Решение суда о признании садового дома жилым и пригодным для постоянного проживания № 2-4407/2017 ~ М-4582/2017

Дело № 2-4407/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 ноября 2017 года

Центральный районный суд г. Омска в составе судьи Ямчуковой Л.В. при секретаре Хруниной Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по заявлению Узингера А.А. о признании садового дома жилым и пригодным для постоянного проживания,

УСТАНОВИЛ:

Узингер А.А. обратился в суд с названным заявлением, указывая, что на основании договора купли-продажи дачного участка с садовым домом от 21.05.2015 года, является собственником земельного участка общей площадью 631 кв.м. с кадастровым номером № и расположенного на нем садового дома общей площадью 34,1 кв.м., находящихся по адресу: <адрес>. Право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке. Указанное строение по своим техническим характеристикам и степени благоустройства пригодно для постоянного проживания в нем. В доме и на территории дачного участка созданы условия для отдыха, гигиенических процедур, а также для другой деятельности, обычно осуществляемой в жилище. 12.06.2015 года между ним и СНТ «Патриот» был заключен договор о взаимных обязательствах между Правлением садоводческого некоммерческого товарищества Патриот» и владельцами садовых участков, в соответствии с п. 2.2.4. которого, Правление СНТ «Патриот» обеспечивает его дачный участок электроэнергией и водоснабжением. Продажа электрической энергии СНТ «Патриот» осуществляется на основании договора энергоснабжения от 01.02.2013 года, заключенного с ОАО <данные изъяты>. 16.08.2017 года между ним и ООО <данные изъяты>, в целях определения возможности использования данного садового строения в качестве жилого, был заключен договор № 702/17-РО. По итогам оказания услуг ООО <данные изъяты> было подготовлено заключение № 402/17-РО от 16.10.2017 года, согласно которому, жилой дом, расположенный по адресу <адрес>, является пригодным для постоянного проживания граждан. На территории земельного участка расположены баня, гараж, уличный туалет, бетонный колодец. Считает, что он, как собственник указанного земельного участка и расположенного на нем садового дома, вправе реализовать свое право на регистрацию в доме по месту жительства в случае переезда в указанное жилое строение. На основании изложенного, со ссылкой на положения Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», п. 1 и 2 ст. 209, п. 1 ст. 263 Гражданского кодекса РФ, руководствуясь ст.ст. 3, 264-268 ГПК РФ, ст. ст. 19, 27, 55 Конституции РФ, просит установить факт, что садовый дом, общей площадью 34,1 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, является жилым и пригодным для постоянного проживания, что является основанием для регистрации в нем по месту жительства. /л.д. 3-4/.

В ходе подготовки дела к судебному разбирательству, судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено СНТ «Патриот». /л.д. 1 оборот/.

В судебном заседании заявитель Узингер А.А., его представитель Останина Е.А., допущенная к участию в деле в прядке ч. 6 ст. 53 ГПК РФ, поддержали заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица СНТ «Патриот» участия не принимал, извещен надлежаще, в представленном в материалы дела заявлении председатель СНТ «Патриот» Гунько С.И. просил о рассмотрении дела в его отсутствие, против удовлетворения заявленных Узингером А.А. требований не возражал.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

    В соответствии со ст. ст. 264 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.

Из материалов дела следует, что на основании договора купли-продажи дачного участка с садовым домом от 21.05.2015 года заявитель Узингер А.А. является собственником земельного участка №, площадью 631 кв.м., с кадастровым номером №, относящегося к категории земель: земли населенных пунктов – садоводство, расположенного по адресу: <адрес>, а также находящегося на указанном участке садового строения, общей площадью 34, 1 кв.м., кадастровый номер №, назначение: нежилое, этажность: 1. Право собственности заявителя на указанные объекты зарегистрировано в установленном законом порядке, о чем 03.06.2015 года выданы свидетельства о государственной регистрации права. /л.д. 25, 26/.

Обратившись в суд с настоящим заявлением, Узингер А.А. просит о признании указанного садового строения жилым и пригодным для постоянного проживания, с целью последующей регистрации в нем по месту жительства.

Разрешая заявленные требования, суд исходит из следующего.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (статья 27, часть 1).

Место жительства гражданина определено как место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает (пункт 1 статьи 20 ГК Российской Федерации), поскольку именно с местом жительства, как правило, связывается реализация принадлежащих гражданину прав, а также исполнение обязательств, возложенных на него законом либо договором, т.е. предполагается, что гражданин имеет юридически зафиксированное жилище, которое является для него основным, куда он после непродолжительного либо длительного отсутствия намеревается вернуться, и наличие права пользования которым служит предварительным условием его регистрации по месту жительства.

Согласно абз. 2 ст. 1 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», садовый земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения и хозяйственных строений и сооружений).Закон Российской Федерации от 24.12.1992 № 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики» определил жилищный фонд как совокупность всех жилых помещений независимо от форм собственности (статья 1) и предоставил гражданам, имеющим в собственности жилые строения, расположенные на садовых и дачных земельных участках и отвечающие требованиям нормативов, предъявляемым к жилым помещениям, право переоформить их в качестве жилых домов с приусадебными участками на праве частной собственности в порядке, установленном законодательством.

Тем самым в жилищное законодательство была введена норма, характеризовавшая расположенные на садовых земельных участках строения – с учетом изменившегося потребительского назначения этих строений – в качестве жилых, а, следовательно, не исключавшая возможность постоянного проживания в них и допускавшая их правовую трансформацию в жилые дома, в которых граждане могут быть зарегистрированы по месту жительства.

Согласно Постановлению Конституционного суда Российской Федерации от 14.04.2008 года № 7-п, исключая Федеральным законом «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» право граждан на регистрацию в жилых строениях, возведенных на садовых земельных участках, федеральный законодатель исходил из необходимости обеспечения целевого назначения этих участков. В результате такого использования института регистрации оказалось – в нарушение статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации – несоразмерно ограничено право граждан на выбор места жительства.

Правоприменительные органы признают возможность регистрации граждан только в жилых домах, отказывая в регистрации в жилых строениях. Между тем Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики», предусматривавший право граждан, имеющих в собственности жилые строения, которые расположены на садовых земельных участках и отвечают требованиям нормативов, предъявляемых к жилым помещениям, переоформить их в качестве жилых домов с приусадебными участками на праве частной собственности, утратил силу.

В соответствии с абз. 4 ст. 1 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» дачные земельные участки, так же как и садовые земельные участки, предоставляются гражданам или приобретаются в целях отдыха, однако при этом не исключается возможность возведения на дачном земельном участке не только жилого строения без права регистрации проживания в нем, но и жилого дома с правом регистрации проживания в нем.

Таким образом, норма абзаца 2 статьи 2 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» в системе правового регулирования, характеризующегося рассогласованностью норм гражданского, земельного и градостроительного законодательства, порождает правовую неопределенность, нарушает конституционной принцип равенства, позволяет органам регистрационного учета отказывать в регистрации по месту жительства гражданам, которые постоянно проживают в возведенных на садовых земельных участках жилых строениях, принадлежащих им на законных основаниях, пригодных для постоянного проживания и являющихся для них единственным возможным местом жительства, и тем самым противоречит статьям 19 (части 1 и 2), 27 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.

По данным технического паспорта садового строения, расположенного на участке № в СНТ «Патриот», строение имеет ленточный бетонный фундамент, кирпичные стены и перегородки, деревянные, не утепленные, с подшивкой ДВП перекрытия, деревянные окна, отопление, кровлю из шифера по обрешетке.

Согласно выводам представленного в материалы дела заключения № 702/17-РО от 16.10.2017 года, составленного ООО <данные изъяты>, по результату рассмотрения представленного проекта рабочей документации Архитектурного решения 17/30-АР от 2016 года, с фактическим функциональным назначением, а также размером помещений, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, соответствует проекту, указанному в Рабочей документации Архитектурного решения 17/30-АР от 2016 года. При рассмотрении требований нормативной документации к жилым домам, сопоставив фактические данные, полученные путем визуального осмотра и изучения технической документации, с требованиями, предъявляемыми к объектам такого рода, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, является пригодным для постоянного проживания граждан. /л.д. 66-100/.

В соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ суд оценивает по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

На основании представленных доказательств, суд приходит к выводу о том, что садовый дом, общей площадью 34,1 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, подпадает под признаки жилого помещения, оговоренных разделами II п.п. 9-15, 18, 22, 25 «Положения о признании помещения жилым помещением» (в ред. Постановления Правительства РФ от 02.08.2007 № 494) и может быть использован по назначению круглогодично для проживания.

С учетом вышеизложенного, суд находит заявленные Узингером А.А. требования законными и обоснованными.

Настоящее решение является основанием для регистрации лиц по месту жительства в указанном садовом доме.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Признать садовый дом общей площадью 34,1 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, жилым и пригодным для постоянного проживания.

Данное решение является основанием для регистрации компетентными органами по месту жительства.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Омский областной суд через Центральный районный суд города Омска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья:         Л.В. Ямчукова


 

РЕШЕНИЯ СУДОВ ПО НАСЛЕДОВАНИЮ ИМУЩЕСТВА:

Решение суда об установлении факта владения и пользования недвижимым имуществом на праве собственности за умершим, признании права собственности на наследственное имущество

ФИО2 обратилась в суд с иском к гаражно-строительному кооперативу "Юлдаш-2" об установлении факта владения и пользования недвижимым имуществом на праве собственности за умершим, признании права собственности на наследственное имущество.В обоснован...

Решение суда об установлении факта принятия наследства,

Р.Н.Назарычева обратилась в суд с заявлением в вышеизложенной формулировке, в обоснование требования указав, что дд.мм.гггг умерла ее мать –З.Г.Хайрутдинова, которая при жизни оставила завещание в ее пользу. При жизни наследодателю принадлежала . ...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru