утвержден Решением учредителя № от <дата>.) ООО «Водоканал» является коммерческой организацией, основной целью которой является получение прибыли при осуществлении деятельности в соответствии с законодательством Российский Федерации. Основными видами деятельности общества являются: производство, распределение, передача пара и горячей воды (тепловой энергии); удаление и обработка твердых отходов; управление эксплуатацией жилого фонда; удаление и обработка сточных вод; производство электромонтажных работ; обработка неметаллических отходов и лома и др.

ООО «Водоканал» осуществляет деятельность по обращению с отходами –накоплению, транспортированию, обработке и иному обращению с отходами производства и потребления. Деятельность по обращению с отходами должна осуществляться в соответствии с требованиями законодательства.

В статье 1 Закона об отходах определены основные понятия:

- обращение с отходами - деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов;

- отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом;

- твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами;

- размещение отходов - хранение и захоронение отходов;

- хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения;

- захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;

- объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.

В соответствии со ст. 4.1 вышеуказанного Закона отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы, в соответствии с критериями, утвержденными приказом Федеральной службы в сфере природопользования №445 от 18.07.2014г.

Данный Федеральный классификационный каталог отходов представляет собой перечень образующихся в РФ отходов, систематизированных по совокупности приоритетных признаков: происхождению, агрегатному и физическому состоянию, опасным свойствам, степени вредного воздействия на окружающую среду. Тринадцатизначный код определяет вид, отходов, характеризующий их общие классификационные признаки, при этом девятая и десятая цифры используются для кодирования агрегатного состояния и физической формы (например, 1 – твердые отходы), одиннадцатая и двенадцатая цифры – опасных свойств и их комбинаций (например, 1 – токсичность, 2 – взрывоопасность), тринадцатая – класса опасности (1 – первый класс опасности, 2 – второй класс опасности, 3 – третий класс опасности, 4 – четвертый класс опасности, 5 - пятый класс опасности, 0 – класс опасности не определен).

На основании заключенных договоров (согласно реестру договоров по организации за <дата> год) ООО «Водоканал» произвело сбор (прием) отходов производства и потребления и допустило их складирование на земельном участке, расположенном в <данные скрыты> м. южнее д.<адрес> УР (кадастровый №).

Принятые отходы производства и потребления от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей транспортируются и сбрасываются на земельном участке, расположенном в <данные скрыты> м. южнее д.<адрес> УР (кадастровый №). При этом места (площадки) складирования не обустроены в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а именно:

- поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.);

- поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.);

- по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями. (СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 30.04.2003г.).

Тем самым, ООО «Водоканал» на земельном участке, расположенном в <данные скрыты> м. южнее д. <адрес> УР (кадастровый №) фактически произвело сброс отходов на почву. Согласно представленным сведениям ООО «Водоканал» на территорию земельного участка расположенного в <данные скрыты> м. южнее д.<адрес> УР (кадастровый №) за <дата> вывезено <данные скрыты> твердых бытовых отходов производства и потребления. Согласно представленным сведениям ООО «Водоканал» было передано на размещение в ООО «Спецэкосервис» за <дата> г. <данные скрыты> тонн отходов производства и потребления; для переработки в ОАО «СВЕТ» - <данные скрыты> тонн отходов производства и потребления; на пункт приема вторсырья ИП Мурадян М.С. – <данные скрыты> тонн производства и потребления.

В результате административного расследования установлено, что ООО «Водоканал» в результате деятельности по обращению с отходами на земельном участке с адресным ориентиром: УР, <адрес>, в <данные скрыты>. южнее <адрес> (кадастровый №) произвело сброс отходов на почву, что является нарушением статьи 51 Федерального закона №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» где установлено, что отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации, запрещен сброс отходов производства и потребления на почву.

ООО «Водоканал» нарушены экологические требования при обращении с отходами производства и потребления – при осуществлении деятельности по сбору, накоплению, обработке и ином обращении с отходами производства и потребления.

Согласно преамбуле Закона об отходах, отношения в области обращения с отходами регламентируются на законодательном уровне с целью предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

Ч.1 ст. 3 Закона об отходах установлено, что одним из основных принципов государственной политики в области обращения с отходами является охрана здоровья, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия.

Ст. 75 Закона об охране окружающей среды установлено, что за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.

В соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ, несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ст.2.1 КоАП РФ).

Вина ООО «Водоканал» в указанных нарушениях заключается в нарушении экологических требований при обращении с отходами производства и потребления, чем нарушены требования ст. 11, ч. 7 ст. 12 Федерального закона от 24 июня 1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и ч. 1 ст. 34, ч. 1 ст. 39 и ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Юридическое лицо имело возможность для соблюдения правил и норм, но им не были приняты все зависящие от него меры по проведению мероприятий, направленных на предотвращение требований санитарных правил.

Факт совершения правонарушения и вина предприятия в его совершении подтверждены совокупностью представленных в материалы дела доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений у суда не вызывает.

Таким образом, суд, оценив представленные доказательства, конкретные обстоятельства его совершения, приходит к выводу о наличии в действиях ООО «Водоканал» состава административного правонарушения, предусмотренного <данные скрыты> КоАП РФ.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не усматривается. Обстоятельством, отягчающим ответственность, является повторное совершение в течение года вменяемого административного правонарушения, что подтверждается материалами дела. Обстоятельством, смягчающим ответственность, суд считает признание вины и раскаяние лица, привлекаемого к ответственности за совершение правонарушения.

В силу ст. 4.5 КоАП РФ сроки давности привлечения к административной ответственности не истекли.

При назначении административного наказания ООО «Водоканал» с учетом характера совершенного административного правонарушения, имущественного и финансового положения юридического лица, а также наличие ходатайства о снижении размера штрафа, суд считает возможным применить ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ и назначить юридическому лицу наказание в виде административного штрафа в размере половины минимального штрафа, предусмотренного санкцией <данные скрыты> КоАП РФ – <данные скрыты> рублей..

На основании изложенного, руководствуясь гл. 29 КоАП РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ

ООО «Водоканал», ИНН № ОГРН № (запись о государственной регистрации юридического лица внесена <дата>.), адрес: <адрес> - признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного <данные скрыты> КоАП РФ и назначить наказание в виде административного штрафа в размере <данные скрыты> рублей.

Административный штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления в законную силу.

Реквизиты уплаты штрафа: Получатель – УФК по Удмуртской Республике (Управление Росприроднадзора по Удмуртской Республике) ИНН 1831099255, КПП 184101001, ОКТМО 94701000, р/счет 40101810200000010001 ГРКЦ НБ Удмуртской Республики Банка России г.Ижевск, БИК 049401001, КБК 048 116 25010 01 6000 140.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики (через Первомайский районный суд г. Ижевска) в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья:                                    Н.В.Дергачева        


 

Постановления судов по ст. 8.2 КоАП РФ

Постановление суда по ст. 8.2 КоАП РФ

дд.мм.гггг государственным инспектором в области охраны окружающей среды в отношении ООО «Радэль» составлен протокол об административном правонарушении, согласно которому в деятельности ООО «Радэль» выявлены нарушения требований законодательства в...

Постановление суда по ст. 8.2 КоАП РФ

В ходе проведенного комитетом природных ресурсов и экологии рейда дд.мм.гггг в 10 часов 15 минут установлено, что на территории земельного участка, с кадастровым номером №, расположенного по месту привязки в 250 метрах на северо-восток от железнод...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru