Решение суда о признании недействительными результатов аукциона, взыскании задатка и убытков № 2-2308/2017 ~ М-2148/2017

Дело №2-2308/17                                     <.....>

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 сентября 2017 года

Орджоникидзевский районный суд г.Перми в составе:

судьи Фроловой О.В.,

при секретаре Поповой А.С.,

с участием представителя истца Азановой Л.Н. – Туровца А.К., по доверенности от 21.07.2017 года, представителя департамента имущественных отношений администрации г.Перми Сырцева М.С., по доверенности от 28.12.2016 года, представителя администрации г.Перми, департамента градостроительства и архитектуры администрации г.Перми Кичигиной А.А., по доверенностям от 29.12.2016 года и от 21.12.2016 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Азановой Л. Н. к департаменту имущественных отношений администрации г.Перми о признании недействительными результатов аукциона, взыскании задатка и убытков,

УСТАНОВИЛ:

Истец Азанова Л.Н. обратилась в суд с исковыми требованиями к департаменту имущественных отношений администрации г.Перми о признании недействительным открытого аукциона от 04.07.2013 года по лоту №4 на право заключения договора аренды земельного участка для индивидуального жилищного строительства по адресу: <АДРЕС>, площадью 946 кв.м. (кадастровый №...), взыскании с отвечтика суммы задатка – 100 500 рублей, убытков в размере 3 000 рублей, расходов по оплате государственной пошлины.

В обоснование заявленных исковых требований указано, что 19 мая 2017 года в официальном бюллетене г.Перми №36 было опубликовано извещение о проведении 4 июля 2017 года аукциона по продаже земельных участков и на право заключения договора аренды земельных участков. Лотом №4 на аукцион по приобретению права аренды был выставлен земельный участок для индивидуального жилищного строительства по адресу: <АДРЕС>, площадью 946 кв.м. (кадастровый №...). Начальная цена предмета аукциона (размер ежегодной арендной платы) была установлена в размере 100 500 рублей, задаток для участия в аукционе в размере 50 250 рублей. В качестве ограничения прав в извещении было указано, что земельный участок находится в границах охранной зоны с особыми условиями использования – приаэродромная территория аэродрома аэропорта Большое Савино. Истец оплатила задаток в сумме 50 250 рублей и подала заявку на участие в аукционе. Истец была признана участником аукциона по лоту №4. Протоколом о результатах аукциона от 04.07.2017 года истец была признана победителем аукциона по лоту №4 с последним предложением цены 299 490 рублей. Письмом от 11.07.2017 года за номером <.....> истцу направлен проект договора аренды земельного участка. 20.07.2017 года истец обратилась к геодезистам с целью проведения съемки земельного участка и вынесения поворотных точек на местности. В результате проверки картографических основ геодезистами выявлено нахождение на земельном участке двух веток газопровода. После указанных сведений истец запросила у организатора торгов градостроительный план земельного участка и выписку из ЕГРН. Согласно градостроительному плану земельного участка от 03.10.2016 года, площадь застройки земельного участка составляет 238 кв.м. ввиду того, с западной стороны к участку прилагается объект, охранная зона, от которого составляет 30 метров. На земельном участке расположен объект недвижимости с кадастровым номером <.....> – подземный газопровод среднего давления, принадлежащий на праве собственности АО «Газпром газораспределение Пермь». Охранная зона указанного газопровода не внесена в государственный кадастр недвижимости, составляет 3 метра с каждой стороны. Согласно схеме земельного участка с нанесенным газопроводом и его охранной зоной, место допустимого размещения объекта капитального строительства составляет отдельно 30 кв.м. и 70 кв.м. Стоимость работ по переносу газопровода является значительной. Таким образом, земельный участок полностью непригоден для строительства индивидуального жилого дома. Аукцион проведен с существенными нарушениями норм права. Предмет аукциона не соответствует описанию, представленному в аукционной документации. Ограничения, связанные с размещением объекта капитального строительства, являются существенными. Кроме того, в извещении о проведении аукциона не была сообщена достоверная цена предмета аукциона и порядок формирования конченой цены. Согласно извещению, опубликованному в официальном бюллетене, начальная цена аренды составила 100 500 рублей, а конечная – цена последнего предложения. Как следует из направленной истцу формы договора аренды, на стороне арендатора возникает обязанность оплатить арендную плату за три года вперед, что составляет 900 000 рублей. В извещении условие о необходимости единовременного внесения арендной платы за первые три года указано не было, проект договора в бюллетене также не опубликовывался. Истец считает, что в извещении были представлены недостоверные сведения, как о начальной цене аукциона, так и о порядке формирования конечной цены аукциона. В связи с тем, что договор не может быть заключен по вине организатора аукциона, он обязан возвратить сумму задатка в двойном размере. Истцом понесены расходы, связанные с кадастровыми работами по вынесению поворотных точек земельного участка на местности – 3 000 рублей. Истец считает, что убытки подлежат возмещению в полном объеме.

Истец Азанова Л.Н. в судебное заседание не явилась, о рассмотрении дела извещена надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, указала, что на заявленных требованиях настаивает.

Представитель истца в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, суду дал пояснения, аналогичные изложены в исковом заявлении.

Представитель ответчика департамента имущественных отношений администрации г.Перми в судебном заседании с заявленными исковыми требованиями не согласился, указав, что организатором торгов в полном объеме выполнены нормы, установленные законом. В извещении содержалась вся информация. Суду представлен письменный отзыв, из которого следует, что департамент земельных отношений администрации г.Перми письмом от 29.03.2017 года направил в департамент документацию для проведения торгов, включая оспариваемый истцом лот №4. 15.05.2017 года приказом начальника департамента утверждена организация проведения аукциона по продаже земельных участков и на право заключения договоров аренды земельных участков, в том числе по земельному участку по <АДРЕС>, кадастровый №.... На официальном сайте 15.05.2017 года департаментом размещено извещение о проведении 04.07.2017 года аукциона по продаже земельных участков и на право заключения договоров аренды земельных участков. 04.07.2017 года протоколом о результатах аукциона по продаже земельных участков комиссия по лоту №4 решила признать победителем аукциона Азанову Л.Н. Согласно извещению, площадь земельного участка составила 946 кв.м., права на земельный участок – государственная собственность не разграничена, ограничение права - земельный участок расположен в границах зоны с особыми условиями использования – приаэродромная территория аэродрома аэропорта Большое Савино, обременений нет, разрешенное использование – индивидуальное жилищное строительство Ж-4, технические условия – в технической документации, максимально и (или) минимально допустимые параметры разрешенного строительства – в технической документации (градостроительный план земельного участка), начальная цена предмета аукциона (размер ежегодной арендной платы) – 100 500 рублей, порядок осмотра земельного участка – осмотр производится заявителем самостоятельно в любое время с даты опубликовании извещения. Также извещение содержит информацию в части ознакомления с технической документацией на земельные участки, выставляемые на торги. Согласно технической документации, площадь застройки земельного участка 283,80 кв.м., ограничение использования - земельный участок расположен в границах зоны с особыми условиями использования – приаэродромная территория аэродрома аэропорта Большое Савино, установлены и утверждены поворотные точки границы земельного участка. Истец не доказал нарушение организатором торгов норм действующего законодательства. Доводы о невозможности осуществить индивидуальное жилищное строительство в связи с наличием сооружения коммунального хозяйства опровергаются технической документацией к торгам. Правовые последствия на ознакомление с технической документацией на объект лежат исключительно на истце. Доводы истца об отсутствии в извещении информации о конченой цене аукциона в части оплаты аренды однократно за первые три года аренды основаны на неправильном толковании закона. Законом не предусмотрена обязанность организатора торгов устанавливать данную информацию. Истец не доказал состав правонарушения, вменяемый к организатору торгов, соответственно, оснований для возмещения убытков не имеется. Требования в части признания торгов недействительными и взыскании двойной суммы задатка являются взаимоисключающими. Торги являются способом заключения договора. Обязанность участника торгов внести задаток установлена в целях обеспечения заключения договора. Основания и порядок возврата задатка установлены специальными правовыми нормами об организации и порядке проведения торгов. Обязанность выплаты двойной суммы задатка наступает в случае уклонения от заключения договора. В действиях департамента отсутствует факт неисполнения договора торгов недействительными не влечет для сторон юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с их недействительностью, при этом законодательством не предусмотрена возможность взыскания двойной суммы задатка в качестве применения последствий недействительности сделки. Сумма задатка перечислена на счет ДЗО администрации г.Перми, то есть требования предъявлены к ненадлежащему ответчику (л.д. 124-130).

Представитель третьих лиц администрации г.Перми и департамента градостроительства и архитектуры администрации г.Перми в судебном заседании с заявленными исковыми требованиями не согласился, дал пояснения, аналогичные изложенным в письменных отзывах (л.д. 57-60, 62).

Из письменного отзыва следует, что департамент земельных отношений письмом от 09.03.2016 года направил в департамент запрос о формировании земельного участка площадью 946 кв.м. на аукцион. Департаментом была запрошена кадастровая выписка о земельном участке с кадастровым номером <.....> по адресу: <АДРЕС>, согласно которой участок располагается в приаэродромной территории аэродрома аэропорта Большое Савино. На основании запроса департамента от 10.08.2016 года Пермским филиалом АО «Газпром Газораспределение Пермь» были выданы технические условия для подключения объекта капитального строительства к сети газораспределения на земельном участке по адресу: <АДРЕС>. На основании запроса департамента Пермским филиалом ПАО «Ростелеком» выданы технические условия на телефонизацию конкурсной площадки для формирования пакета конкурсной документации по предоставлению земельного участка для индивидуального жилищного строительства по адресу: <АДРЕС>, пересечение с <АДРЕС>. На основании запроса департамента ОАО «МРСК Урала» сообщил о наличии технической возможности технологического присоединения энергопринимающих устройств по адресу: <АДРЕС> (пересечение с <АДРЕС>). На основании запроса департамента ООО «Новая городская инфраструктура Прикамья» выданы технические условия подключения частного жилого дома к сетям водоснабжения и водоотведения по адресу: <АДРЕС> (пересечение с <АДРЕС>). Земельному участку с кадастровым номером <.....> общей площадью 946 кв.м., формируемому для строительства, предоставляемому на торгах присвоен адрес: <АДРЕС>, адрес <АДРЕС> признан недействительным. Распоряжением начальника департамента от 12.10.2016 года утвержден градостроительный план земельного участка. В п.3 ГПЗУ указано, что в границах земельного участка располагается объект капитального строительства – сооружение коммунального хозяйства с кадастровым номером <.....>. Письмом от 20.02.2017 года департамент направил в департамент земельных отношений администрации г. Перми документацию для принятия решения о проведении аукциона по земельному участку. Распоряжением начальника ДЗО от 27.03.2017 года принято решение о проведении аукциона по продаже земельных участков, в том числе, земельного участка площадью 946 кв.м. с кадастровым номером <.....> по адресу: <АДРЕС>, в аренду сроком 20 лет. На момент выставления спорного земельного участка на торги сведения о наличии на земельном участке объекта капитального строительства - сооружения коммунального хозяйства с кадастровым номером <.....> имелись. Какие-либо препятствия для изучения технической документации до проведения аукциона на право заключения договора аренды у истца отсутствовали. Нарушений порядка проведения торгов на заключение договора аренды спорного земельного участка ДИО допущено не было.

Представитель департамента земельных отношений администрации г.Перми в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, направил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, указав, что с исковыми требованиями не согласен. Ранее суду был представлен письменный отзыв на заявленные исковые требования, из которого следует, что в извещении о проведении аукциона от 19.05.2017 года указано, что осмотр земельного участка производится заявителем самостоятельно в любое время с даты опубликования извещения. Истцом не представлено доказательств значительности стоимости переноса газопровода. Возможность строительства подтверждает градостроительный план. Истцом не представлены доказательства, подтверждающие недействительность торгов (л.д. 99-101).

Суд, выслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные доказательства, представленные в материалы дела, приходит к выводу, что имеются основания для удовлетворения исковых требований.

Как установлено в судебном заседании, письмом от 09.03.2016 года департамент земельных отношений администрации г.Перми направил в департамент градостроительства и архитектуры администрации г.Перми запрос о формировании земельного участка площадью 946 кв.м. по ул.<АДРЕС> на аукцион (л.д. 64-65).

На основании запросов департамента градостроительства и архитектуры администрации г.Перми Управлением внешнего благоустройства администрации г.Перми дан ответ о возможности размещения объекта индивидуального жилищного строительства по <АДРЕС> (пересечении с <АДРЕС>) (л.д. 66-67, 172-173), Министерством культуры Пермского края дан ответ что земельный участок расположен вне территорий объектов культурного наследия и зон их охраны (л.д. 68, 174), Управлением по экологии и природопользованию администрации г.Перми выдан перечень мероприятий по охране окружающей среды (л.д. 69-70, 170-171), департаментом общественной безопасности дан ответ об отсутствии на территории земельного участка объектов обеспечения общественной безопасности (л.д. 175), Управлением МЧС России по пермскому краю сообщено, что земельный участок по ул.<АДРЕС> (пересечение с <АДРЕС>) не попадает в зону возможного катастрофического затопления, строительство объекта возможно (л.д. 176).

Пермским филиалом АО «Газпром Газораспределение Пермь» выданы технические условия для подключения объекта капитального строительства к сети газораспределения на земельном участке по адресу: <АДРЕС> (пересечении с <АДРЕС>) (л.д. 71-72, 166-167).

Пермским филиалом ПАО «Ростелеком» выданы технические условия на телефонизацию конкурсной площадки для формирования пакета конкурсной документации по предоставлению земельного участка для индивидуального жилищного строительства по адресу: <АДРЕС>, пересечение с <АДРЕС> (л.д. 73-74, 168-169).

ОАО «МРСК Урала» сообщил о наличии технической возможности технологического присоединения энергопринимающих устройств по адресу: <АДРЕС> (пересечение с <АДРЕС>) (л.д. 165).

ООО «Новая городская инфраструктура Прикамья» выданы технические условия подключения частного жилого дома к сетям водоснабжения и водоотведения по адресу: <АДРЕС> (пересечение с <АДРЕС>) (л.д. 163-164).

Главным специалистом сектора градостроительства, земельных и имущественных отношений администрации Орджоникидзевского района г.Перми проведено обследование территории по адресу: <АДРЕС>, пересечение <АДРЕС>, составлен акт, из которого следует, что на земельном участке объекты капитального строительства не возводятся (л.д. 80-82).

Согласно акту о присвоении адреса от 19.09.2016 года земельному участку с кадастровым номером <.....> общей площадью 946 кв.м., формируемому для строительства, предоставляемому на торгах присвоен адрес: <АДРЕС>, адрес <АДРЕС> признан недействительным. (л.д. 118, 119).

Письмом от 20.02.2017 года департамент градостроительства и архитектуры администрации г.Перми направил в департамент земельных отношений администрации г. Перми документацию для принятия решения о проведении аукциона по земельному участку (л.д. 83-95, 109-121).

Распоряжением начальника департамента земельных отношений администрации г.Перми от 27.03.2017 года принято решение о проведении аукциона по продаже земельных участков, в том числе, земельного участка площадью 946 кв.м. с кадастровым номером <.....> по адресу: <АДРЕС>, в аренду сроком 20 лет (л.д. 96-97, 134-135).

Документация для проведения торгов направлена департаментом земельных отношений администрации г. Перми начальнику имущественных отношений 29.03.2017 года (л.д. 98, 131-199).

Начальником департамента имущественных отношений администрации г.Перми издан приказ от 15.05.2017 года о проведении 04.07.2017 года аукциона по продаже земельных участков и на право заключения договоров аренды земельных участков (л.д. 177-180).

19 мая 2017 года в официальном бюллетене г.Перми №36 опубликовано извещение о проведении 4 июля 2017 года аукциона по продаже земельных участков и на право заключения договора аренды земельных участков (л.д. 7-17).

По лотом №4 на аукцион выставлен земельный участок для индивидуального жилищного строительства по адресу: <АДРЕС>, площадью 946 кв.м. (кадастровый №...), срок аренды 20 лет (л.д. 9).

Начальная цена предмета аукциона (размер ежегодной арендной платы) установлена в размере 100 500 рублей, размер задатка - 50 250 рублей.

В качестве ограничения прав указано, что земельный участок находится в границах охранной зоны с особыми условиями использования – Приаэродромная территория аэродрома аэропорта Большое Савино.

Организатором аукциона выступил департамент имущественных отношений администрации г.Перми.

Истцом был оплачен задаток в сумме 50 250 рублей (л.д. 23).

Протоколом департамента имущественных отношений администрации г.Перми о рассмотрении заявок на участие в аукционе от 03.07.2017 года истец признана участником аукциона по лоту №4 (л.д. 18-20).

Протоколом департамента имущественных отношений администрации г.Перми о результатах аукциона от 04.07.2017 года истец Азанова Л.Н. признана победителем аукциона по лоту №4 с последним предложением цены 299 490 рублей (л.д. 21-22).

Письмом от 11.07.2017 года за номером <.....> истцу направлен проект договора аренды земельного участка (л.д. 102-108).

Распоряжением начальника департамента градостроительства и архитектуры администрации г.Перми от 12.10.2016 года №... утвержден градостроительный план земельного участка общей площадью 946 кв.м. с кадастровым номером <.....> по переулку 2<АДРЕС> (л.д. 34-42, 75-79, 136-144).

В п.3.1 градостроительного плана указано, что в границах земельного участка имеется объект капитального строительства – сооружение коммунального хозяйства с кадастровым номером <.....> (л.д. 41).

Согласно выписке из ЕГРН сооружением коммунального хозяйства с кадастровым номером <.....> является газопровод среднего давления, принадлежащий на праве собственности АО «Газпром газораспределение Пермь» (л.д. 30-32). В материалы дела представлен кадастровый паспорт данного сооружения (л.д. 115-117). В материалы дела представлена схема земельного участка с кадастровым номером <.....>, составленная кадастровым инженером фио (л.д. 33). Из данной схемы следует, что место допустимого размещения объекта капитального строительства на земельном участке с учетом нанесения охранной зоны газопровода составляет отдельно 30 кв.м. и 70 кв.м. Согласно ч. 1 ст. 447 Гражданского кодекса РФ, договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги. В соответствии с ч. 2 ст. 447 Гражданского кодекса РФ, в качестве организатора торгов могут выступать собственник вещи, обладатель иного имущественного права на нее, другое лицо, имеющее интерес в заключении договора с тем, кто выиграет торги, а также лицо, действующее на основании договора с указанными лицами и выступающее от их имени или от своего имени, если иное не предусмотрено законом (нотариус, специализированная организация и др.). На основании ч. 4 указанной статьи, торги (в том числе электронные) проводятся в форме аукциона, конкурса или в иной форме, предусмотренной законом. Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия. Форма торгов определяется собственником продаваемой вещи или обладателем реализуемого имущественного права, если иное не предусмотрено законом. Как указано в ч. 1, ч. 2, ч. 3 ст. 448 Гражданского кодекса РФ, аукционы и конкурсы могут быть открытыми и закрытыми. В открытом аукционе и открытом конкурсе может участвовать любое лицо. В закрытом аукционе и закрытом конкурсе участвуют только лица, специально приглашенные для этой цели. Если иное не предусмотрено законом, извещение о проведении торгов должно быть опубликовано организатором не позднее чем за тридцать дней до их проведения. Извещение должно содержать сведения о времени, месте и форме торгов, об их предмете, о существующих обременениях продаваемого имущества и о порядке проведения торгов, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене. Условия договора, заключаемого по результатам торгов, определяются организатором торгов и должны быть указаны в извещении о проведении торгов. Согласно ч. 5 ст. 448 Гражданского кодекса РФ, участники торгов вносят задаток в размере, в сроки и в порядке, которые указаны в извещении о проведении торгов. Если торги не состоялись, задаток подлежит возврату. Задаток возвращается также лицам, которые участвовали в торгах, но не выиграли их. При заключении договора с лицом, выигравшим торги, сумма внесенного им задатка засчитывается в счет исполнения обязательств по заключенному договору. В силу ч. 1 ст. 449 Гражданского кодекса РФ, торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов. Торги могут быть признаны недействительными в случае, если: кто-либо необоснованно был отстранен от участия в торгах; на торгах неосновательно была не принята высшая предложенная цена; продажа была произведена ранее указанного в извещении срока; были допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи; были допущены иные нарушения правил, установленных законом. Согласно ч. 2 указанной статьи, признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных статьей 167 настоящего Кодекса. В соответствии с ч. 1 ст. 39.11 Земельного кодекса РФ, решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (далее также - аукцион), принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц. На основании части 7 указанной нормы, в случае, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка предусматривается строительство зданий, сооружений, предоставление такого земельного участка осуществляется путем проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, за исключением случаев проведения аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса. В силу ч. 18 ст. 39.11 Земельного кодекса РФ, организатор аукциона устанавливает время, место и порядок проведения аукциона, сроки подачи заявок на участие в аукционе, порядок внесения и возврата задатка, величину повышения начальной цены предмета аукциона ("шаг аукциона"). "Шаг аукциона" устанавливается в пределах трех процентов начальной цены предмета аукциона. Согласно ч. 19 ст. 39.11 Земельного кодекса РФ, извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации (далее - официальный сайт), не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона. Указанное извещение должно быть доступно для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы. Как следует из части 20 названной статьи, организатор аукциона также обеспечивает опубликование извещения о проведении аукциона в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона.

В соответствии с ч. 15 ст. 39.12 Земельного кодекса РФ, результаты аукциона оформляются протоколом, который составляет организатор аукциона. Протокол о результатах аукциона составляется в двух экземплярах, один из которых передается победителю аукциона, а второй остается у организатора аукциона. В протоколе указываются:

1) сведения о месте, дате и времени проведения аукциона;

2) предмет аукциона, в том числе сведения о местоположении и площади земельного участка;

3) сведения об участниках аукциона, о начальной цене предмета аукциона, последнем и предпоследнем предложениях о цене предмета аукциона;

4) наименование и место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства (для гражданина) победителя аукциона и иного участника аукциона, который сделал предпоследнее предложение о цене предмета аукциона;

5) сведения о последнем предложении о цене предмета аукциона (цена приобретаемого в собственность земельного участка, размер ежегодной арендной платы или размер первого арендного платежа).

На основании ч. 17 ст. 39.12 Земельного кодекса РФ, победителем аукциона признается участник аукциона, предложивший наибольшую цену за земельный участок или наибольший размер ежегодной арендной платы за земельный участок.

Согласно ч. 20 названной статьи, уполномоченный орган направляет победителю аукциона или единственному принявшему участие в аукционе его участнику три экземпляра подписанного проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в десятидневный срок со дня составления протокола о результатах аукциона. При этом договор купли-продажи земельного участка заключается по цене, предложенной победителем аукциона, или в случае заключения указанного договора с единственным принявшим участие в аукционе его участником по начальной цене предмета аукциона, а размер ежегодной арендной платы или размер первого арендного платежа по договору аренды земельного участка определяется в размере, предложенном победителем аукциона, или в случае заключения указанного договора с единственным принявшим участие в аукционе его участником устанавливается в размере, равном начальной цене предмета аукциона. Не допускается заключение указанных договоров ранее чем через десять дней со дня размещения информации о результатах аукциона на официальном сайте.

Учитывая требования закона и обстоятельства, установленные в судебном заседании, суд приходит к выводу, что аукцион от 04.07.2017 года по лоту №4 на право заключения договора аренды земельного участка для индивидуального жилищного строительства по адресу: <АДРЕС>, площадью 946 кв.м. (кадастровый №...) следует признать недействительным в связи с тем, что организатором торгов были нарушены правила проведения торгов, установленные законом.

Согласно ч. 21 ст. 39.11 Земельного кодекса РФ, извещение о проведении аукциона должно содержать сведения:

1) об организаторе аукциона;

2) об уполномоченном органе и о реквизитах решения о проведении аукциона;

3) о месте, дате, времени и порядке проведения аукциона;

4) о предмете аукциона (в том числе о местоположении, площади и кадастровом номере земельного участка), правах на земельный участок, об ограничениях этих прав, о разрешенном использовании и принадлежности земельного участка к определенной категории земель, а также о максимально и (или) минимально допустимых параметрах разрешенного строительства объекта капитального строительства (за исключением случаев, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка не предусматривается строительство здания, сооружения), о технических условиях подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, предусматривающих предельную свободную мощность существующих сетей, максимальную нагрузку и сроки подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, о сроке действия технических условий, о плате за подключение (технологическое присоединение) на дату опубликования указанного извещения (за исключением случаев, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка не предусматривается строительство здания, сооружения, и случаев проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства);

5) о начальной цене предмета аукциона;

6) о "шаге аукциона";

7) о форме заявки на участие в аукционе, порядке ее приема, об адресе места ее приема, о дате и времени начала и окончания приема заявок на участие в аукционе;

8) о размере задатка, порядке его внесения участниками аукциона и возврата им задатка, банковских реквизитах счета для перечисления задатка;

9) о сроке аренды земельного участка в случае проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка. При этом срок аренды такого земельного участка устанавливается с учетом ограничений, предусмотренных пунктами 8 и 9 статьи 39.8 настоящего Кодекса;

По официально опубликованной информации 19 мая 2017 года в бюллетене г.Перми №36 извещение о проведении 4 июля 2017 года аукциона по продаже земельных участков и на право заключения договора аренды земельных участков содержало сведения о лоте №4 по приобретению права аренды на земельный участок для индивидуального жилищного строительства по адресу: <АДРЕС>, площадью 946 кв.м. (кадастровый №...). По данной информации, в качестве ограничения прав в извещении было указано, что земельный участок находится в границах охранной зоны с особыми условиями использования – приаэродромная территория аэродрома аэропорта Большое Савино.

Сведений о наличии иных обременений в том числе в виде охранной зоны газопровода в отношении указанного земельного участка официальный бюллетень не содержит.

Вместе с тем, из утвержденного распоряжением начальника департамента градостроительства и архитектуры администрации г.Перми от 12.10.2016 года №... градостроительного плана спорного земельного участка следует, что в границах земельного участка имеется объект капитального строительства – сооружение коммунального хозяйства с кадастровым номером <.....> (л.д. 41). Согласно выписке из ЕГРН сооружением коммунального хозяйства с кадастровым номером <.....> является газопровод среднего давления, принадлежащий на праве собственности АО «Газпром газораспределение Пермь» (л.д. 30-32).

Сведений о таком обременении земельного участка по <АДРЕС>, как прохождение сетей газопровода, официальная информация, опубликованная 19 мая 2017 года в бюллетене г.Перми №36 не содержала, в связи с чем у истца сформировалось неправильное представление об объекте недвижимости, предоставляемом в аренду для строительства. Из чего суд приходит к выводу, что действиями организатора торгов департамента имущественных отношений администрации г.Перми, выразившимися в непредставлении сведений в извещении о проведении торгов о существенном обременении земельного участка, были нарушены права истца.

В связи с не предоставлением полной информации о земельном у истца отсутствует возможность произвести строительство индивидуального жилого дома в соответствии с градостроительным планом, утвержденным распоряжением начальника департамента градостроительства и архитектуры администрации г.Перми, который также разработан без учета охранной зоны газопровода.

Указанные действия ответчика противоречат действующему законодательству, что является основанием для признания недействительным аукциона, состоявшегося 04.07.2017 года по лоту №4 на право заключения договора аренды земельного участка для индивидуального жилищного строительства по адресу: <АДРЕС>, площадью 946 кв.м. (кадастровый №...).

Кроме того, как следует из части 22 статьи 39.11 Земельного кодекса РФ, обязательным приложением к размещенному на официальном сайте извещению о проведении аукциона является проект договора купли-продажи или проект договора аренды земельного участка.

В нарушение указанных норм действующего законодательства организатором торгов не был размещен проект договора аренды земельного участка в качестве приложения к размещенному на официальном сайте извещению о проведении аукциона.

11.07.2017 года департаментом земельных отношений администрации г.Перми в адрес Азановой Л.Н. был направлен проект договора аренды земельного участка для подписания (л.д. 102-108). Договор истцом не подписан.

Согласно ч. 25 ст. 39.12 Земельного кодекса РФ, если договор купли-продажи или договор аренды земельного участка, а в случае, предусмотренном пунктом 24 настоящей статьи, также договор о комплексном освоении территории в течение тридцати дней со дня направления победителю аукциона проектов указанных договоров не были им подписаны и представлены в уполномоченный орган, организатор аукциона предлагает заключить указанные договоры иному участнику аукциона, который сделал предпоследнее предложение о цене предмета аукциона, по цене, предложенной победителем аукциона.

В части 26 указанной статьи указано, что в случае, если в течение тридцати дней со дня направления участнику аукциона, который сделал предпоследнее предложение о цене предмета аукциона, проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка, а в случае, предусмотренном пунктом 24 настоящей статьи, также проекта договора о комплексном освоении территории этот участник не представил в уполномоченный орган подписанные им договоры, организатор аукциона вправе объявить о проведении повторного аукциона или распорядиться земельным участком иным образом в соответствии с настоящим Кодексом.

Исходя из содержания ч. 15, ч. 20 ст. 39.12 Земельного кодекса РФ, результаты аукциона оформляются протоколом, который составляет организатор аукциона. Протокол о результатах аукциона составляется в двух экземплярах, один из которых передается победителю аукциона, а второй остается у организатора аукциона. Уполномоченный орган направляет победителю аукциона или единственному принявшему участие в аукционе его участнику три экземпляра подписанного проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в десятидневный срок со дня составления протокола о результатах аукциона. В данном случае протокол подводит итоги аукциона (состоялся, не состоялся аукцион) и в нем фиксируется определение победителя или иного лица, с которым будет заключаться договор. Такой протокол не имеет силы договора, выполняет иные функции, поэтому не требуется его подписания со стороны победителя аукциона.

Из указанных положений закона следует, что договор аренды земельного участка по <АДРЕС> заключенным не считается, в связи с чем не имеется оснований для применения судом последствий, предусмотренных статьей 167 настоящего Кодекса.

В данном случае суд применяет положения ст. 381 Гражданского кодекса РФ, которой установлено, что при прекращении обязательства до начала его исполнения по соглашению сторон либо вследствие невозможности исполнения (статья 416) задаток должен быть возвращен.

Если за неисполнение договора ответственна сторона, давшая задаток, он остается у другой стороны. Если за неисполнение договора ответственна сторона, получившая задаток, она обязана уплатить другой стороне двойную сумму задатка.

Сверх того, сторона, ответственная за неисполнение договора, обязана возместить другой стороне убытки с зачетом суммы задатка, если в договоре не предусмотрено иное.

Судом установлено, что истцом 22.06.2017 года на счет организатора аукциона была внесена сумма задатка в размере 50 250 рублей (л.д. 23). На основании указанных норм закона, учитывая, что судом признан недействительным аукцион от 04.07.2017 года по лоту №4 на право заключения договора аренды земельного участка для индивидуального жилищного строительства по адресу: <АДРЕС>, площадью 946 кв.м., суд взыскивает с департамента имущественных отношений администрации г.Перми в пользу Азановой Л.Н. двойную сумму задатка в размере 100 500 рублей.

Согласно статье 12 Гражданского кодекса РФ, возмещение убытков является одним из способов защиты гражданских прав, направленных на восстановление имущественных прав потерпевшего лица.

В соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 15 Гражданского кодекса РФ, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Истцом понесены расходы в размере 3 000 рублей, связанные с кадастровыми работами по вынесению поворотных точек земельного участка на местности (л.д. 23). Данные расходы подлежат взысканию с ответчика.

В соответствии с ч. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.

Истцом при подаче иска в суд произведена оплата государственной пошлины в размере 3 570 рублей.

Вместе с тем, исходя из цены иска (103 500 рублей) подлежащий уплате размер государственной пошлины равен 3 270 рублей.

С учетом требований ст. 98 ГПК РФ суд взыскивает с отвечтика в пользу истца расходы по оплате государственной пошлины 3 270 рублей.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ

РЕШИЛ

Исковые требования Азановой Л. Н. удовлетворить.

Признать недействительным аукцион от 04.07.2017 года по лоту №4 на право заключения договора аренды земельного участка для индивидуального жилищного строительства по адресу: <АДРЕС>, площадью 946 кв.м. (кадастровый №...).

Взыскать с департамента имущественных отношений администрации г.Перми в пользу Азановой Л. Н. двойную сумму задатка – 100 500 рублей, убытки 3 000 рублей, расходы по оплате государственной пошлины 3 270 рублей. Всего взыскать 106 770 рублей.

Решение может быть обжаловано сторонами в Пермский краевой суд через Орджоникидзевский районный суд г.Перми в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.

Судья:     <.....>

Решение в окончательной форме изготовлено 19.09.2017года

<.....>

<.....>


 

РЕШЕНИЯ СУДОВ ПО ЗЕМЕЛЬНЫМ СПОРАМ:

Решение суда о признании права собственности на земельный участок

Миронов М.Ю. обратился в суд с иском к департаменту земельных отношений администрации г.Перми о признании за ним права собственности на земельный участок площадью 612 кв.м., расположенный по адресу: , СНТ №... «Родник -2» с координатами В обоснова...

Решение суда об установлении факта проживания в жилом доме

Истец Миляева Л.В. обратилась в суд с исковыми требованиями к департаменту земельных отношений администрации г.Перми об установлении факта проживания в жилом доме по адресу: , с 1981 года по настоящее время.В обоснование заявленных требований исте...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru