Постановление суда по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ № 5-4/2017 (5-545/2016;) | Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии)

Дело № 5-4/2017

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Воронеж                                 28 февраля 2017 г.

Судья Советского районного суда г.Воронежа Бородовицына Е.М. (г.Воронеж, ул.Домостроителей, д.26),

с участием представителя ТО Росздравнадзора по Воронежской области по доверенности Овсянникова В.В., представителя ФГБУЗ МСЧ №97 ФМБА России начальника Проценко В.Н.,

рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть №97 Федерального медико-биологического агентства» (ФГБУЗ МСЧ №97 ФМБА России), юридический адрес: <адрес>, ОГРН №, ИНН №,

УСТАНОВИЛ:

При проведении плановой выездной проверки на основании приказа Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ № ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> в отношении ФГБУЗ МСЧ №97 ФМБА России установлено, что учреждение имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности № от ДД.ММ.ГГГГ, выданную Территориальным органом Росздравнадзора по Воронежской области – срок действия бессрочно. При проверке соответствия структуры и штатного расписания соискателя лицензии (лицензиата) юридического лица, входящего в государственную или муниципальную систему здравоохранения, общим требованиями, установленным для соответствующих медицинских организаций (проверка пп. «ж» п.4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.04.2002г. №291) установлено несоответствие штатного расписания действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности. Выявлено отсутствие в действующем штатном расписании учреждения по месту осуществления медицинской деятельности: <адрес> должности врача по медицинской реабилитации физических лиц, с которыми заключены трудовые договоры и имеющих подготовку в соответствии с требованиями приказа Минздравсоцразвития России от 23.07.2010г. №541 «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения», оборудованного кабинета в соответствии с приказом Минздрава России от 29.12.2012г. №1705н «Об утверждении Порядка организации медицинской реабилитации», однако учреждение по данному адресу имеет лицензию при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по виду работ и услуг «медицинская реабилитация»; должности врача акушера-гинеколога, врача анестезиолога-реаниматолога, врача кардиолога, врача клинического фармаколога, фельдшера-лаборанта, инструктора по лечебной физкультуре, врача по лечебной физкультуре и спортивной медицине, врача-онколога, врача пластического хирурга, врача рентгенолога, врача трансфузиолога, врача ультразвуковой диагностики, врача-хирурга, врача-эндоскописта, врача по функциональной диагностике в стационарном отделении физических лиц, с которыми заключены трудовые договоры и имеющих подготовку в соответствии с требованиями приказа Минздравсоцразвития России от 23.07.2010г. №541 «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения», приказа Минздрава России от 10.02.2016г. №83н «Об утверждении квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием», оборудованных отделений в соответствии со стандартами оснащения медицинской помощи в стационарных условиях, однако учреждение по данному адресу имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности при оказании специализированной медицинской помощи в стационарных условиях по «акушерству и гинекологии», «анестезиологии и реаниматологии», «кардиологии», «клинической фармакологии», «лабораторной диагностике», «лечебной физкультуре и спортивной медицине», «онкологии», «пластической хирургии», «рентгенологии», «трансфузиологии», «ультразвуковой диагностике», «хирургии», «эндоскопии», «функциональной диагностике». По месту осуществления медицинской деятельности: <адрес>, отсутствует должность инструктора дезинфектора, физических лиц, с которыми заключены трудовые договоры и имеющих подготовку в соответствии с требованиями приказа Минздравсоцразвития России от 23.07.2010г. №541 «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения», приказа Минздрава России от 10.02.2016г. №83н «Об утверждении квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием», однако учреждение по данному адресу имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности при оказании первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по «дезинфектологии». По месту осуществления медицинской деятельности: <адрес> выявлено отсутствие должности медицинской сестры по массажу, физических лиц, с которыми заключены трудовые договоры и имеющих подготовку в соответствии с требованиями приказа Минздравсоцразвития России от 23.07.2010г. №541 «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения», приказа Минздрава России от 10.02.2016г. №83н «Об утверждении квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием», однако учреждение по данному адресу имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности при оказании первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по «медицинскому массажу». Также по данному адресу отсутствует оборудованный кабинет неотложной помощи в соответствии с приказом Минздравсоцразвития РФ от 15.05.2012г. №543н «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению», однако учреждение по данному адресу имеет лицензию при оказании первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях и при оказании врачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по «неотложной помощи». По данному месту осуществления деятельности учреждением не проводятся: «медицинское освидетельствование кандидатов в усыновители, опекуны (попечители) или приемные родители», «медицинское освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством», «медицинскому освидетельствованию на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием», «медицинскому освидетельствованию на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)», однако учреждение имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности по вышеуказанным медицинским освидетельствованиям.

При выходе специалистов Росздравнадзора по Воронежской области на места осуществления деятельности: <адрес>, и <адрес>, установлено отсутствие оборудованного кабинета неотложной помощи в соответствии с приказом Минздравсоцразвития РФ от 15.05.2012г. №543н «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению», оборудованного кабинета вакцинации, не проводятся «медицинские осмотры (предсменные, послесменные)», «медицинские освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)». По адресу: <адрес>, установлено отсутствие оборудованного кабинета неотложной помощи в соответствии с приказом Минздравсоцразвития РФ от 15.05.2012г. №543н «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению», оборудованного кабинета вакцинации, не проводятся «медицинские осмотры (предсменные, послесменные)», медицинское освидетельствование на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), отсутствует оборудованный в соответствии с Порядком оказания медицинской помощи взрослому населению при стоматологических заболеваниях (Приказ Минздравсоцразвития от 07.11.2011г. №1496н) кабинет врача стоматолога-терапевта (в штатном расписании отсутствует должность врача стоматолога-терапевта), однако учреждение по данному адресу имеет лицензию при оказании первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по «неотложной помощи», «медицинские осмотры (предсменные, послесменные)», «медицинское освидетельствование на состояние опьянения (алкогольного, наркотического, иного токсического)», «стоматология терапевтическая». По адресу: <адрес> установлено прекращение осуществления видов медицинских работ и услуг: «медицинские осмотры (предсменные, послесменные)» и «медицинское освидетельствование на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)». По адресу: <адрес> установлено прекращение осуществление медицинской деятельности по видам работ и услуг «медицинский массаж», «физиотерапия», однако учреждение по данному адресу имеет лицензию при осуществлении доврачебной медицинской помощи по «медицинскому массажу» и «физиотерапии».

Установлено нарушение порядков оказания медицинской помощи (несоответствие пп. «а» п.5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.04.2012г. №291). По месту осуществления деятельности: <адрес> не соблюден стандарт оснащения кабинета-врача терапевта (нарушение приказа Минздрава России от 15.11.2012г. №923н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «терапия») отсутствует: глюкометр, весы с ростометром, измеритель пиковой скорости выдоха (пикфлоуметр) со сменными мундштуками, лента измерительная, лупа ручная, пульсоксиметр (оксиметр пульсовой), инструменты и оборудование для оказания экстренной помощи; не соблюден стандарт оснащения кабинета врача-профпатолога (нарушение приказа Минздрава России от 13.11.2012г. №911н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи при острых и хронических профессиональных заболеваниях) отсутствуют: негатоскоп, секундомер, динамометр, неврологический молоточек, весы напольные, ростометр); не соблюден стандарт оснащения кабинета врача-хирурга (нарушение приказа Минздрава России от 15.11.2012г. №922н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «хирургия»), отсутствует ростометр, мешок Амбу, воротник Шанца, переносной набор для реанимации; не соблюден стандарт оснащения кабинета врача-невролога (нарушение приказа Минздрава России от 15.11.2012г. №926н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при заболеваниях нервной системы) отсутствует: негатоскоп, камертон, набор пахучих веществ для исследования функций обонятельного анализатора; не соблюден стандрат оснащения кабинета врача психиатра-нарколога (нарушение приказа Минздрава России от 15.11.2012г. №929н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «наркология») отсутствует: термометр медицинский, фонендоскоп, тонометр для измерения артериального давления, неврологический молоточек, диктофон; не соблюден стандарт оснащения кабинета врача психиатра (нарушение приказа Минздрава России от 17.05.2012г. №566н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи при психических расстройствах и расстройствах поведения») отсутствует: тонометр, секундомер; отсутствует оборудованный в соответствии с порядком оказания медицинской помощи кабинет врача-эндокринолога (нарушение приказа Минздрава России от 12.11.2012г. №899н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «эндокринология»); отсутствует оборудованный в соответствии с порядком оказания медицинской помощи кабинет врача-дерматовенеролога (нарушение приказа Минздрава России от 15.11.2012г. №924н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «дерматовенерология»); отсутствует оборудованный в соответствии с порядком оказания медицинской помощи кабинет врача аллерголога-иммунолога (нарушение приказа Минздрава России от 07.11.2012г. №606н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «аллергология и иммунология»); отсутствует оборудованный в соответствии с порядком оказания медицинской помощи кабинет врача-кардиолога (нарушение приказа Минздрава России от 15.11.2012г. №918н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями»); отсутствует оборудованный в соответствии с порядком оказания медицинской помощи кабинет врача-инфекциониста (нарушение Приказа Минздравсоцразвития России от 31.01.2012г. №69н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослым больным при инфекционных заболеваниях»); отсутствует оборудованный в соответствии с порядком оказания медицинской помощи кабинет врача-уролога (нарушение Приказа Минздрава России от 12.11.2012г. №907н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «урология»).

По месту осуществления деятельности: <адрес>: не соблюден стандарт оснащения кабинета врача профпатолога (нарушение приказа Минздрава России от 13.11.2012г. №911н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи при острых и хронических профессиональных заболеваниях) отсутствуют: вибротестер, термометр, динамометр, неврологический молоточек, весы напольные, ростомер; не соблюден стандарт оснащения профпатологического отделения (нарушение приказа Минздрава России от 13.11.2012г. №911н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи при острых и хронических профессиональных заболеваниях»), отсутствуют: увеличительное стекло, электронный спирограф, пульсоксиметр, весы напольные, ростомер; не соблюден стандарт оснащения кабинета врача-эндокринолога (нарушение приказа Минздрава России от 12.11.2012г. №899н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «эндокринология»), отсутствуют: ростомер, неврологический набор для диагностики диабетической нейропатии; не соблюден стандарт оснащения кабинета врача-дерматовенеролога (нарушение Приказа Минздрава России от 15.11.2012г. №924н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «дерматовенерология»), отсутствуют: дерматоскоп, лампа Вуда, лупа с подсветкой, стерилизатор ультрафиолетовый для медицинских инструментов; отсутствует оборудованный в соответствии с порядком оказания медицинской помощи кабинет врача аллерголога-иммунолога (нарушение Приказа Минздрава России от 07.11.2012г. №606н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «аллергология и иммунология»); отсутствует оборудованный в соответствии с порядком оказания медицинской помощи кабинет врача-кардиолога (нарушение Приказа Минздрава России от 15.11.2012г. №918н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями); отсутствует оборудованный в соответствии с порядком оказания медицинской помощи кабинет врача-инфекциониста (нарушение Приказа Минздравсоцразвития России от 31.01.2012г. №69н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослым больным при инфекционных заболеваниях»); отсутствует оборудованный в соответствии с порядком оказания медицинской помощи кабинет врача-гастроэнтеролога (нарушение Приказа Минздрава России от 12.11.2012г. №906н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «гастроэнтерология»).

При соблюдении установленного порядка предоставления платных медицинских услуг выявлены нарушения пп. «в» п.5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.04.2012г. №291) по месту осуществления медицинской деятельности: <адрес> выявлены нарушения порядка предоставления платных медицинских услуг (нарушение Постановления Правительства РФ №1006 от 04.10.2012г. «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг»), установлено: при выборочной проверке медицинских карт установлено осуществление платных медицинских услуг без оформления добровольного согласия на медицинское вмешательство (нарушение ст. 20 ФЗ от 21.11.2011г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» и приказа Министерства здравоохранения РФ от 20.12.2012г. №1177н «Об утверждении порядка дачи информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и отказа от медицинского вмешательства в отношении определенных видов медицинских вмешательств, форм информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и форм отказа от медицинского вмешательства») (например медицинская карта ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5). Представленные договоры на оказание платных медицинских услуг содержат номер недействующей лицензии на осуществление медицинской деятельности (№ от ДД.ММ.ГГГГ), при этом отсутствует подтверждение, что при заключении договора потребителю (заказчику) предоставлена в достаточной форме информация о возможности получения соответствующих видов и объемов медицинской помощи без взимания платы в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

При проверке порядка оказания платных услуг по месту осуществления медицинской деятельности: <адрес> выявлены следующие нарушения: в договорах на оказание платных медицинских услуг указан номер недействующей лицензии на осуществление медицинской деятельности (№ от ДД.ММ.ГГГГ); отсутствует подтверждение, что при заключении договора потребителю (заказчику) предоставлена в доступной форме информация о возможности получения соответствующих видов и объемов медицинской помощи без взимания платы в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

В результате проведения выборочной проверки первичной медицинской документации установлено, что при посещении ДД.ММ.ГГГГ кабинета врача-оториноларинголога ФИО6 было установлено, что ею была оказана платно медицинская помощь несовершеннолетнему ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ, в медицинской карте отсутствовало информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство, однако ДД.ММ.ГГГГ специалистам Росздравнадзора была предоставлена эта же медицинская карта с вклеенным информированным согласием от ДД.ММ.ГГГГ, подписанное от имени самого несовершеннолетнего, а не его законным представителем. Отсутствовало письменное подтверждение, что при заключении договора несовершеннолетнему ФИО7 предоставлена в доступной форме информация о возможности получения соответствующих видов и объемов медицинской помощи без взимания платы в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

При проверке соблюдения внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности (проверка соответствия пп. «б» п.5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012г. №291) установлено: в нарушение положений о внутреннем контроле качества и безопасности медицинской деятельности ФГБУЗ МСЧ №97 ФМБА России, а также о врачебной комиссии ФГБУЗ МСЧ №97 ФМБА России, утвержденных начальником ФГБУЗ МСЧ №97 ФМБА России – при проверке документации при оказании платных медицинских услуг не оценивалось качество и безопасность оказания конкретных медицинских услуг, качество ведения медицинской документации (при обращениях не заводилась «Медицинская карта амбулаторного больного» (учетная форма №), не оформлялось информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство). Соблюдение установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности является одним из лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности.

Данные правонарушения являются грубым нарушением лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности, и предусматривает административную ответственность по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ. По результатам проверки ведущим специалистом-экспертом отдела организации контроля в сфере предоставления медицинских услуг территориального органа Росздравнадзора по Воронежской области ФИО8 составлен протокол об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ

Лицам, участвующим в рассмотрении дела, разъяснены их права и обязанности.

Заявлений об отводе, самоотводе не поступило.

По ходатайству представителя ФГБУЗ МСЧ №97 ФМБА России Проценко В.Н. приобщены к материалам дела письменные объяснения по делу, копии единого штатного расписания медицинского, фармацевтического и другого персонала на 2016г. и на 2015г. ФГБУЗ МСЧ №97 ФМБА России, образцов договоров на оказание платных медицинских услуг, товарных накладных от ДД.ММ.ГГГГ № и №, от ДД.ММ.ГГГГ № и №, справки о финансовом обеспечении ФГБУЗ МСЧ №97 ФМБА России, лицензии № от ДД.ММ.ГГГГ

Оглашен протокол об административном правонарушении от 28.11.2016г. №.

В судебном заседании представитель Территориального органа Росздравнадзора по ВО по доверенности Овсянников В.В. пояснил, что на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ № в отношении ФГБУЗ МСЧ №97 ФМБА России была проведена плановая выездная проверка, в результате которой были выявлены нарушения, указанные в протоколе об административном правонарушении, которые являются грубыми нарушениями требований и условий, предусмотренных лицензией. Кроме того, дополнил, что наличие оформленного информированного добровольного согласия пациента является необходимым условием для осуществления действий с его здоровьем (если имеется у больного аллергия, то должен сообщить об этом при подписании согласия), не доводится информация о возможности бесплатной помощи, не контролируется правильность оформления медицинской документации, отсутствуют в кабинетах медицинские инструменты, необходимые для скорой медицинской помощи (мешок Амбу, набор для реанимации). Представитель по вопросу назначения наказания в отношении ФГБУЗ МСЧ №97 ФМБА России полагался на усмотрение суда, не возражал против назначения наказания в виде административного штрафа в размере ниже низшего, установленного санкцией ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.

Представитель ФГБУЗ МСЧ №97 ФМБА России начальник Проценко В.Н. пояснила суду, что вину учреждения в совершенном правонарушении признаёт, выявленные нарушения грубыми не являются, просила переквалифицировать выявленные нарушения на ч. 2 ст. 19.20 КоАП РФ и назначить наказание в виде предупреждения. Кроме того, сообщила, что в настоящее время часть выявленных нарушений устранена, внесены изменения в бланки типовых договоров на оказание платных медицинских услуг, произведены закупки, медицинских весов, ростомеров, глюкометров, пульсоксиметров, наборов для диагностики диабетической нейропатии, а мешок Амбу, переносной набор для реанимации имелись, но не оказались в наличии в момент проверки. Также представитель пояснила, что сокращение видов медицинской помощи, штатного расписания, а также отсутствие необходимых медицинских инструментов вызвано уменьшением финансирования учреждения за счет средств федерального бюджета.

Выслушав представителя Территориального органа Росздравнадзора по ВО по доверенности Овсянникова В.В., представителя ФГБУЗ МСЧ №97 ФМБА России начальника Проценко В.Н., изучив материалы административного дела, судья приходит к выводу, что ФГБУЗ МСЧ №97 ФМБА России осуществляло деятельность, не связанную с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), чем совершило правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Согласно ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, в редакции, вступившей в силу с ДД.ММ.ГГГГ осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В силу ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ в редакции, действовавшей в момент обнаружения правонарушения, осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии с примечанием к данной статье КоАП РФ, понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

Согласно ч. 11 ст. 19 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой: 1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера; 2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.

Исходя из положений п.46 ст. 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011г. №99-ФЗ медицинская деятельность относится к лицензируемым видам деятельности.

В силу положений пп.«и», «ж» п.4, пп. «а», «б», «в» п.5, п.6 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012г. №291 осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 4 и подпунктами "а", "б" и "в(1)" пункта 5 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности". Лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности (далее - лицензия), являются в том числе: соответствие структуры и штатного расписания соискателя лицензии - юридического лица, входящего в государственную или муниципальную систему здравоохранения, общим требованиям, установленным для соответствующих медицинских организаций; наличие внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности. Лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии, а также: соблюдение порядков оказания медицинской помощи; соблюдение установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности; соблюдение установленного порядка предоставления платных медицинских услуг.

По смыслу положений ст.ст.10,19 ФЗ от 21.11.2011г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» каждый гражданин имеет право на оказание доступной и качественной медицинской помощи в соответствии с порядками оказания медицинской помощи и стандартами медицинской помощи. В этой связи оказание медицинской помощи с нарушением указанных порядков и стандартов влечет нанесение ущерба праву граждан на квалифицированную медицинскую помощь.

Таким образом, нарушение лицензиатом, осуществляющим медицинскую деятельность, указанных п.«а» п.5 Положения о лицензировании медицинской деятельности требований, следует квалифицировать в качестве грубого нарушения лицензионных требований.

Факт совершения ФГБУЗ МСЧ №97 ФМБА административного правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, актом проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, проведенной на основании приказа Территориального органа Росздравнадзора по Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О проведении плановой выездной проверки ФГБУЗ МСЧ №97 ФМБА», в соответствии с которыми ФГБУЗ МСЧ №97 ФМБА осуществляло деятельность, не связанную с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), а также должностной инструкцией врача- отоларинголога, штатным расписанием, договорами, медицинскими картами, квитанциями, приходными ордерами.

Указанное нарушение выразилось в несоответствии штатного расписания действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности; отсутствии оборудованного кабинета неотложной помощи, нарушении порядка оказания медицинской помощи и предоставления платных медицинских услуг, осуществление платных медицинских услуг без оформления информированного согласия на медицинское вмешательство; указании в договорах на оказание платных медицинских услуг номера недействующей лицензии, отсутствии в них подтверждения о предоставлении потребителю (заказчику) в доступной форме информации о возможности получения соответствующих видов и объемов медицинской помощи без взимания платы, несоблюдении внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности. По результатам проверки Территориальным органом Росздравнадзора по ВО вынесено в адрес ФГБУЗ МСЧ №97 ФМБА предписание № от ДД.ММ.ГГГГ об устранении выявленных нарушений. Таким образом, судья приходит к выводу о том, что вина ФГБУЗ МСЧ №97 ФМБА в совершенном административном правонарушении доказана, а нарушение лицензиатом, осуществляющим медицинскую деятельность, указанных пунктов Положения о лицензировании медицинской деятельности требований, следует квалифицировать в качестве грубого нарушения лицензионных требований.

Доводы представителя ФГБУЗ МСЧ №97 ФМБА России о недостаточном бюджетном финансировании медицинского учреждения, суд не может принять во внимание, поскольку недостаточное бюджетное финансирование не может служить основанием для освобождения ФГБУЗ МСЧ №97 ФМБА России от исполнения обязанностей, возложенных на него в силу закона, в том числе с учетом характера и степени общественной опасности вменяемого административного правонарушения. Кроме того, следует учесть, что помимо финансирования из средств федерального бюджета, ФГБУЗ МСЧ №97 ФМБА России получает доход за счет оказания платных медицинских услуг, в связи с чем, имеет возможность для привлечения этих денежных средств в целях исполнения требований законодательства, что было и сделано ДД.ММ.ГГГГ приобретены медицинские инструменты, но после поступления административного дела в суд.

Данные обстоятельства указывают на необоснованность утверждения заявителя о том, что учреждением приняты все зависящие от него и исчерпывающие меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых оно привлечено к административной ответственности.

Однако суд принимает во внимание тот факт, что часть выявленных нарушений в ходе проверки Территориальным органом Росздравнадзора по ВО на момент рассмотрения дела частично устранены, что подтверждается предоставленными в материалы дела копиями документов: проектов договоров на оказание платных медицинских услуг, товарных накладных от ДД.ММ.ГГГГ № и №, от ДД.ММ.ГГГГ. № и №.

Согласно ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В соответствии со ч. 1,3 ст. 4.1. КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Исходя из изложенного, суд принимает во внимание, что в материалах дела имеются данные, свидетельствующие о том, что нарушения, допущенные ФГБУЗ МСЧ №97 ФМБА России создавали угрозу жизни и здоровью людей, представляли общественную опасность, такие как отсутствие медицинских инструментов (нет мешка Амбу, переносного набора для реанимации и т.д.), то есть учреждением осуществлялась деятельность с грубым нарушением требований лицензии. Соответственно данные факты не позволяют квалифицировать его действия по ч. 2 ст. 19.20 КоАП РФ, в свою очередь ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ не предусматривает такой вид наказания как предупреждение.

Кроме того, следует учесть, что представитель Территориального органа Росздравнадзора по ВО не настаивал на назначении наказания в виде приостановления деятельности и неприменение указанным органом такой меры обеспечения производства по делу, как временный запрет деятельности, предусмотренный ст. 27.16 КоАП РФ, свидетельствует о нецелесообразности назначения административного наказания в виде приостановления деятельности.

Учитывая, что санкция ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ предусматривает такой вид наказания, как административный штраф, принимая во внимание характер совершенного правонарушения, те обстоятельства, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, является федеральным бюджетным учреждением, совершило данное административное правонарушение впервые, на момент рассмотрения дела частично устранило выявленные в ходе проверки нарушения, предоставив суду документальные доказательства об их устранении, полагаю целесообразным назначить ФГБУЗ МСЧ №97 ФМБА России административного наказание в виде административного штрафа.

При назначении наказания привлекаемому к ответственности юридическому лицу ФГБУЗ МСЧ №97 ФМБА России, учитывая финансовое состояние медицинского учреждения, принятие мер к устранению выявленных правонарушений, суд руководствуется следующими положениями закона.

При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью раздела II настоящего Кодекса, в случае если минимальный размер штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей (ч.3.2. ст. 4.1 КоАП РФ).

При назначении административного наказания в соответствии с ч. 3.2. ст. 4.1 КоАП РФ, размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (ч.3.3 ст. 4.1 КоАП РФ).

Кроме того, в силу положений ст. 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения. Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

На момент выявления административного правонарушения (ДД.ММ.ГГГГ), совершенного ФГБУЗ МСЧ №97 ФМБА России, размер санкции ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ в виде административного штрафа составлял для юридических лиц от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

С учетом совершенного правонарушения, его последствий, обстоятельств произошедшего, финансового положения ФГБУЗ МСЧ №97 ФМБА России, судья приходит к выводу о возможности назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ в редакции, действовавшей на момент обнаружения административного правонарушения, признав совокупность указанных обстоятельств исключительными, то есть в размере <данные изъяты> руб.

Руководствуясь ст.ст.19.20 ч. 3, 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

ПОСТАНОВИЛ

Признать Федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Медико-санитарная часть №97 Федерального медико-биологического агентства» (ОГРН №, ИНН №) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

Штраф подлежит уплате в течение 60 дней с момента вступления постановления в законную силу по следующим реквизитам:

Получатель: Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Воронежской области (Территориальный орган Росздравнадзора по Воронежской области), ИНН:№, р/с:№, банк получателя – Отделение по Воронежской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу (Отделение Воронеж), БИК:№, ОКТМО:№, КПП:№, КБК:№.

Постановление может быть обжаловано и опротестовано в Воронежский областной суд в течение 10 суток с момента получения его копии.

Судья                                    Е.М. Бородовицына


 

Постановления судов по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ

Постановление суда по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ

Согласно протокола об административном правонарушении № от дд.мм.гггг приказом Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Воронежской области от дд.мм.гггг. № была проведена плановая выездная проверка войсково...

Постановление суда по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ

Согласно протоколу об административном правонарушении № от дд.мм.гггг, составленному главным специалистом-экспертом отдела организации контроля в сфере предоставления медицинских слуг Территориального органа Росздравнадзора по Воронежской области ...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru