Постановление суда по ст. 6.4 КоАП РФ № 5-680/2017 | Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта

№ 5-680/2017

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

24 мая 2017 года город Кемерово

Судья Заводского районного суда города Кемерово Масалитина И.В.,

с участием:

представителя КАО «Азот» – Исайкина К.В., действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в г. Кемерово, – Литош Е.В., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.4 КРФобАП, в отношении КАО «Азот», №, №, зарегистрированного и фактически расположенного по адресу: <адрес>, стр. 1, дата государственной регистрации в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГ,

УСТАНОВИЛ:

КАО «Азот» совершил нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта, а именно:

При проведении плановой выездной проверки с 06.03.2017 года по 26.04.2017 года в отношении КАО «Азот», зарегистрированного и фактически расположенного по адресу: <адрес> <адрес> выявлены нарушения санитарного законодательства: согласно протоколу лабораторных исследований физических факторов № от ДД.ММ.ГГГГ на рабочем месте машиниста тепловоза ТЭМ 18 № эквивалентный уровень звука (шума) составил 88 дБА (норматив 80 дБА), что не соответствует гигиеническим нормативам и требованиям, установленным п. 6.3 таблица 2 раздела 6 СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки»; п. 2.8, п. 7.27 СП 2.2.2.1327-03 «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту» и является нарушением ст. 11, ст. 25 ФЗ от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

В судебном заседании представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в г. Кемерово, – Литош Е.В., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, пояснила, что настаивает на привлечении КАО «Азот» к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности. При проведении исследования были соблюдены все методические указания, участвовали специалисты аккредитованной лаборатории. Специалисты независимой лаборатории КАО «Азот» также проводили независимое исследование, однако протокол по результатам их исследований не был представлен, поскольку они не аккредитованы на проведение данного исследования, в связи с чем, не ясно, с какой целью ими было проведено данное исследование.

Данные условия труда по установленному уровню шума квалифицируются как вредные (класс 3.2). При таком уровне вредных факторов у работника возможно проявление функциональных изменений, приводящих на первых этапах к временной утрате трудоспособности, а при длительном воздействии такого рода шума – к проявлению начальных признаков или легких форм профессиональных заболеваний. А потому КАО «Азот» необходимо проведение ряда мероприятий по снижению уровня шума на рабочем месте (ремонт тепловоза, замена оборудования и т.д.) и созданию безопасных условий труда для работника, в данном случае – машиниста тепловоза.

В судебное заседание законный представитель КАО «Азот», надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте судебного заседания, не явился, о причинах неявки суду не сообщил, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлял.

В соответствии со ст. 25.1 КРФобАП, суд считает возможным рассмотреть дело об административном правонарушении в отсутствие законного представителя юридического лица – КАО «Азот».

В судебном заседании 18 мая 2017 года представитель КАО «Азот» – Комиссаров М.В., действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ года, против привлечения КАО «Азот» к административной ответственности возражал, пояснил, что с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время деятельность тепловоза не ведется. Полагает, что выявленные нарушения не могут оказать влияние на жизнь и здоровье работника тепловоза, в связи с чем неясна причина и основания приостановления данной деятельности. КАО «Азот» привлечено неправомерно к административной ответственности. Из протокола об административном правонарушении следует, что основанием для привлечения КАО «Азот» к административной ответственности явился протокол измерений физических факторов № от ДД.ММ.ГГГГ. При детальном изучении требований при проведении данного вида замера на рабочем месте было установлено, что измерения производились с нарушением ГОСТ 33463.2-2015 «Системы жизнеобеспечения на железнодорожном подвижном составе. Часть 2. Методы испытаний по определению виброакустических показателей», который применяется, в том числе, к определению уровню звука на рабочем месте, а именно в нарушение п. 5.3.2.4 – испытания проводились не на прямом измерительном участке пути, с радиусом кривых участка менее 1000 м; в нарушение п. 5.3.2.7 – измерительный участок проходил через стрелочные переводы; п. 5.3.4 – в кабине машиниста при проведении испытания находилось более четырех человек (7 человек), тогда как по ГОСТУ предусмотрено только два; п. 5.3.7 – изменения производились при наличии посторонних шумов (прохождение по соседнему пути подвижного состава, работающих радиостанций, иных источников звуковых сигналов). При этом по результатам аналитического контроля, проведенного 15.05.2017 года санитарной лабораторией КАО «Азот» с учетом требований ГОСТ 33463.2-2015 (протокол № Ф-188 от 15.05.2017 года), превышения норматива эквивалентного уровня звука (шума) не установлено. Эквивалентный уровень звука в кабине тепловоза составил 77 дБА, при норме 80 дБА. При этом эквивалентный уровень звука фонового шума составил 35 дБА. Санитарная лаборатория как независимое подразделение КАО «Азот» осуществляет деятельность на основании свидетельства о состоянии измерений № 977/16, выданного 01.04.2016 года, действительно до 01.04.2019 года.

В связи с этим, полагает, что факт совершения КАО «Азот» административного правонарушения не подтвержден надлежащими доказательствами, а потому просил производство по делу в отношении КАО «Азот» прекратить.

В судебном заседании 24.05.2017 года представитель КАО «Азот» – ФИО4, действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, требования, изложенные в жалобе КАО «Азот» поддержал, просил производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.4 КРФобАП, прекратить. Полагал, что ГОСТ 33463.2-2015 «Системы жизнеобеспечения на железнодорожном подвижном составе. Часть 2. Методы испытаний по определению виброакустических показателей» подлежал применению в указанном случае. Также пояснил, что с целью компенсации вредных условий труда для машиниста тепловоза предусмотрены доплаты за вредность, дополнительные дни к отпуску и выдача молока. Пояснил, что тепловоз относится к тому виду механизмов, на которых физически невозможно снизить уровень шума до предусмотренных законом 80 дБА.

Свидетель Матусевич Ю.Ю. пояснил, что 05.04.2017 года присутствовал на тепловозе при проведении испытаний уровня звука в кабине тепловоза. На момент замера в кабине присутствовали машинист тепловоза, помощник машиниста, он сам, машинист-инструктор, проверяющий с Роспотребнадзора и два проверяющих с санитарной лаборатории КАО «Азот», а всего семь человек. Во время замеров при прохождении пути было не менее четырех стрелочных переводов, поскольку тепловоз двигался вперед-назад по разным путям, а это возможно только по стрелочному переводу. Участок пути был кривой. Также замеры сопровождались посторонними шумами, была включена радиостанция, поскольку по соседнему пути локомотив осуществлял маневры.

Свидетель ФИО6 пояснил, что является специалистом аккредитованной лаборатории. ДД.ММ.ГГГГ именно им проводилось измерение уровня шума в кабине машиниста тепловоза КАО «Азот». Оценка акустического шума - это оценка вредного фактора, воздействующего непосредственно на работника, в данном случае на машиниста тепловоза. ГОСТ 33463.2-2015 «Системы жизнеобеспечения на железнодорожном подвижном составе. Часть 2. Методы испытаний по определению виброакустических показателей», на который ссылается представитель КАО «Азот» в своих письменных возражениях, а также все доводы возражений по нарушению пунктов этого ГОСТа вообще не касаются оценки шума на рабочем месте, область его применения совершенно иная. ГОСТ распространяет свое действие на оценку техники, а они же осуществляют защиту здоровья, проверяя рабочие места в целом на соответствие их установленным условиям и требованиям. Полагает также необоснованными возражения представителя КАО «Азот», касающиеся того, что при проведении испытаний не были исключены нехарактерные шумы. Так, проведенное ими исследование осуществлялось, в том числе, на основании Методических указаний по проведению измерений и гигиенической оценки шумов на рабочих местах (№), которые распространяются, в том числе, на оценку машин и оборудования по шуму на их рабочих местах и именно в типичных условиях эксплуатации. То есть должны учитываться все акустические факторы конкретного рабочего места: источники шума (рации, двигатель, локомотивы вагона), а также сопутствующий технологический шум (другие составы), встречающиеся на его пути, которые воздействуют на машиниста. То есть при проведении исследования они считают воздействие на машиниста не конкретного локомотива, а совокупность факторов, воздействующих на машиниста на конкретном рабочем месте, то есть в кабине тепловоза. Таким образом, по методическим указаниям № учитываются типичные, характерные условия труда, особенности рабочего места, а не только шумовое воздействие конкретной единицы техники. При этом данными указаниями не регламентировано, сколько человек должно находиться в кабине при проведении исследования. Санитарная служба имеет единый подход к такому рода измерениям.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Вина КАО «Азот» в совершении административного правонарушения, изложенного в описательной части постановления, подтверждается:

- распоряжением № от ДД.ММ.ГГГГ о проведении плановой выездной проверки в отношении КАО «Азот» (л.д. 1-4);

- распоряжением № от ДД.ММ.ГГГГ о продлении срока проведения проверки в отношении КАО «Азот» (л.д. 5);

- экспертным заключением о соответствии рабочих мест требованиям санитарных правил и гигиеническим нормативам №-ОГИФТ от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому рабочее место машиниста тепловоза ТЭМ 18 № не соответствует гигиеническим нормативам и требованиям, установленным СН 2.2.4/2.ДД.ММ.ГГГГ-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки»; СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту» (п. 2.8) (л.д. 10-39);

- протоколом о взятии проб и образцов от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 72-75);

- протоколом измерений физических факторов № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому на рабочем месте машиниста тепловоза ТЭМ 18 № эквивалентный уровень звука (шума) не соответствует гигиеническим нормативам и требованиям, установленным СН 2.2.4/2.ДД.ММ.ГГГГ-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки»; СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту» (п. 2.8, п. 7.27) и является нарушением ст. 11, ст. 25 ФЗ № 52-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». При этом эквивалентный уровень звука (шума) составил 88 дБА (норматив 80 дБА), максимальный уровень звука составил 104 дБА (норматив 110 дБА) (л.д. 40-41);

- актом проверки № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 42-48);

- сведениями из ЕГРЮЛ в отношении КАО «Азот» (л.д. 55-56);

- протоколом о временном запрете деятельности от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому деятельность КАО «Азот» фактически прекращена с 09:00 часов ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 57-58);

- протоколом по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 59-60).

Указанные доказательства собраны в соответствии с требованиями Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Оценив указанные доказательства в их совокупности, суд считает, что вина КАО «Азот» в совершении административного правонарушения полностью установлена и доказана, а его действия необходимо правильно квалифицировать по ст. 6.4 КРФобАП как нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта.

Согласно ст. 11 Федерального Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

Согласно ст. 25 указанного Федерального закона, Условия труда, рабочее место и трудовой процесс не должны оказывать вредное воздействие на человека. Требования к обеспечению безопасных для человека условий труда устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны осуществлять санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия по обеспечению безопасных для человека условий труда и выполнению требований санитарных правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации к производственным процессам и технологическому оборудованию, организации рабочих мест, коллективным и индивидуальным средствам защиты работников, режиму труда, отдыха и бытовому обслуживанию работников в целях предупреждения травм, профессиональных заболеваний, инфекционных заболеваний и заболеваний (отравлений), связанных с условиями труда.

В соответствии со ст. 2 указанного Федерального закона, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе, посредством государственного санитарно-эпидемиологического нормирования.

Основной задачей санитарно-эпидемиологического нормирования является установление санитарно-эпидемиологических требований, удовлетворяющих условиям безопасности для здоровья человека среды его обитания.

Норма ст. 25 Федерального Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» является бланкетной, отсылает к ФИО7ДД.ММ.ГГГГ-96 «Классификация нормативных и методических документов системы государственного санитарно-эпидемиологического нормирования», утвержденному Госкомсанэпиднадзором РФ ДД.ММ.ГГГГ.

Из данного Руководства следует, что требования безопасности к физическим факторам производственной среды установлены, в том числе, методическими указаниями по проведению измерений и гигиенической оценки шумов на рабочих местах №, утвержденными Минздравом СССР ДД.ММ.ГГГГ (далее – Методические указания). Указанные Методические указания также содержатся в Перечне основных действующих нормативных и методических документов по гигиене труда, содержащемся в Письме Роспотребнадзора от ДД.ММ.ГГГГ № (по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ), Письме Минздрава РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.

Как следует из протокола измерений физических факторов № от ДД.ММ.ГГГГ, указанные измерения производились, в том числе на основании указанных Методических указаний.

Согласно п. 1.1 Методических указаний, настоящие указания являются руководством по измерению шумов на рабочих местах для их гигиенической оценки в соответствии с действующими гигиеническими нормами и разработаны в развитие ГОСТ ДД.ММ.ГГГГ-76 «ССБТ. Шум. Общие требования безопасности» и ГОСТ 20445-75 «Здания и сооружения промышленных предприятий. Метод измерения шума на рабочих местах».

В соответствии с п. 1.2 Методических указаний, указания распространяются на следующие виды измерений:

- оценка шума на рабочих местах в помещениях и на территории предприятий;

- оценка машин и оборудования по шуму на их рабочих местах в типичных условиях эксплуатации;

- определение эффективности мероприятий по уменьшению шума на рабочих местах, а также выявления источников шумов.

Согласно п. 1.3 Методических указаний, настоящие указания не распространяются на измерение шумовых характеристик машин и оборудования; эти измерения должны выполняться в соответствии с ГОСТ 8.055-73 «ГСИ. Машины. Методика выполнения измерений для определения шумовых характеристик» или стандартами на машины и оборудование конкретных видов.

Согласно п. 1.4 Методических указаний, приведенные в указаниях положения должны соблюдаться всеми учреждениями санэпидслужбы при осуществлении контроля шума на рабочих местах в различных отраслях народного хозяйства.

Учитывая изложенное, методические указания № правомерно были применены при проведении измерений и гигиенической оценки шумов на рабочих местах в отношении КАО «Азот».

Вместе с тем, являются необоснованными доводы возражений представителя КАО «Азот» о том, что при проведении данного вида замера были нарушены положения ГОСТ 33463.2-2015 «Системы жизнеобеспечения на железнодорожном подвижном составе. Часть 2. Методы испытаний по определению виброакустических показателей», который применяется, в том числе, к определению уровня звука на рабочем месте, и которым в данном случае необходимо было руководствоваться.

Как следует из сведений об указанном стандарте, он может быть применен на добровольной основе для оценки соответствия требованиям технических регламентов «О безопасности железнодорожного подвижного состава», «О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта». Настоящий стандарт распространяется на локомотивы, моторвагонный подвижной состав и специальный железнодорожный подвижной состав, и устанавливает методы испытаний по определению виброакустических показателей: уровней звука и звукового давления (уровней шума), уровней вибрации, уровней инфразвука.

Таким образом, из сведений об указанном стандарте следует, что он не является обязательным к применению всеми учреждениями санэпидслужбы при осуществлении контроля шума на рабочих местах в различных отраслях народного хозяйства, в отличие от методических указаний №, на основании которых в данном случае были проведены измерения и гигиеническая оценка шумов на рабочих местах.

Более того, указанный стандарт распространяется на измерение шумовых характеристик машин и оборудования, а не на оценку шумов на рабочих местах в целях обеспечения безопасных для человека условий труда.

Также является необоснованным довод возражений представителя КАО «Азот» в части того, что приостановление деятельности тепловоза было необоснованным, поскольку выявленные нарушения не создают угрозы жизни и здоровью работников.

Так, в соответствии с ФИО7ДД.ММ.ГГГГ-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда», условия труда на рабочем месте машиниста тепловоза ТЭМ 18 № по установленному уровню шума квалифицируются как вредные (класс 3.2) – уровни вредных факторов, вызывающие стойкие функциональные изменения, приводящие в большинстве случаев к увеличению профессионально обусловленной заболеваемости (что может проявляться повышением уровня заболеваемости с временной утратой трудоспособности, и, в первую очередь, теми болезнями, которые отражают состояние наиболее уязвимых для данных факторов органов и систем), появлению начальных признаков или легких форм профессиональных заболеваний.

Изложенное свидетельствует о том, что приостановление деятельности тепловоза было вызвано объективными обстоятельствами, поскольку неосуществление работодателем санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по обеспечению безопасных условий труда приведет к развитию профессиональных заболеваний.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КРФобАП, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Судьей в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении установлено, что КАО «Азот», имея возможность для соблюдения правил и норм, технических регламентов, за нарушение которых Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не принял все зависящие от него меры по их соблюдению.

В судебном заседании с достоверностью установлено, что КАО «Азот» допустил нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации транспорта, поскольку юридическим лицом КАО «Азот» на рабочем месте машиниста тепловоза ТЭМ 18 № эквивалентный уровень звука (шума) не соответствует гигиеническим нормативам и требованиям, установленным п. 6.3 таблицы 2 раздела 6 СН 2.2.4/2.ДД.ММ.ГГГГ-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки»; п. 2.8, п. 7.27 СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту» и является нарушением ст. 11, ст. 25 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Судья не находит оснований для применения ст. 2.9 КРФобАП, поскольку инкриминируемое КАО «Азот» правонарушение представляет угрозу личности и охраняемым общественным интересам.

При назначении административного наказания суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение КАО «Азот».

В качестве смягчающих административную ответственность обстоятельств суд учитывает совершение КАО «Азот» административного правонарушения впервые.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, судом не установлено.

Учитывая конкретные обстоятельства по делу, а также то, что совершенное КАО «Азот» нарушение представляет непосредственную угрозу жизни и здоровью людей, суд считает необходимым назначить КАО «Азот» наказание в виде административного приостановления деятельности, заключающееся во временном прекращении деятельности тепловоза ТЭМ 18 № в КАО «Азот», расположенного по адресу: <адрес> на срок 40 (сорок) суток, так как менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КРФобАП,

ПОСТАНОВИЛ

Признать КАО «Азот» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде административного приостановления деятельности, заключающегося во временном прекращении деятельности тепловоза ТЭМ 18 № 427, сроком на 40 (сорок) суток, исчисляя срок наказания с 16 мая 2017 года.

В соответствии с ч. 1 ст. 32.12 КРФобАП, постановление судьи об административном приостановлении деятельности исполняется судебным приставом-исполнителем немедленно после вынесения такого постановления.

КАО «Азот» разъяснить возможность досрочного прекращения исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности в соответствии с ч. 3 ст. 32.12 КРФобАП на основании его ходатайства в случае, если обстоятельства, послужившие основанием для назначения данного административного наказания, будут устранены и это будет письменно согласовано c территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в городе Кемерово.

Постановление может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии настоящего постановления.

Судья: И.В. Масалитина


 

Постановления судов по ст. 6.4 КоАП РФ

Постановление суда по ст. 6.4 КоАП РФ

Начальник Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области (далее - Роспотребнадзор по Кемеровской области) направил в Заводский районный суд г. Кемеро...

Постановление суда по ст. 6.4 КоАП РФ

Согласно протоколу об административном правонарушении № от дд.мм.гггг, дд.мм.гггг в 15 час. 00 мин. по адресу , ИП Седякина О.В. допустила нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации помещений в жилом доме, тем самым совершив ...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru