Постановление суда по ст. 8.12.1 КоАП РФ № 5-39/2017 | Несоблюдение условия обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе

Дело № 5-39/17

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

31 марта 2017 года гор. Ижевск, ул. М.Горького,80

Судья Ленинского районного суда гор. Ижевска Савченкова И.В., при секретаре Верещегиной В.К., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №5-39/17 по факту совершения ДЛС, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцем <адрес>, пенсионером, зарегистрированным и проживающим по адресу: <адрес> административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.12.1 КоАП РФ, с участием представителя ДЛС – КРА, действующего на основании доверенности, представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Удмуртской Республике (Управление Росприроднадзора по УР) КДП по доверенности,

УСТАНОВИЛ:

В ходе проведенного на основании определения Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Удмуртской Республике от ДД.ММ.ГГГГ. административного расследования установлено, что земельный участок, принадлежащий ДЛС, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 138 кв.м., с кадастровым номером №, назначение: земли населенных пунктов и ведение личного подсобного хозяйства, расположен на правом берегу Ижевского водохранилища на р. Иж. В соответствии со схемой топографической съемки, проведенной МБУ «Архитектурно-планировочное бюро» от ДД.ММ.ГГГГ., заборы, установленные с северной, восточной и южной границ земельного участка частично расположены в границах береговой полосы Ижевского водохранилища на р. Иж. Указанные ограждения с северной, восточной и южной стороны, находящиеся в границах береговой полосы, ограничивают доступ граждан к водному объекту и пользование его береговой полосой в границах используемого земельного участка. Наличие ограждения на территории береговой полосы нарушает предусмотренные ч. 8 ст. 6 Водного кодекса РФ права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц на пребывание, передвижение, в том числе для отдыха и туризма, любительского и спортивного рыболовства, причаливания плавучих средств, бесплатное использование водного объекта для личных и бытовых нужд. Установление ограждений в береговой полосе в нарушении ч.ч.1,2,8 ст. 6 Водного кодекса РФ образует состав административного правонарушения в соответствии со ст. 8.12.1 КоАП РФ – несоблюдение условий обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и береговой полосой.

В судебное заседание ДЛС не явился, извещен о месте и времени судебного заседания надлежащим образом.

Представитель ДЛС по доверенности КРА возражал против привлечения ДЛС к административной ответственности. Указал, что земельный участок предоставлен на праве собственности в ДД.ММ.ГГГГ., задолго до введения ограничений в использовании береговой полосы и административной ответственности по ст. 8.12.1 КоАП РФ. Земельный участок используется ДЛС в пределах границ, отсутствует состав правонарушения. Кроме того, истек годичный срок привлечения к административной ответственности, поскольку ДД.ММ.ГГГГ. ДЛС назначено административное наказание по ст. 7. 1 КоАП РФ, при этом на 12.01.2015г. уже был установлен факт занятия береговой полосы на участке с кадастровым номером №.

Представитель Управления Росприроднадзора по УР КДП, действующий на основании доверенности, полагал, что ДЛС подлежит привлечению к административной ответственности по ст. 8.12.1 КоАП РФ. Не оспаривал, что земельный участок предоставлен ДЛС в ДД.ММ.ГГГГ. и используется им в пределах установленных границ. Пояснил, что срок привлечения к административной ответственности не истек, поскольку правонарушение длящееся, срок подлежит исчислению с момента установления должностным лицом на основании совокупности всех доказательств факта занятия ДЛС береговой полосы. Представленное постановление о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ. вынесено другим административным органом – Управлением Росреестра по УР и не связано с выявлением правонарушения Управлением Росприроднадзора по УР.

Постановлением судьи Ленинского районного суда г. Ижевска от ДД.ММ.ГГГГг. производство по делу об административном правонарушении, предусмотренного ст. 8.12.1 КоАП РФ в отношении ДЛС прекращено, в связи с отсутствием состава правонарушения.

Решением судьи Верховного Суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГг. постановление судьи Ленинского районного суда г. Ижевска от ДД.ММ.ГГГГг. отменено, дело направлено на новое рассмотрение.

Изучив материалы административного дела, прихожу к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ – административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Статьей 8.12.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение условий обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе.

Объектом правонарушения являются общественные отношения в сфере охраны водных объектов.

Объективная сторона правонарушения представляет собой несоблюдение условия обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе.

Субъектом данного административного правонарушения является, в том числе, физическое лицо - гражданин.

Административная ответственность за данное правонарушение для граждан установлена в виде административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

В силу ст. 1 Водного кодекса РФ от 03 июня 2006 года N 74-ФЗ, введенного в действие с 01.01.2007г., водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.

В соответствии с частями 1, 2, 6, 8 ст. 6 Водного кодекса РФ поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.

Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.

Согласно ст. 65 ВК РФ береговая полоса входит в водоохранную зону - территорию, которая примыкает к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которой устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

В силу п. 2 ст. 214 ГК РФ земля и другие ресурсы, не находящиеся в собственности граждан юридических лиц либо муниципальных образований, являются муниципальной собственностью.

Права на земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности возникают в порядке их предоставления по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством, федеральными законами, подлежат государственной регистрации (ст.ст. 25,25,30 ЗК РФ)

Согласно п. 8 ст. 27 ЗК РФ запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с ВК РФ (п. 8 ст. 27 ЗК РФ введен Федеральным законом от 03.06.2006 N 73-ФЗ).

Как установлено при рассмотрении дела, 27.06.2016г. в Управление Росприродназора по УР от прокурора Октябрьского района г. Ижевска поступили материалы контрольной съемки земельного участка для решения вопроса о привлечении ДЛС к административной ответственности за несоблюдение условий обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту.

ДД.ММ.ГГГГ. МБУ «Архитектурно-планировочное бюро» по заявке Управления земельных ресурсов и землеустройства Администрации г. Ижевска проведена контрольная съемка земельных участков, принадлежащих ДЛС, по <адрес>, в том числе и участка с кадастровым номером №. Схема участков составлена геодезистом МБУ «Архитектурно-планировочное бюро» СРР

Из контрольной съемки МБУ «Архитектурно-планировочное бюро» от ДД.ММ.ГГГГ. усматривается, что ограждения, идущие по северной, восточной и южной границам данного земельного участка, полностью расположены в пределах границ, учтенных в ГКН. При этом, ограждения северной, восточной и южной границы частично расположены в береговой полосе.

ДД.ММ.ГГГГ. государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Удмуртской Республике ПАВ по результатам рассмотрения прокурора Октябрьского района г. Ижевска, результатов тахеометрической съемки земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, выполненной МБУ «Архитектурно-планировочное бюро» от ДД.ММ.ГГГГ. возбуждено дело об административном правонарушении в отношении неустановленных лиц по факту несоблюдения условия обеспечения свободного доступа на р. Иж и его береговой полосе в границах земельного участка по <адрес>, в том числе и участка с кадастровым номером № определено провести административное расследование.

ДД.ММ.ГГГГ. государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Удмуртской Республике ПАВ в присутствии ДЛС произведен осмотр территории береговой полосы Ижевского водохранилища на р. Иж, по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №.

В ходе осмотра установлено:

- указанный земельный участок расположен на берегу Ижевского водохранилища на р. Иж;

- с западной и южной стороны указанный участок обнесен забором из металлической сетки-рабицы высотой около 2 м. и граничит с соседним земельным участком с кадастровым номером №;

- с северной стороны земельный участок граничит с соседним земельным участком с кадастровым номером № и не имеет ограждений;

- с восточной стороны участок граничит с берегом Ижевского водохранилища на р. Иж, граница проходит по забору из металлической сетки–рабица высотой около 2 м.

ДД.ММ.ГГГГ. государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Удмуртской Республике ПАВ составлен протокол № об административном правонарушении в отношении ДЛС по ст. 8.12.1 КоАП РФ.

О времени и месте составления протокола об административном правонарушении ДЛС был надлежащим образом уведомлен ДД.ММ.ГГГГ что подтверждается копией квитанции обратного почтового уведомления.

Земельный участок, площадью 152 кв.м. предоставлен ДАА для расширения приусадебного участка жилого <адрес> за счет свободно-прилегающей земли, установлена общая площадь земельного участка 1034,3 кв.м.

На основании договора, удостоверенного нотариусом г. Ижевска ССМ от ДД.ММ.ГГГГ., реестровый №, постановления Администрации Ленинского района г. Ижевска от ДД.ММ.ГГГГ. №№, решения Главы Администрации г. Ижевска от ДД.ММ.ГГГГ. № ДЛС является собственником земельного участка, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: ведение личного подсобного хозяйства, общей площадью 138 кв.м., по адресу: <адрес>, кадастровый №.

Право собственности ДЛС на указанный земельный участок зарегистрировано в ЕГРП ДД.ММ.ГГГГ., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности, выпиской из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с кадастровой выпиской о земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ., земельный участок по адресу: <адрес>, кадастровый №, внесен в государственный кадастр недвижимости (далее – ГКН) ДД.ММ.ГГГГ., его площадь и границы уточнены, внесены в ГКН. В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ к числу обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, относятся: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

С объективной стороны состав правонарушения по ст. 8.12.1 КоАП РФ характеризуется действиями (бездействием), направленным на возведение искусственных или не устранение естественных препятствий к водным объектам общего пользования и их береговой полосе. Примером таких действий может служить возведение ограждения на участке береговой полосы, прилегающей к водному объекту общего пользования, препятствующего доступу к нему, либо не устранение заиления, зарастания растениями, исключающими доступ к береговой линии или самому водному объекту.

Отсутствие общего доступа к 20-метровой береговой полосе влечет нарушение прав граждан. Понятие свободный доступ подразумевает не только возможность прохода к берегу, но и возможность граждан использовать всю береговую линию безвозмездно, без ограничений. Наличие в береговой полосе забора, преграждающего доступ к водному объекту, ограничивает эту возможность.

Учитывая изложенное, сохранение ДЛС забора в береговой полосе препятствует свободному доступу к водному объекту, нарушает положения ст. 6 Водного кодекса РФ, образует состав правонарушения по ст. 8.12.1 КоАП РФ.

Вина ДЛС выразилась в непрекращающемся невыполнении обязанностей, возложенных на него Водным кодексом РФ. При этом, форма вины не влияет на квалификацию противоправных действий (бездействия), поскольку с субъективной стороны данное правонарушение характеризуется как умыслом, так и неосторожностью.

Согласно п. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

В соответствии с п. 1 ст. 209 ГК РФ собственники принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Указанные полномочия не могут реализовываться без учета общих принципов гражданского законодательства, которые, в том числе, подразумевают, что при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.

Право собственности не может пониматься абсолютно, как ничем не ограниченная возможность владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим собственнику имуществом.

Согласно п. 2 ст. 209 ГК РФ права собственника ограничены возможностью совершения действий, не противоречащих закону и иным нормативно-правовым актам, и не нарушающих права и охраняемые законом интересы других лиц. Подобного рода ограничения могут быть обусловлены и публичными интересами.

Водным кодексом РФ установлено право граждан на пользование береговой полосой водных объектов общего пользования, следовательно, нахождение ограждений земельного участка на береговой линии водного объекта, препятствует реализации данного права, нарушает действующее законодательство.

То обстоятельство, что земельный участок был приобретен ДЛС задолго до введения законодательных ограничений по водной полосе, не освобождает ДЛС, как собственника земельного участка, от соблюдения норм действующего природоохранного законодательства.     

При рассмотрении дела представитель ДЛС указал о том, что срок привлечения его к административной ответственности истек ДД.ММ.ГГГГ поскольку ДД.ММ.ГГГГ. должностным лицом Управления Росреестра по УР вынесено постановление о привлечении ДЛС к административной ответственности за совершение административного правонарушения по ст. 7.1. КоАП РФ, при вынесении данного постановления уже было известно о нахождении земельного участка № в береговой полосе.

Данное правонарушение является длящимся. Срок давности привлечения к административной ответственности по ст. 8.12.1 КоАП РФ составляет 1 год.

Как разъяснено в п. 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей.

При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

В протоколе об административном правонарушении указана дата совершения правонарушения в соответствии с ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ время обнаружения правонарушения - ДД.ММ.ГГГГ. На указанную дату назначено составление протокола об административном правонарушении. В связи с отсутствием сведений об извещении ДЛС на ДД.ММ.ГГГГ. составление протокола назначено на ДД.ММ.ГГГГ. На указанную в протоколе дату ДД.ММ.ГГГГ. у должностного лица уже имелись сведения о принадлежности земельного участка с кадастровым номером № ДЛС и о нахождении данного земельного участка в береговой полосе, то есть все необходимые сведения для выявления факта совершения правонарушения.

Полагаю, что годичный срок привлечения ДЛС к административной ответственности не истек. Доводы о том, что срок надлежит исчислять с ДД.ММ.ГГГГ. – со дня вынесения должностным лицом Управления Росреестра по УР постановление о привлечении ДЛС к административной ответственности по ст. 7.1. КоАП РФ, несостоятельны.

Указанным постановлением ДЛС привлечен к административной ответственности за самовольное занятие земельных участков из земель кадастрового квартала №, площадью 2.1 кв.м. с южной стороны и площадью 315,9 кв.м. с северной, северо-восточной и восточной стороны относительно земельного участка с кадастровым номером №

Постановление вынесено иным административным органом - должностным лицом Управления Росреестра по УР. В указанном постановлении факт нахождения земельного участка № в береговой полосе не устанавливался. Кроме того, на указанную дату (ДД.ММ.ГГГГ.) еще не было возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 8.12.1 КоАП РФ (ДД.ММ.ГГГГ материалы прокурора в Управление Росприроднадзора по УР для решения вопроса о привлечении ДЛС к административной ответственности не поступали (ДД.ММ.ГГГГ.). Таким образом оснований полагать, что административным органом Управлением Росприроднадзора по УР факт совершения правонарушения выявлен ДД.ММ.ГГГГ., не имеется.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Как разъяснено в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Учитывая установленные Управлением Росприроднадзора по УР нарушения, суд полагает, что исключительных обстоятельств, дающих возможность считать совершенное административное правонарушение малозначительным в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ, при рассмотрении настоящего административного дела не усматривается.

При решении вопроса о виде и размере административного наказания, подлежащего назначению ДЛС, необходимо исходить из того, что в соответствии с общими правилами назначения административного наказания, предусмотренными статьей 4.1 КоАП РФ, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. При назначении административного наказания учитываются характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Суд полагает, что с учетом характера совершенного правонарушения, обстоятельств совершения, роли лица, привлекаемого к административной ответственности, ДЛС подлежит назначению административное наказание в виде штрафа в размере 3000 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.29.9,29.10, 24.5 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ

Признать ДЛС, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (место рождения: <адрес>, гражданство РФ), зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, виновным в совершении административного правонарушения по ст. 8.12.1 КоАП РФ, назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 3000 руб.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение 10 суток со дня получения копии постановления, через районный суд.

Судья: И.В. Савченкова

Реквизиты для уплаты штрафа:

Получатель: УФК Минфина России по УР (Управление Росприроднадзора по Удмуртской Республике)

р/с №40101810200000010001 в ГРКЦ НБ Удмуртской Республики г. Ижевска

БИК №049401001 ИНН 1831099255 ОКАТО 94401000000 КПП 183201001

Код бюджетной классификации 4811625081016000140

Наименование платежа: административный штраф.


 

Постановления судов по ст. 8.12.1 КоАП РФ

Постановление суда по ст. 8.12.1 КоАП РФ

В результате рейдового обследования состояния водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы Волгоградского водохранилища в г. Саратове, проведенного 06 июня 2017 года на основании обращений физических лиц, государственным инспектором РФ в области...

Постановление суда по ст. 8.12.1 КоАП РФ

В отношении общества с ограниченной ответственностью «СтройДом» (далее ООО «СтройДом») государственным инспектором отдела регионального государственного экологического надзора ФИО3 дд.мм.гггг составлен протокол №-м об административном правонарушен...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru